Взрывной характер | Forbes.ru
сюжеты
$58.65
69.15
ММВБ2140.85
BRENT63.44
RTS1150.07
GOLD1258.81

Взрывной характер

читайте также
+9 просмотров за суткиЦифровая доставка. Почему «Uber для грузовиков» никак не поедет в России Игорь Юсуфов: «Альянс Саудовской Аравии и России принесет стабильность рынку нефти» +4 просмотров за суткиПрезидент-миллиардер. Себастьян Пиньера второй раз победил на выборах в Чили +81 просмотров за суткиБиткоин упал на 5% после достижения рекордного уровня в $20 000 +28 просмотров за суткиДубай-2018: чем заняться в пустыне этой зимой +879 просмотров за суткиВ защиту ростовщика. 10 мифов, из-за которых все ненавидят МФО +1345 просмотров за сутки15 друзей Березовского: от Авена до Зыгаря +941 просмотров за суткиМобильный криптосейф: как защитить биткоины от хакеров +4286 просмотров за суткиШок для Европы. Кому выгодна авария на газовом хабе в Баумгартене +1220 просмотров за суткиВалютная доходность. Как заработать на иностранных акциях в России +5729 просмотров за сутки«20-25% Tesla уже прошли серьезный ремонт», — основатель российского «Тесла-клуба» Андрей Врацкий +3212 просмотров за суткиСоветы выгорающим. Как не сойти с ума без деловой жизни +475 просмотров за суткиФейсбук для бизнеса +1143 просмотров за суткиВертикальный лес, мечеть и зал Елизаветы. Архитекторы выбирают лучшие здания в мире +6427 просмотров за суткиИзбегайте биткоина. Инвестиционные идеи на 2018 год от банка Julius Baer +5884 просмотров за суткиICO XIX века. Что общего между Суэцким каналом и криптовалютами +4320 просмотров за суткиВолшебные пилюли. Как молодые американские компании меняют будущее медицины +11715 просмотров за суткиНа исходе: 16 способов зарядить свою батарейку +2712 просмотров за суткиКонкуренция — новый профсоюз. Кадровый голод выгоден сотрудникам +26661 просмотров за суткиСамые рентабельные актеры Голливуда — 2017. Рейтинг Forbes +66807 просмотров за суткиНавечно в моде. Культовые автомобили с неизменным дизайном
03.07.2011 00:00

Взрывной характер

Бывший офицер космических войск хочет захватить рынок объемом 10 млрд рублей с помощью нового способа утилизации шин.

Взрыв, от которого взлетит на воздух даже трехэтажный дом (20 кг в тротиловом эквиваленте), почти не слышен — более сотни старых автомобильных покрышек одновременно разрываются в клочья внутри специальной камеры — взрывоциркулятора.

После слабого хлопка на ленту транспортера выползают проволока и текстильные волокна, но самое ценное здесь — резиновая крошка, пригодная для вторичной переработки. Перед отправкой во взрывоциркулятор шины охлаждают до температуры минус 70°C. Так вкратце можно описать технологию, придуманную предпринимателем Александром Захаровым, потратившим на нее более 10 лет и $10 млн. Зачем утилизировать шины?

Цена одной тонны резиновой крошки — 15 000–20 000 рублей. Ее покупают производители резинотехнических изделий, кровельных материалов, покрытий для спортивных сооружений, кроме того, крошка добавляется в асфальт. Недавно ее начали использовать как амортизирующий материал при строительстве футбольных полей. К чемпионату мира 2018 года Россия должна построить 88 новых полей, что потребует 8800 т резиновой крошки.

В России ежегодно образуется около 800 000 т изношенных шин, из них перерабатывается не более 15%, остальные просто разбрасываются по обочинам и карьерам или утилизируются нехитрым способом — сжигаются. Из скопившихся за год старых покрышек можно произвести 520 000 т крошки. Потенциальный объем этого рынка 8–10 млрд рублей. «Мы увидели большую и коммерчески привлекательную проблему и постарались ее решить», — рассказывает Захаров. Бывший офицер Советской армии ставит масштабные задачи.

Самый распространенный в мире способ переработки шин — механическое измельчение — требует большого количества электроэнергии и высоких затрат на обслуживание и замену режущего инструмента. Крупнейший в России завод по переработке шин — Чеховский регенератный (ЧРЗ) — перерабатывает 10 000–15 000 т в год (в шесть раз меньше, чем в советские времена, когда автомобильные комбинаты получали новые шины только в обмен на старые). По словам гендиректора ЧРЗ Евгения Кренца, на получение одной тонны резиновой крошки из старых шин расходуется 600 кВт энергии.

Но Захаров уверяет, что на производство одной тонны резиновой крошки по его технологии требуется только 120 кВт, а себестоимость в два раза ниже, чем при механическом способе утилизации.

Будущий рационализатор окончил с золотой медалью школу, потом с отличием Инженерный космический институт им. А. Ф. Можайского, после чего занимался в Военно-космических войсках математическими методами оптимального вывода спутников на заданные орбиты. В 1992 году уволился из армии и стал коммерсантом: торговал металлом, углем. В середине 1990-х вместе с группой ученых разработал технологию утилизации противопехотных мин без подрыва, тогда и появился первый взрывоциркулятор.

Интерес к утилизации натолкнул Захарова на идею заняться переработкой шин. Для этого бизнеса он создал компанию Explotex. «Нужно было менять физику процесса, при этом мы знали, что в части разрушений ничего лучше взрыва не придумано», — рассказывает предприниматель. К 2003 году технология была создана, запатентована и опробована, а в 2004 году во Владимирской области на территории бывшей военной автотранспортной части началось строительство завода. В конце 2006 года предприятие открылось и четыре следующих года проработало в тестовом режиме. Захаров, как он объясняет, хотел довести новый бизнес до работающего как часы «упакованного промышленного производства».

Пока получилось не все. «Прошлым летом в жару у них оборудование встало из-за слабых холодильных установок», — рассказывает конкурент Захарова, генеральный директор и владелец «Промышленной перерабатывающей компании МБК» Владислав Караулов. Он сейчас достраивает в Подмосковье завод по переработке шин измельчением. Предприятие стоимостью около €8 млн будет производить 21 000 т резиновой крошки в год при себестоимости 8000–9000 рублей за тонну. Караулов уже подписал договоры о продаже резиновой крошки по 12 000 рублей за тонну («если тарифы на энергию не возрастут»), а главное — заключил контракты на поставку шин от БелАЗов с одним из горно-обогатительных комбинатов («они раньше покрышки в карьерах закапывали!»).

Регулярная поставка сырья для перерабатывающих заводов — одна из важных составляющих бизнеса. По оценке заведующего кафедрой МАДИ и президента ассоциации «Шиноэкология» Юрия Трофименко, переработка шин может быть выгодной, только если наладить систему сбора старых покрышек, чтобы по возможности за них не платить. Ведь ЧРЗ, который покупает шины на утилизацию по цене 240–480 рублей за штуку, работает с нулевой рентабельностью, признается гендиректор Кренц.

Explotex открыл пункты приема покрышек во Владимирской области, потом в Москве. За утилизацию компания денег не берет, только за транспортировку, что привлекает владельцев складов, а также предприятия, где шины годами накапливаются. Год назад в Explotex поступила большая партия шин от нефтегазовой компании с Ямала.

В этом году завод выходит на проектную мощность — 30 000 т шин в год (в тестовый период предприятие переработало 15 000 т). Сейчас взрывы каждые шесть минут превращают старые покрышки в готовое к реализации сырье. После запуска завода Захаров поиздержался и пригласил в бизнес двух своих старых приятелей, которые стали его равноправными партнерами.

В его ближайших планах строительство второго завода, а затем еще восьми в разных регионах страны. Новые предприятия аналогичной мощности, как надеются в компании, обойдутся дешевле завода во Владимирской области. Главное, чтобы технология не давала сбоев. 

[processed]

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться