Два мифа о высшем образовании | Forbes.ru
сюжеты
$58.75
69.16
ММВБ2143.99
BRENT63.34
RTS1148.27
GOLD1254.73

Два мифа о высшем образовании

читайте также
+724 просмотров за суткиБесплатный iPhone. Почему операторы в России не раздают смартфоны в обмен на контракт +48 просмотров за суткиРеформатор года: Владимир Александров получил национальную премию «Лучший корпоративный юрист 2017 года» +6677 просмотров за сутки«Национальный позор». Что говорят политики и экономисты о приговоре Улюкаеву +63 просмотров за суткиИнвестировать пока не поздно: Villagio Estate о том, почему вкладывать деньги в загородную элитку надо как можно быстрее +830 просмотров за суткиВиртуальное безделье. Работодатели расплачиваются за интернет-серфинг сотрудников +673 просмотров за суткиКто долго запрягает, тот быстро едет. «Медленные» ICO скоро победят «ниндзя» +3948 просмотров за суткиРывок вниз. Что будет с рублем после снижения ключевой ставки +1883 просмотров за суткиВозле биткоина: для каких компаний опасен конец криптохайпа +2697 просмотров за суткиКак рыбак к президенту ходил, или Почему дальневосточная рыба стоит 300 рублей +19324 просмотров за сутки10 самых высокооплачиваемых спортсменов в истории. Рейтинг Forbes +557 просмотров за суткиНеделя потребления: новый Bentley, открытие Zilli и победа Lufthansa +3158 просмотров за суткиСуд приговорил Алексея Улюкаева к 8 годам колонии строгого режима +358 просмотров за суткиПьер Моно: «Мы лечим рак и сохраняем пациенту орган» +1568 просмотров за суткиНПФ «Будущее» и «Сафмар» продали акции Промсвязьбанка накануне санации +1763 просмотров за суткиКрупнейший в мире производитель дженериков Teva увольняет 14 000 рабочих +325 просмотров за суткиПринцы Уильям и Гарри в космосе. Фильм недели: «Звездные войны: Последние джедаи» +1812 просмотров за суткиМатильда Шнурова, совладелица ресторана «Кококо»: «В Москву мы не поедем» +833 просмотров за суткиНовогодний зоопарк: 7 украшений со смыслом +6166 просмотров за суткиСуд признал экс-министра Улюкаева виновным в получении взятки в $2 млн +7823 просмотров за суткиСоперница Путина. Как Ксения Собчак стала голосом оппозиции +923 просмотров за суткиНе только елкам сиять. Ювелирная распродажа в московском офисе Christie`s
03.07.2011 00:00

Два мифа о высшем образовании

Владимир Мау Forbes Contributor
Критерии оценки вузов надо менять

В дискуссиях о высшем образовании в России присутствует два критических тезиса, которые можно услышать всегда и ото всех — как говорили когда-то, от рабочего до министра. Одна тема количественная: в стране производится слишком много специалистов с высшим образованием, тогда как налицо нехватка технических кадров и среднего технического персонала. Вторая тема — качественная: вузы упрекают в неспособности готовить востребованных специалистов, причем востребованность измеряется количеством выпускников, пошедших работать по специальности.

Оба тезиса столь же просты, сколь и бессмысленны. Избыток специалистов с высшим образованием и их неготовность работать по специальности являются проявлением того, что наше общество давно вышло за рамки индустриальной системы и для нас неприменимы популярные на протяжении большей части ХХ века критерии качества профессионального образования.

Трудно не обратить внимания на то, что серьезным источником искусственного спроса на высшее образование является всеобщая воинская обязанность. Этот феномен совершенно не соответствует вызовам постиндустриальной экономики и постиндустриальной демографии, оказывая искажающее влияние и на профессиональную мотивацию, и на рынок труда. Если бы Билл Гейтс должен был, чтобы избежать армейскую службу, доучиваться в университете, а потом писать никому не нужную диссертацию в очной аспирантуре, то в мире, наверное, появился бы еще один неплохой инженер или даже профессор, но не было бы компании Microsoft.

Современное образование непрерывно. Идеал советской трудовой модели — человек, окончивший вуз, пошедший работать по специальности и имеющий одну-единственную запись в трудовой книжке, — не является в настоящее время не только пределом мечтаний для человека, но и желательной нормой поведения для общества и государства. За пять-шесть лет освоения высшего образования появляется большое число профессий, которых на момент поступления в вуз просто не существовало. В этом отношении появление двухступенчатого образования (бакалавриата и магистратуры) является ответом на требования времени, поскольку позволяет уточнять специализацию в период обучения в университете. Однако эта линия должна быть продолжена в виде программ поствузовского образования.

Динамизм современной экономики, в которой постоянно появляются новые сферы деятельности и профессии, требует постоянного изменения квалификации. Иначе человек оказывается в стороне от прогресса и не может считаться успешным. Всем, кто призывает оценивать вузы по количеству выпускников, работающих по специальности, достаточно ответить на вопрос, много ли профессионально успешных и известных людей работает по специальности? В общем-то, почти никто.

Еще одной особенностью постиндустриального общества является спрос на всеобщее высшее образование. Естественно, образование не может угнаться за спросом, отсюда быстрый рост вузовского образования при ухудшении его качества. Нельзя сказать, что за последние 20 лет высшее профессиональное образование в России ухудшилось. Хорошего образования, хороших университетов осталось примерно столько же — какие-то сохранили свои позиции, какие-то просели, появились новые лидеры. Однако мы сохранили способность учить очень хорошо примерно 20% выпускников школ, как это и было в эпоху развитого социализма. Но поступает-то в вузы сейчас почти 100% — и, естественно, результатом становится вопиющее снижение среднего качества.

Значит ли это, что необходимо ограничить количество вузов? Уверен, что нет. Если люди хотят получить диплом о высшем образовании, они должны иметь такую возможность. Однако профессиональное сообщество и рынок труда должны, в свою очередь, иметь инструменты оценки качества специалистов. Нельзя сказать, что этого не существует, — работодатели прекрасно знают, выпускники каких вузов чего стоят. Возможно, в ряде отраслей следует добавить профессиональный экзамен, выведенный за рамки самого вуза.

Другой способ смягчить давление массового спроса на университетское образование — появление прикладного бакалавриата. Он должен давать прикладное профессиональное образование (близкое к профессиональному колледжу), не требующее фундаментальных университетских знаний. Однако обучение должно проводиться в университете и быть частью вузовской программы, что позволит в дальнейшем продолжить образование и получить соответствующий диплом.

[processed]

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться