03.08.2011 00:00

Размер имеет значение

Игорь Сердюк Forbes Contributor
кто пьет коньяк трехлитровыми бутылками?

Если в суровые годы перестройки вам предлагали коньяк из трехлитровой банки или пятилитровой канистры, это означало, что его отлили непосредственно из заводской бочки и парадоксальным образом пронесли через проходную. В этом случае дегустация принимала церемониальный характер, а к напитку относились как к неразбавленному. Получался аутентичный и бесценный продукт.

Создатели новой версии коньяка Remy Martin Louis XIII, которая выпускается в трехлитровой хрустальной бутылке под названием «жеробоам», блистательно воссоздали этот эффект. К упаковке прилагается лабораторная пипетка, которой положено разливать коньяк по бокалам. А над хрустальным карафом Baccarat, как говорят, вручную трудилось более дюжины человек. Для полноты ощущений редкий коньяк упакован в дубовый ящик с двумя замками, и его полный вес вместе с тарой достигает 40 кг. Рыночная стоимость новой версии Louis XIII ожидается на уровне €16 000.

Кто же сегодня пьет коньяк из трехлитровых бутылок? Поиск ответа на этот вопрос ведет нас далеко на Восток. В конце 2010 года французское Национальное бюро коньяка (BNIC) объявило, что Китай стал вторым по объему потребителем коньяка в мире (после США) и что его население выпивает в год 20 млн бутылок, причем тяготеет к более высоким ценовым категориям. За последние 10 лет потребление коньяка здесь увеличилось в девять раз.

На коньяк приходится 80% импорта всех крепких спиртных напитков в Китае. Его пьют с едой, без еды, с чаем, с соком, с газировкой и просто так — но пьют только там, где это могут заметить другие. Бокал с коньяком и дорогая (желательно большая) бутылка — один из китайских знаков престижа.

Мне однажды довелось окунуться в ночную жизнь Сингапура, где этническое большинство составляют китайцы, и посмотреть, что там пьют на популярных дискотеках. Выглядит это так: за небольшими круглыми стойками группами по четыре-пять человек стоит пьянеющая молодежь. Идеологический лидер каждой такой группы заказывает в баре полутора- или трехлитровую бутылку коньяка на «качелях», пару бутылок колы и лед. Наша компания с шампанским у барной стойки смотрелась на этом фоне дегенеративно.

Авторы одного из недавних исследований китайского рынка напитков пришли к заключению, что поведение потребителей коньяка в этой стране удивительным образом сочетает в себе следы давней традиции, глубокой культуры (откуда утонченный вкус и уважение церемоний) с влиянием самой заурядной коммерческой рекламы прозападного образца. Поэтому объем потребления коньяка здесь неуклонно растет, а перед крупнейшими индустриальными группами открывается необозримая перспектива развития гигантского рынка. То есть экспорт коньяка, который сейчас составляет 96,7% его производства и приносит Франции €1,6 млрд в год, имеет хороший шанс вырасти.

Применительно к нашей теме это значит, что в недалеком будущем можно ожидать выхода в свет шестилитрового люксового коньяка, а время его появления сдерживается лишь возможностями хрустальных мануфактур. Если хотите продать, заверните, пожалуйста.

Сарказм производителей и продавцов дорогих напитков, которые еще недавно рассказывали анекдоты про новых русских, теперь все чаще направлен в сторону Китая. Впрочем, комментируя экспортные данные за 2010 год, директор BNIC по маркетингу и коммуникациям Жером Дюран недавно отметил и российский рынок, вновь назвав его «обещающим». А вот Индия в коньячный клуб развивающихся стран пока не входит, устойчиво предпочитая шотландский виски.

[processed]

Новости партнеров