К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Мне бы в небо

Мне бы в небо
Станислав Федоров ищет способы широкого применения дирижаблей в экономике.

В феврале 2009 года на военном аэродроме в подмосковной Кубинке случился переполох — в разгар учений в воздухе появился неопознанный аппарат. Пока вызывали с соседнего аэродрома самолет, чтобы отогнать нежданного гостя, летательный аппарат опустился сам и повис на кронах деревьев. Это был дирижабль «Беспощадный», на котором председатель совета директоров СБ Банка Леонид Тюхтяев устанавливал мировой рекорд дальности полета для теплового — работающего на горячем воздухе — дирижабля. А построила необычное судно компания «Авгуръ» предпринимателя Станислава Федорова.

Изготовление дирижаблей, предназначенных специально для того, чтобы на них устанавливали рекорды, обеспечивает «Авгуру» 20% выручки — воздухоплаватели-любители, как правило, не экономят на хобби. Сейчас, например, компания строит для банкира Тюхтяева новый аппарат. «Ничего необычного в дирижаблях нет, — ворчит Федоров по поводу инцидента в Кубинке. — Просто над Москвой и Питером полеты запрещены, вот людям и непривычно».

Пропагандой воздухоплавания он занимается больше 20 лет. Первые воздушные шары и аэростаты Федоров с партнерами по кооперативу шили в спортзале общежития МАИ. В 1989 году Федорова в связи с полетами над Москвой вызвали на беседу в КГБ. Во время августовского путча 1991 года предприниматель сделал верную ставку — поднял около Белого дома воздушный шар с российским триколором. Его поступок заметили и оценили как в Белом доме, так и в Моссовете. Впоследствии это не раз облегчало ему общение с властями, признает Федоров.

 

Источники дохода фирмы постоянно менялись. В 1990-е годы неплохой заработок давало катание туристов на воздушных шарах — тогда на это не требовалось никаких разрешений. После кризиса 1998 года переключились на рекламу. С этого рынка Федорова вытеснили конкуренты. «По тепловым летательным аппаратам лидером сейчас являемся мы», — говорит основатель компании «Русбал» Александр Таланов.

«Авгуръ» теперь специализируется на газовых аэростатах и дирижаблях, зарабатывая около $15 млн в год, 60% производства приходится на госзаказ. Кто летает на необычных аппаратах? В начале 2000-х годов Федоров «пробил» военных. Это было непросто. Когда он первый раз попал на прием к главкому ВВС и начал объяснять, что аэростаты во всем мире применяются для подъема в воздух устройств дальней связи и систем наблюдения, собеседник остался равнодушен. Федоров не стал отчаиваться. «Решил, что подожду. Чего? Другого главкома. С четвертым все-таки повезло», — вспоминает настойчивый предприниматель.

 

Теперь наблюдательные аэростаты стоят на вооружении ВВС и регулярно закупаются на тендерах Минобороны. Пиком «военной» карьеры Федорова стала поставка в 2006 году в Китай 70-метрового аэростата «Пума», который может месяц держать на высоте до 3 км радиолокатор и пару тонн оборудования без дозаправки гелием. Сделка прошла через «Рособоронэкспорт», за пять лет китайцы уже дважды заказывали новую оболочку. Каждый такой заказ — несколько миллионов долларов.

Но наиболее перспективным направлением Федоров считает постройку грузовых дирижаблей, которые смогут доставлять, например, детали буровых платформ на арктический шельф. «Там навигация всего три месяца, а дирижабли могут летать круглый год», — говорит Федоров. Одна загвоздка — этот сегмент приглянулся не только ему.

Компания Кирилла Лятса «Метапроцесс», выпускающая мини-установки для производства метанола, в 2009 году тоже решила инвестировать в грузовое дирижаблестроение и создала фирму «Локомоскай». Лятс, автор романа «Метановые облака», увлекся воздухоплаванием в 2005 году и даже начал издавать на свои деньги отраслевой журнал. В 2010 году «Локомоскай» приобрела компанию «Аэроскан», владевшую посадочной площадкой под Владимиром и двумя крупными дирижаблями производства «Авгура» — на них по заказам энергетиков когда-то мониторили линии электропередач.

 

Эта сделка привела к конфликту двух компаний. В апреле 2010 года «Локомоскай» подала в суд иск о банкротстве «Авгура», у которого были долги перед «Аэросканом». Федоров в ЖЖ обвинил Лятса в попытке рейдерского захвата своей фирмы. «Как только в дирижаблестроении запахло деньгами, эти веселые ребята кинулись на эти гипотетические средства, как пираньи. Сами они ничего не умеют, зато уже гордо фотографируются в гондолах наших дирижаблей, которые упорно пытаются выдать за свои «прототипы», —писал Федоров. Лятс парировал, что, мол, просто хотел вернуть долги. В итоге дело о банкротстве прекратили. Теперь Лятс пытается получить свой кусок госзаказа. Он заявил о начале разработки «аэростатического термобалластируемого летательного аппарата» — иными словами, дирижабля в виде «летающей тарелки» грузоподъемностью до 600 т. «У нас уже есть проект, есть инвесторы, люди готовы работать», — уверяет гендиректор «Локомоскай» Антон Русских. В июле правительство Ульяновской области даже объявило о программе по созданию производства таких аппаратов, на которую выделяет свыше 1 млрд рублей.

Чем ответит Федоров? «Меня деньги не очень волнуют, я занялся аэронавтикой, чтобы летать», — говорит предприниматель. Теперь он стремится в стратосферу — вынашивает идею запуска с дирижаблей небольших космических ракет и вывода на орбиту спутников. В этой идее есть рациональное зерно: обычная ракета-носитель тратит основную массу топлива на то, чтобы преодолеть первые 10 км подъема. Дирижабль способен подняться выше 9 км. Федоров убедился в этом лично, ему принадлежит рекорд по высотному полету на тепловом дирижабле — 9387 м.

фото: Евгения Дудина для Forbes

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+