03.11.2011 00:00

Достучаться до сердец

Андрей Бабицкий Forbes Contributor
фото Foto SA/Corbis
Стив джобс сделал из клиента человека.

В середине 2011 года 64% обладателей смартфонов использовали их для игр, посчитала исследовательская фирма Nielsen, — это было самое популярное применение устройства; 56% — общались в социальных сетях, 44% — слушали музыку. Сколько пользователей смартфонов обращались к офисным приложениям? — 21%. В списке возможных применений работа шла на 13-м месте, уступая среди прочего поиску ресторанов, совершению покупок и кино.

Современные телефоны позволяют делать что угодно, но покупатели рассматривают их как источник развлечений. Согласно данным того же исследования, средний обладатель iPhone играет за месяц в 15 разных игр, владелец телефона на ОС Android — в девять игр, а серьезные пользователи BlackBerry не успевают попробовать и пяти. Казалось бы, если уж выдавать своим сотрудникам смартфоны, то точно не продукцию Apple, полную соблазнов и лишенную знаменитых на весь мир шифрованных протоколов и серверов в Канаде. И тем не менее 93% из 500 крупнейших американских компаний по версии журнала Fortune выдают iPhone сотрудникам.

Связано это, разумеется, с тем, что сотрудники крупных компаний ничем не отличаются от всех прочих людей, а нанимателям сложно игнорировать их плохо скрываемые предпочтения. Рост акций Apple и падение котировок Research in Motion — красноречивое свидетельство того, что популярность среди рядовых потребителей стоит больше, чем популярность среди корпоративных клиентов.

Стирание границ между корпоративными и потребительскими продуктами (это принято называть консьюмеризацией) в технологических областях происходит уже давно. Но Apple Стива Джобса пыталась не столько завоевать корпорации, сколько игнорировать их. Кто сейчас, в 2011 году, работает на компьютере, который не является персональным? Кто пользуется наладонными компьютерами, придуманными когда-то для офисных работников? Им на смену пришел iPad. BlackBerry скоро сдастся под натиском iPhone и его последователей — рынок в этом уже не сомневается. Люди — сложные клиенты, с ними приходится договариваться, но, когда они довольны, ни один CIO не сможет убедить их отказаться от их предпочтений.

Заимствовать менеджерские таланты трудно, заимствовать принцип гораздо проще. Если последователи могут вынести из карьеры Стива Джобса урок на будущее, то вот он: разделяй и властвуй. Зачем договариваться с компанией, если можно договориться с каждым ее сотрудником?

Компания Square, основанная создателем Twitter Джеком Дорси, продает небольшие пластиковые квадратики, которые можно вставлять в iPhone и использовать его в качестве платежного терминала. С их помощью любой человек может принимать платежи по кредиткам (оборот превысит в этом году $2 млрд). Когда бы не Джобс, кто бы мог подумать, что частному лицу можно продать платежный терминал?

В части устройств революция, начатая Apple, уже почти завершена. Осталось только подождать, пока распространение удаленных сервисов обессмыслит производство серверов. Скоро то же самое случится и с программами — по мере того как стирается граница между железом и алгоритмом. Многие работники отказываются от корпоративной почты в пользу Gmail и предпочитают хранить файлы в Dropbox, а не на корпоративных серверах. Десятки компаний создают потребительские по сути программы, конкурирующие с продуктами SAP и Salesforce; через пять лет они будут конкурировать с ними и рыночной капитализацией.

Последний бастион корпоративного IT — это офисные приложения, которые никто, включая Джобса, не смог сделать достаточно хорошими, чтобы успешно продавать потребителям напрямую. Неудивительно, что только 21% пользователей готовы установить их в свой смартфон. Но когда такие программы появятся, они, конечно, будут рассчитаны на персональные устройства. Стив Джобс сделал для этого все, что мог.

[processed]

Новости партнеров