Большой стиль | Forbes.ru
сюжеты
$58.77
69.14
ММВБ2143.99
BRENT63.26
RTS1148.27
GOLD1256.54

Большой стиль

читайте также
+1981 просмотров за суткиКонкуренция — новый профсоюз. Кадровый голод выгоден сотрудникам +18698 просмотров за суткиСамые рентабельные актеры Голливуда — 2017. Рейтинг Forbes +82686 просмотров за суткиНавечно в моде. Культовые автомобили с неизменным дизайном +1370 просмотров за суткиМолекулярные ножницы. Молодая компания создала новый фермент для редактирования ДНК +1904 просмотров за суткиМарк Цукерберг рассказал о «магии технологий» в борьбе с болезнями +2953 просмотров за суткиСтоит съесть: ризотто по-бородински в Uilliam's, тайский суп в Insight, хумус в Carmel +5396 просмотров за суткиОдна вокруг света: как отремонтировать корейскую машину в Африке +1872 просмотров за суткиДивный мир инстаграма. Как правильно использовать блогеров для бизнеса +7782 просмотров за суткиБесплатный iPhone. Почему операторы в России не раздают смартфоны в обмен на контракт +98 просмотров за суткиРеформатор года: Владимир Александров получил национальную премию «Лучший корпоративный юрист 2017 года» +30461 просмотров за сутки«Национальный позор». Что говорят политики и экономисты о приговоре Улюкаеву +92 просмотров за суткиИнвестировать пока не поздно: Villagio Estate о том, почему вкладывать деньги в загородную элитку надо как можно быстрее +2310 просмотров за суткиВиртуальное безделье. Работодатели расплачиваются за интернет-серфинг сотрудников +1248 просмотров за суткиКто долго запрягает, тот быстро едет. «Медленные» ICO скоро победят «ниндзя» +21681 просмотров за суткиРывок вниз. Что будет с рублем после снижения ключевой ставки +3632 просмотров за суткиВозле биткоина: для каких компаний опасен конец криптохайпа +13659 просмотров за суткиКак рыбак к президенту ходил, или Почему дальневосточная рыба стоит 300 рублей +34444 просмотров за сутки10 самых высокооплачиваемых спортсменов в истории. Рейтинг Forbes +694 просмотров за суткиНеделя потребления: новый Bentley, открытие Zilli и победа Lufthansa +1550 просмотров за суткиСуд приговорил Алексея Улюкаева к 8 годам колонии строгого режима +639 просмотров за суткиПьер Моно: «Мы лечим рак и сохраняем пациенту орган»
03.01.2012 00:00

Большой стиль

Опера «Руслан и Людмила» поставлена для нового зрителя фото Итар-ТАСС
Главный театр страны сделал настоящее шоу для настоящей буржуазии

Игорь Порошин

Креативный продюсер телеканала «Россия-2»

В Большом театре, теперь сияющем позолотой турецкого отеля, случилось необычайное происшествие. После пятилетней реконструкции главной сцены давали премьеру «Руслана и Людмилы». Уже примерно на 30-й минуте в зале раздались первые крики «позор». К этому моменту стало ясно, что исполнитель партии Фарлафа вовсе не грузен и дрябл, как иные оперные люди, а под его кожаной курткой скрывается роскошный накачанный торс.

По сцене расхаживали девицы в топиках и микрошортах и запускали вертолетики. Через минут пять к крикам «позор» в зале добавился благожелательный смех и даже крики «браво».

К третьему акту зал разделился так, что разделившиеся разве что друга друга не били. Одни кричали: «На что променяли Россию?», другие: «Девственницы, домой!», «Россия, вперед!» К поклонам половина зала сбежала со своих мест, а половина рукоплескала.

Ничего подобного Большой театр последние лет 100 не знал. В 1920-х годах в больших театрах можно было хулиганить на сцене. Затем Сталин и его советники по культуре учредили формат театра оперы и балета, известный в мире как bolshoy style, а в русском народе как «классика». Ее-то поругание и праздновали на премьере «Руслана и Людмилы» одни и оплакивали другие.

Если бы Большой не обветшал, его реконструкцию следовало бы придумать и бессовестно затянуть. Большой закрылся в момент финального истощения концепции Высокого сталинского музыкального шоу. Потребовалось пять лет, чтобы дать успокоиться праху мертвеца.

Но в самом деле, что было делать директору Большого Анатолию Иксанову? Выпускать в угоду оперной публике на четыре часа девок в кокошниках на фоне задника с дубами-колдунами? Так ведь в России больше нет оперной публики, нет великих оперных голосов, есть только призрачное, переданное по наследству представление о том, как должна выглядеть «классика». И есть врожденный инстинкт русского человека: если ты в Москве, сходи в Большой. Смотреть оперу ушами, как прежде, умеют теперь только в четырех-пяти городах мира. Остальной мир, включая Россию, оперу смотрит глазами. «Руслан и Людмила» — шоковая терапия для нашего непосвященного зрителя. Но он еще и непросвещенный. «Руслан и Людмила — 2011» — лекция о международном положении, дайджест расхожих сценических трюков, постмодернистские аз и буки. «Руслан и Людмила — 2011», очевидно, не самое лучшее, потому что грубое, произведение постановщика Дмитрия Чернякова — самого знаменитого и, по сути, первого оперного режиссера из России, востребованного на Западе (Берлин, Мюнхен, Париж, Нью-Йорк, далее везде). Поэтому «Руслан и Людмила» — это еще и большое огорчение для его поклонников.

Но без грубости было никак не обойтись. Хотя бы потому, что опера Глинки — неловкий, неотесанный, крайне неудобный для сцены шедевр с путаным сюжетом и смехотворной лирикой, где подлинный Пушкин обезображен переделками бездарностей.

Две трети спектакля Черняков вертится волчком, забывая о приличиях, забывая и о своих поклонниках. И преследуя, в сущности, одну цель: не дать заскучать Иван Иванычу с Марьей Иванной в партере и Маше с Сашей в ложе бенуара. Никто не заскучал — Иван Иваныч с Марьей Иванной ушли оскорбленные во втором антракте, а Маша и Саша остались и не пожалели. Через кащеевы каньоны, с шутками ниже пояса Черняков продирается к третьему действию, чтобы сделать-таки свой фирменный кульбит, за который мы его так любим, — от фарса к драме.

Людмила сходит с ума в белоснежном интерьере спа. И вот тут-то становятся понятными многие вещи. Например, что Черняков придумал очень пушкинский спектакль. Ведь «Руслан и Людмила» представлялась многим современникам Пушкина юношеской похабщиной, хотя бы потому, что там было употреблено слово «чихать». Кроме того, «драму в спа» способен пережить как драму только определенный класс. Понятно, к кому по-настоящему обращаются Руслан и Людмила и вместе с ними Новый Большой. Новая буржуазия, тебе посвящается. Ну а собственно кому еще у нас ходить в оперу

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться