Пропавшая экспедиция | Forbes.ru
сюжеты
$58.77
69.14
ММВБ2143.99
BRENT63.26
RTS1148.27
GOLD1256.54

Пропавшая экспедиция

читайте также
Волшебные пилюли. Как молодые американские компании меняют будущее медицины +3369 просмотров за суткиНа исходе: 16 способов зарядить свою батарейку +2525 просмотров за суткиКонкуренция — новый профсоюз. Кадровый голод выгоден сотрудникам +24922 просмотров за суткиСамые рентабельные актеры Голливуда — 2017. Рейтинг Forbes +96747 просмотров за суткиНавечно в моде. Культовые автомобили с неизменным дизайном +1573 просмотров за суткиМолекулярные ножницы. Молодая компания создала новый фермент для редактирования ДНК +2280 просмотров за суткиМарк Цукерберг рассказал о «магии технологий» в борьбе с болезнями +3248 просмотров за суткиСтоит съесть: ризотто по-бородински в Uilliam's, тайский суп в Insight, хумус в Carmel +5797 просмотров за суткиОдна вокруг света: как отремонтировать корейскую машину в Африке +2082 просмотров за суткиДивный мир инстаграма. Как правильно использовать блогеров для бизнеса +8586 просмотров за суткиБесплатный iPhone. Почему операторы в России не раздают смартфоны в обмен на контракт +108 просмотров за суткиРеформатор года: Владимир Александров получил национальную премию «Лучший корпоративный юрист 2017 года» +34192 просмотров за сутки«Национальный позор». Что говорят политики и экономисты о приговоре Улюкаеву +103 просмотров за суткиИнвестировать пока не поздно: Villagio Estate о том, почему вкладывать деньги в загородную элитку надо как можно быстрее +2504 просмотров за суткиВиртуальное безделье. Работодатели расплачиваются за интернет-серфинг сотрудников +1451 просмотров за суткиКто долго запрягает, тот быстро едет. «Медленные» ICO скоро победят «ниндзя» +23670 просмотров за суткиРывок вниз. Что будет с рублем после снижения ключевой ставки +3928 просмотров за суткиВозле биткоина: для каких компаний опасен конец криптохайпа +16572 просмотров за суткиКак рыбак к президенту ходил, или Почему дальневосточная рыба стоит 300 рублей +37368 просмотров за сутки10 самых высокооплачиваемых спортсменов в истории. Рейтинг Forbes +797 просмотров за суткиНеделя потребления: новый Bentley, открытие Zilli и победа Lufthansa
03.01.2012 00:00

Пропавшая экспедиция

фото NASA
Почему российская космонавтика терпит неудачу за неудачей

Космический аппарат стоимостью 5 млрд рублей завис на неуправляемой орбите и постепенно начал разваливаться. Первая за последние 15 лет межпланетная российская экспедиция закончилась провалом. Космическая станция «Фобос-Грунт», запущенная с Земли к спутнику Марса 9 ноября 2011 года, на Фобос не попадет. В лучшем случае, если удастся запустить двигатели, она отправится к астероиду Апофис, но, скорее всего, рухнет на Землю в начале 2012 года. За год российская космонавтика потеряла три спутника «Глонасс» (стоимость $138 млн), военный спутник «Гео-ИК-2», спутник связи «Экспресс-АМ4» ($260 млн) и грузовой корабль «Прогресс», направлявшийся на Международную космическую станцию (МКС). В целом состояние дел в отрасли выглядит катастрофой. Глава государства Дмитрий Медведев не исключил введения уголовной ответственности за космические аварии. Что происходит в российской космонавтике?

Затерянный на орбите

В 2007 году 34-летнего первого заместителя главы ОКБ ФГУП «НПО имени С. А. Лавочкина» Максима Мартынова вызвал непосредственный руководитель. Предложение не стало неожиданным. «Все знали, что после ухода предыдущего главного конструктора проекта «Фобос-Грунт» браться за него никто не хотел, — рассказывает Мартынов. — Но я не стал отказываться». Проект по созданию космической станции для запуска к спутнику Марса финансировался еще с 2005 года, но к 2007 году почти ничего не было сделано.

Создание автоматической станции для межпланетной экспедиции — всегда большой риск, тем более когда речь идет о Марсе. В СССР успешными были лишь 30% полетов космических аппаратов к Марсу, намного лучше удавались экспедиции к Венере, Луне и полеты на орбиту Земли. Мартынов собрал команду преимущественно из молодых сотрудников и «устроил настоящую гонку» — искали поставщиков, подбирали элементную базу, дорабатывали конструкцию. «Фобос-Грунт» планировалось запустить в 2009 году, но за год до этого он был готов только на бумаге. В 2008 году по межагентскому соглашению в конструкцию космического аппарата «Фобос-Грунт» пришлось ввести китайский микроспутник, что потребовало доработать аппарат и перевести с ракеты-носителя «Союз» на ракету-носитель «Зенит».

К 2009 году аппарат не был готов технически, кроме того, выяснилось, что спроектированный манипулятор не сможет взять грунт на Фобосе, если окажется на каменистой поверхности. Конструкцию нужно было дополнять вторым манипулятором с отбойным молотком. Запуск перенесли на осень 2011 года, но команда «Фобос-Грунта» жить спокойнее не стала. Как только стало известно о переносе старта, большая часть смежников запросила свое оборудование на доработку. С космического аппарата пришлось снять почти 80% бортовых систем. Полностью он был собран заново только в июле 2011 года, за три месяца до старта, при этом космическим аппаратам при обычных условиях требуется восемь-девять месяцев испытаний.

Мартынов говорит, что все необходимые испытания аппарат прошел: «Испытания в сборе проходили не больше двух месяцев, что крайне мало, но все программы были выполнены и согласованы с заказчиком». Работали в авральном режиме, в три смены, но все равно пришлось доделывать аппарат уже на полигоне: устранять выявленные в самый последний момент замечания по программному обеспечению. О переносе сроков запуска и речи быть не могло. К следующему астрономическому окну, когда возможен полет к Марсу (примерно каждые два года и два месяца), истекала гарантия на оборудование и приборы, аппарат пришлось бы строить заново.

За запуском «Фобос-Грунта» с Байконура Мартынов следил в Центре управления полетами НПО им. Лавочкина в Химках. Первоначально все системы работали штатно, через восемь минут после отделения ракеты «Фобос-Грунт» передал телеметрическую информацию, потом ушел в зону невидимости. Через час двадцать была передана новая серия информации: аппарат вышел на Солнце, сориентировался, раскрыл солнечные батареи. Перед запуском основного двигателя он снова ушел в зону невидимости. И потерялся. Чуть позже пришла информация от военных — «Фобос-Грунт» остался на опорной орбите, экспедиция не удалась.

После запуска «Фобос-Грунта» Мартынов вновь спит по три часа в сутки, он и его сотрудники изучают скудную информацию, которую периодически удается получить от космического аппарата, пытаются найти и по возможности исправить ошибки. В декабре 2011 года они еще надеялись запустить маршевый двигатель и отправить свое детище на астероид, чтобы привезти на Землю первородное вещество.

Неудача с «Фобос-Грунтом» может радикально поменять будущую программу развития российской космонавтики: вместо межпланетных экспедиций, к примеру, переориентировать ее на освоение Луны. По мнению Мартынова, проекты с Марсом и Фобосом надо продолжать, есть уже достаточный опыт и разработки. Проект обошелся в 5 млрд рублей, сам аппарат стоил 1,2 млрд рублей (на эту сумму он и был застрахован). «Если мы закроем тему и вернемся к ней через 15 лет, то придется все начинать сначала, как это уже происходило, — считает он. — У нас в команде по планетной тематике постоянно работает не менее 50 человек, 45 из них младше 30 лет. Сейчас они опустошены, но генерируют идеи и готовы работать».

Нежданная монополия

Ранним утром 21 июля 2011 года на космодроме имени Джона Кеннеди на острове Мерритт во Флориде приземлился последний в истории космических челноков шаттл Atlantis с четырьмя астронавтами на борту. Тридцатилетняя программа эксплуатации многоразовых космических кораблей была закрыта. С этого дня, по специальному соглашению между Национальным аэрокосмическим агентством (NASA) и Роскосмосом, до 2016 года доставку астронавтов на Международную космическую станцию (МКС) будут осуществлять российские пилотируемые корабли.

Главный выгодоприобретатель в этой ситуации — Ракетно-космическая корпорация «Энергия». Лидер российской космонавтики, первым в мире запустивший искусственный спутник Земли и отправивший первого человека в космос, остался единственным космическим перевозчиком. Впрочем, Александр Деречин, заместитель генерального конструктора «Энергии», не производит впечатления человека, уверенного в блестящем будущем своего дела. «Да, мы остались без конкурентов, но это будет продолжаться до 2017 года включительно, — говорит он в интервью Forbes. — США очень не любят быть на вторых ролях и разработали план освобождения от русской зависимости — чрезвычайно умную программу коммерциализации низкой орбиты».

Речь идет о программе NASA «Коммерческая орбитальная транспортировка», в рамках которой в декабре 2008 года были заключены контракты с частными компаниями SpaceX и Orbital Sciences о создании кораблей для доставки грузов и астронавтов на орбиту, в том числе на МКС. После серии испытательных пусков в августе 2011 года NASA дало разрешение на стыковку корабля Dragon производства SpaceX с МКС. «В этом направлении сейчас серьезно работают четыре американские фирмы, — рассказывает Деречин. — Наша монополия будет разрушена, у нас очень мало времени, чтобы выйти на рынок со своим новым кораблем».

Этот корабль создают в подмосковном Королеве. Дорогу к РКК «Энергия», градообразующему предприятию города, укажет любой местный житель: от центральной площади через парк, мимо памятника Ленину к ракете «Союз», возвышающейся на постаменте над центральной проходной корпорации. Средняя зарплата в «Энергии» — 30 000 рублей в месяц, работают в основном люди пенсионного возраста, хотя в последнее время приходят и молодые специалисты (из 8000 сотрудников сейчас около 1500 молодых людей в возрасте до 30 лет). Что их привлекает? «Стабильность, — говорит инженер, проработавший на предприятии более 30 лет, — я не знаю, что нужно сделать, чтобы тебя отсюда уволили. Поэтому лишних людей очень много».

По мнению Деречина, кадровая проблема связана не только с низкой зарплатой. «Молодежи нужен вызов, им скучно работать на старых проектах — изучать «Союзы», — говорит он. Но с новыми проектами у «Энергии» пока не ладится. В 2000 году корпорация начала проектирование многоразового космического корабля «Клипер» и через пять лет представила его полномасштабный проект. Но в 2006 году проект был отправлен на доработку, а затем закрыли и конкурс Роскосмоса по созданию нового корабля.

В 2009 году «Энергия» выиграла еще один конкурс. Уже готов эскизный проект шестиместного корабля, который должен стать частью «Перспективной пилотируемой транспортной системы». Но в настоящее время все работы приостановлены. Дело в том, что корабль создавался для ракеты-носителя «Зенит» украинского КБ «Южное», но позже пилотируемую космонавтику решили связать с новым космодромом на Дальнем Востоке и другой ракетой-носителем — «Русь-М», проектируемой на ЦСКБ-Прогресс. Пуск запланирован на 2015 год. Однако осенью 2011 года по инициативе Роскосмоса все работы по разработке «Русь-М» были прекращены из-за недостаточного финансирования.

Глава Роскосмоса Владимир Поповкин объяснил, что отказ от разработки ракеты-носителя «Русь-М» не означает прекращения работ по созданию нового пилотируемого корабля. Ракетой-носителем для него вновь станет «Ангара». «Энергии» придется перестраивать свой проект под новый носитель, ждать, когда будет построен космодром Восточный в Амурской области (окончание работ запланировано на 2015 год) и пройдут испытательные запуски. При этом, по словам Поповкина, первыми будут запускать с нового космодрома проверенные временем «Союзы». «Мы проверим, как эти ракеты летают, и после этого примем решение о дальнейших планах по Восточному — запускать старые ракеты или вернуться к разработке новой»», — заявил Поповкин на парламентском часе в Госдуме в октябре 2011 года.

В будущее российского космоса или хотя бы создание нового шестиместного корабля не верит, похоже, и давний партнер РКК «Энергия» Сергей Костенко, основатель компании Space Adventures, которая на аппаратах корпорации отправляла на МКС космических туристов. Сейчас Костенко руководит компанией «Орбитальные технологии», разрабатывающей создание на околоземной орбите «Коммерческой космической станции», или гостиницы для туристов. После закрытия американской программы с шаттлами Костенко туристов в космос не возит: у загруженных под завязку «Союзов» нет возможностей. Деречин говорит, что корпорация готова собрать еще один старый трехместный «Союз», но для этого нужно иметь гарантированные заказы минимум от трех туристов. Пока желающих нет: после первого полета космического туриста в 2001 году стоимость путевки на орбиту выросла с $20 млн до $60 млн. Впрочем, цена билета может снизиться, если шестиместный корабль все-таки появится. «Если Россия не создаст новый корабль, то лишится лучшей отрасли, доставшейся от советской власти, главного бренда страны», — считает Костенко.

«За последние 11 лет бюджет гражданской космонавтики в России увеличился в 18 раз. Но выделенных средств все равно недостаточно», — уверен Деречин. В 2011 году Роскосмос получил более $3 млрд, бюджет космического агентства в 2012 году, по неофициальным данным, составит около $4 млрд. По этому показателю Россия находится на пятом месте в мире после США, ЕС, Японии, Китая. Деречин не исключает, что скоро нас обгонят Индия и Южная Корея. Как расходуются деньги? В сентябре 2011 года глава Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что масштабная проверка отрасли выявила массу нарушений, в том числе и нецелевое использование средств: приписки, завышение стоимости работ, ничем не обоснованные премии руководства и пр.

Нынешние проблемы космической отрасли — следствие неэффективности управления, убеждены эксперты. Отрасль в основном состоит из ФГУПов и ГУПов, акционерных предприятий намного меньше. Сергей Недорослев, основатель ГК «Каскол», которая до недавнего времени владела пакетами акций РКК «Энергия» (10%) и НПП «Звезда» (25%) (производитель скафандров), считает, что форму собственности давно пора менять. «Это самая неэффективная форма, при которой главным бенефициаром является генеральный директор, — рассуждает он. — Нужно их все преобразовать в акционерные общества, менять менеджмент, нанимать независимых членов совета директоров, объединять в холдинги и, возможно, проводить IPO».

Роскосмос уже движется в этом направлении. В июне 2011 года Владимир Поповкин заявил, что все предприятия ракетно-космической отрасли будут объединяться в конкурирующие холдинги. Уже началось присоединение производителя ракетных двигателей НПО «Энергомаш» к РКК «Энергия», в ближайшем будущем в холдинг планируется ввести самарский «Прогресс», производитель ракет-носителей.  

Догоним и перегоним

 

За все годы освоения космоса СССР / Россия совершили 3437 запусков, США — 2696. 
На графике — количество запусков в год.


октябрь 1957 года

СССР запустил первый искусственный спутник Земли. Через месяц был успешно запущен второй советский  спутник. В декабре свой спутник попытались запустить США, но неудачно.

 

март 1958 года

C третьей попытки США выводят на орбиту собственный спутник.

сентябрь 1960 года

Дворняжки Белка и Стрелка вернулись с орбиты живыми и здоровыми. Советские ученые готовятся к отправке в космос человека.

12 апреля 1961 года

Юрий Гагарин совершил первый полет человека 
в космос. Первый полет американского астронавта Джона Гленна состоялся в феврале 1962 года.

август 1962 года

На расстоянии 800 км от Венеры американская станция «Mariner 2» измерила температуру на поверхности планеты — +425 градусов по Цельсию. В апреле 1964 года советский «Зонд-1» передал данные о химическом составе атмосферы Венеры.

18 марта 1965 года

12 минут находился в безвоздушном пространстве Алексей Леонов, он стал первым человеком, побывавшим в открытом космосе.

апрель 1967 года

При возвращении на Землю из-за отказа парашютной системы погиб Владимир Комаров — первая жертва пилотируемых космических полетов.

январь 1969 года

Советские корабли «Союз-5» и «Союз-4» произвели первую стыковку в космосе.

июль 1969 года

Астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин высадились на Луне, установили американский флаг, собрали более 20 кг геологических образцов и вернулись на Землю. Вторая экспедиция астронавтов на Луну в апреле 1970 года едва не закончилась трагедией. Из-за взрыва на борту кислородного баллона высадка оказалась невозможной, астронавты с трудом вернулись на Землю. Всего на Луне побывали 12 астронавтов и шесть американских космических кораблей.

июль 1975 года

Корабль «Союз» стыкуется с американским «Apollo», космонавты и астронавты соперничающих держав впервые встречаются на орбите.

апрель 1981 года

На орбиту впервые поднялся многоразовый корабль — Space Shuttle, пилотируемый челнок сделал 37 витков вокруг Земли и вернулся  на планету.

28 января 1986 года

На 73-й секунде полета оторвавшийся ускоритель пробил топливный бак многоразового корабля Challenger, «челнок» разрушился. 
В катастрофе погибло семь астронавтов, в том числе выигравшая полет 
в конкурсе учительница Криста Маколифф.

февраль 1986 года

На орбите началось строительство собираемой из модулей станции «Мир». За десять лет работы на станции побывало 104 человека из 
12 стран мира. Космонавт Валерий Поляков прожил на станции рекордные 438 суток. 23 марта 2001 года устаревшая станция была затоплена в Тихом океане.

3 февраля 1994 года

На американском шаттле впервые в истории в космос отправился российский космонавт Сергей Крикалев. Через год на российском корабле «Союз ТМ-21» 
в космос отправится астронавт Норманн Тагарт.

июль 1997 года

На Марс высадился американский марсоход Sojourner, который проработал на планете 83 дня.

20 ноября 1998 года

Началось строительство Международной космической станции, участниками проекта стали 23 страны. 
В марте 2009 года станция, состоящая из 14 модулей общим весом 400 т, была построена.

весна 2001 года

На МКС прибыл первый космический турист — американский бизнесмен Деннис Тито. Путевка от Роскосмоса стоила ему $20 млн.

1 февраля 2003 года

При возращении на Землю потерпел катастрофу шаттл Columbia с семью астронавтами на борту. Челнок развалился в воздухе за 16 минут до посадки из-за повреждений теплозащитного слоя корпуса.

15 октября 2003 года

В космос отправился первый пилотируемый корабль 
Китайской Народной Республики. Космический корабль «Шеньчжоу-5» с полковником Ян Ливэем на борту, побывав на орбите, в тот же день успешно возвращается на Землю. 

август 2007 года

США отправили на Марс станцию Mars Phoenix Lander. Прибыв на поверхность Марса, буровая установка станции углубилась в грунт планеты и обнаружила там лед.

5 декабря 2010 года

Три спутника российской системы ГЛОНАСС не удалось вывести на орбиту, 
и они упали в Тихий океан.

июнь 2011 года

Состоялся последний полет американского «челнока» по программе Space Shuttle. Всего шаттлы совершили более 130 полетов в космос, из пяти построенных на Землю вернулось только три. До появления в США новых типов пилотируемых кораблей американские астронавты доставляются на МКС российскими космическими перевозчиками.

18 августа 2011 года

Был выведен на неправильную орбиту 
и утрачен российский спутник «Экспресс-АМ4» стоимостью 7,5 млрд рублей.

9 ноября 2011 года

Российская межпланетная станция «Фобос-Грунт» не смогла выйти на траекторию перелета к спутнику Марса. 

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться