Догнать McDonald’s | Forbes.ru
$59.03
69.61
ММВБ2131.91
BRENT62.74
RTS1132.45
GOLD1292.57

Догнать McDonald’s

читайте также
+389 просмотров за суткиЖурнал об успехе и для успешных людей. 15 миллиардеров поздравили Forbes со 100-летием +3215 просмотров за суткиКудесник или шарлатан. Была ли первая трансплантация головы +865 просмотров за суткиВоля к жизни. НПФ «Будущее» сократит каждого пятого сотрудника до конца года +2955 просмотров за суткиДети — наше все: шесть способов уйти от советского мышления при воспитании наследников +3301 просмотров за суткиК новогоднему столу. Почему в России выросли цены на красную икру +3340 просмотров за суткиШантаж и мошенничество: Лондонский суд встал на сторону Хорватии в ее споре со Сбербанком +1634 просмотров за суткиКрыши мира: какие стартапы из США и Европы изменят рынок недвижимости в России +2092 просмотров за суткиОбуздание инфляции: рост цен больше не будет источником дохода +1007 просмотров за суткиБронежилет для смартфона. Как бизнесу защититься от вирусов-вымогателей +2629 просмотров за суткиБизнес нового поколения лидеров. Как ускорить рост стартапов в России +819 просмотров за суткиБывший глава IBM Луис Герстнер рассказал об умении принимать решения вовремя +1262 просмотров за суткиМарина Науменко: «В нашем роддоме все сосредоточено вокруг мамы и новорожденного» +1374 просмотров за суткиФэйк-контроль: что произошло с бизнесом «Одевайся Легко», когда производство наконец наладилось +6644 просмотров за суткиКак настоящий. Может ли грузовик Tesla Semi соревноваться с дизельными конкурентами +1489 просмотров за суткиПроизводный шум. Как ЦБ будет регулировать рынок деривативов с 2019 года +343 просмотров за суткиОбхохочешься: фильм недели — «Молодой Годар» +1267 просмотров за суткиСтоит съесть: трюфели в White Rabbit Family, мидии в Perelman People, винегрет в KM20 +1439 просмотров за суткиО России с любовью: высокая ювелирная коллекция Boucheron +1900 просмотров за суткиМосква без турникетов: чем закончится очередное обещание облегчить жизнь пассажирам +24038 просмотров за суткиЗа перегородкой: как летают пассажиры первого класса Догнать McDonald’s
#Smashburger 03.04.2012 00:00

Догнать McDonald’s

Том Райан (справа) И Дэв Прокупек в своей закусочной фото Stephen Collector для Forbes
В чем секрет быстрого роста сети закусочных Smashburger.

Автор: Дж. Дж.Колао

Американцы съедают 13 млрд гамбургеров в год. По опросам, половина американцев едят гамбургер хотя бы раз в неделю. 28 000 заведений «большой гамбургерной тройки» — McDonald’s, Burger King и Wendy’s — заполонили в США торговые центры и обочины шоссе; более мелкие игроки владеют еще 12 000 точек. «Гамбургер — это наша любимая пища, — говорит Том Райан, основатель Smashburger, новичка на рынке бургеров. — И нам их все равно не хватает». Поэтому в 2007 году Райан решил создать собственную сеть закусочных и уговорил войти в дело специалиста по инвестициям Дэйва Прокупека. Несмотря на рецессию, их компания к концу 2011 года разрослась до 143 точек (половина из них работает по франшизе) и достигла годовой выручки $54 млн. Еще 450 договоров франшизы заключены пока только на бумаге.

Вас также может заинтересовать

Как и конкуренты, закусочные вроде Chipotle Mexican Grill и Panera Bread, Smashburger предлагает более сложные в сравнении с гигантами фастфуда блюда и особую атмосферу за некоторую надбавку к цене. Название Smashburger отсылает к процессу изготовления котлет. Все начинается с куска фарша из мяса коров абердин-ангусской породы (мясо никогда не замораживалось, подчеркивается в рекламе), который повар с размаху припечатывает к смазанному маслом грилю с помощью ручной стальной формы, что дает мясу карамелизованную корочку, сохраняющую его сочность. Затем используются необычные добавки вроде яичницы и грибов с чесноком, а также 11 соусов, включая майонез с подкопченным чили и пряную сарептскую горчицу. Средний чек — $8. (Комбинированный обед в McDonald’s — гамбургер, картофель фри и напиток — стоит в США около $6.)

Своим успехом Smashburger обязан сочетанию продуманной концепции с искусной реализацией. Райан и Прокупек, оба со Среднего Запада, отлично дополняют друг друга. Они познакомились в 2003 году благодаря Рику Шадену, гендиректору сети кафе Quiznos, где Райан возглавлял отдел маркетинга; Прокупек же управлял семейным состоянием Шадена. Райан, которому сейчас 54 года, защитил диссертацию по токсикологии жиров. После магистратуры он работал в Procter & Gamble над арахисовым маслом Jif и кофе Folgers, потом — в Pizza Hut. К 2001 году он занял пост директора по маркетингу McDonald’s в США.

Долговязый Прокупек, которому сейчас 50, нетерпелив. Будучи студентом предпоследнего курса Висконсинского университета в Мадисоне, он получил работу в IBM, выдав себя за дипломника. После бизнес-школы Kellogg он работал в инвестгруппе Bankers Trust. В 1989 году ушел с работы, приобрел небольшого оператора связи и начал охотиться за лицензиями на частоты. Позже он продал свою компанию фирме Vanguard Wireless и занялся инвестициями.

Прокупек согласился участвовать в покупке закусочной в качестве внешнего консультанта. «В каждой компании, которую мы находили, нам пришлось бы менять как минимум половину бизнес-модели, — говорит Прокупек. — Поэтому мы отказались от идеи купить компанию». Вместо этого они привлекли $15 млн от группы прямых инвестиций Шадена и купили ресторан Icon Burger в Денвере, чтобы использовать его как лабораторию. Предприниматели экспериментировали с рецептами и устройством кухни, отрабатывая новые идеи на клиентах. Достигнув желанного результата, они открыли первый Smashburger в Денвере в июне 2007 года. Через месяц у дверей ресторана уже стояла очередь.

Полтора года спустя Прокупек стал генеральным директором, чтобы Райан смог сосредоточить усилия на меню, куда он добавил сэндвичи с курятиной, вегетарианский бургер и блюдо с местным колоритом. (В бруклинском бургере есть швейцарский сыр на булочке-бретцеле; в гамбургере Сан-Диего — авокадо и кинза на мексиканской лепешке.) Прокупек же в это время разрабатывал принципы экспансии — поиск новых мест для закусочных, стандартизацию бизнес-операций, договоры с франчайзи и анализ отзывов клиентов.

Ключевая проблема заведений быстрого обслуживания — уровень сервиса. «Люди послевоенного поколения вроде меня очень ценят хорошее обслуживание и яркие впечатления, — говорит редактор сайта Burgerbusiness.com Скотт Юм. — Мне кажется, в Smashburger это понимают». При найме людей компания на постоянной основе пользуется услугами психолога, который помогает оценивать пригодность менеджеров к работе в индустрии гостеприимства. Кандидаты сдают онлайновый экзамен, который оценивает 40 навыков, включая способность соблюдать бюджет и противостоять стрессу. Тех, кто успешно сдает экзамен, просят показать, как они будут справляться с типичными рабочими проблемами — от буйных клиентов до длинных очередей на обслуживание.

Дэйв Прокупек уверен, что чем больше стимулируешь сотрудников, тем лучшего результата добьешься. Помимо зарплаты примерно $9 в час (в среднем по рынку — $7,25) сотрудники получают бонусы Smash Cash за разные достижения. Если повар на линии раздачи выполняет заказы быстрее чем за шесть минут, он получает дополнительно 50 центов в час. Менеджеры могут получать в виде бонусов до 30% базового оклада на основании месячной выручки своего заведения и отзывов клиентов.

Покупатели франшиз не обязаны следовать этой модели, но многие следуют. «Когда мы говорим сотрудникам, что они могут по результатам работы получать больше, это работает»,— говорит Керт Риск, менеджер шести Smashburger в Аризоне.

У компании глобальные амбиции. В сентябре Smashburger объявила о планах открыть шесть заведений в Кувейте, три в Бахрейне и восемь в Саудовской Аравии — все по франшизе. Райан и Прокупек также присматриваются к Канаде, Великобритании, Азии и Латинской Америке. «Не вижу причин для того, чтобы откладывать раскрутку бренда по всему миру», — говорит неугомонный Прокупек.

 

Гамбургеры, которых мы не ели

Три крупнейшие в мире бургерные сети — McDonald’s, Burger King и Wendy’s — до России уже добрались. Как и менее известные рестораны — например, два десятка заведений Carl’s Jr открыто по франшизе в Санкт-Петербурге и Новосибирске. А вот еще три любопытные бургерные концепции, которые в России не представлены. — И. Т.

Red Robin Gourmet Burgers (основана в 1969 году в Сиэтле) представлена в США и Канаде. Фишка этой сети — «здоровые» ингредиенты, в меню много супов и салатов. Выручка в 2011 году составила $914 млн, 137 из ее 465 ресторанов работает по франшизе.

Jack in the Box (первый ресторан появился в 1951 году в Сан-Диего) помимо бургеров из сирлойн-стейка известна своими забавными — и часто скандальными — рекламными роликами. То Пэрис Хилтон моет свою машину, поедая их гамбургер, то конкурент подает на них в суд за высмеивание названий своих продуктов. Пока сеть работает только в США.

Five Guys Burgers & Fries открылся в Вашингтоне. В 1986 году Джерри Мюррей сказал своим сыновьям (четверо от двух браков): поступайте в колледж или начните свой бизнес. Те предпочли бизнес. Первое заведение с домашней картошкой фри и бургерами (как и в Smashburger, ничего замороженного!) быстро стало культовым. Сейчас в сети более 500 ресторанов, они работают в США и трех канадских провинциях.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться