Быть или не быть как дома | Forbes.ru
сюжеты
$58.64
69.12
ММВБ2151.1
BRENT63.84
RTS1155.69
GOLD1257.16

Быть или не быть как дома

читайте также
Вышел декабрьский номер Forbes Журнал Forbes отметил столетний юбилей: как это было в Москве +28 просмотров за суткиУмные и богатые: 10 самых молодых и величайших бизнес-умов наших дней Dow Jones 1 000 000 пунктов: прогноз от Уоррена Баффета Мистер непосредственность. Как Дональд Трамп размещал рекламу в Forbes Семейная ценность. Глава вторая: Малкольм Форбс +10 просмотров за сутки«Магнит» и «Норникель» вошли в список самых инновационных компаний мира по версии Forbes +17 просмотров за суткиForbes опубликовал рейтинг самых быстрорастущих технологических компаний — 2017 +45 просмотров за суткиСамые успешные венчурные инвесторы мира — 2017: рейтинг Forbes Алексей Навальный против списка Forbes: кого из миллиардеров обличал оппозиционер и что из этого вышло Юбилей Капитализма. 500-летие протестантизма и другие важные даты года +1 просмотров за суткиВышел декабрьский номер Forbes Вышел ноябрьский номер Forbes Вышел октябрьский номер Forbes Все о причинах обысков у Вексельберга — в бесплатном еженедельнике Forbes для iPad Вышел сентябрьский номер Forbes Вышел августовский номер Forbes 12 лет назад убили Пола Хлебникова Кому принадлежит будущее Семья с обложки: наследники известных династий в американском Forbes Как зарабатывать с помощью новых технологий – в новом еженедельнике Forbes для iPad
#Forbes 03.01.2013 00:00

Быть или не быть как дома

Мария Абакумова Forbes Contributor
фото REUTERS 2012
Сколько должна стоить парковка в центре мегаполиса.

«Может быть, стоит ввести ценз оседлости?» — предлагает житель центра Москвы и координатор группы «против платных парковок» в фейсбуке Леонид Антонов. Антонов и его единомышленники, жители Центрального административного округа (ЦАО), — самые активные оппоненты системы взимания денег за парковки на улицах столицы, которую пытается внедрить Департамент транспорта Москвы. 

Пилотный проект столичного правительства стартовал 1 ноября на улицах Петровка, Каретный Ряд и в примыкающих к ним переулках. Час парковки стоит 50 рублей, оплата в специальных паркоматах, с помощью мобильного телефона или транспортных карт. Критики фиксировали провалы программы на всех этапах (паркоматы, как в Лондоне, не принимают наличные и выплевывают карты некоторых банков, мобильные приложения выдают ошибку, транспортных карт в продаже не найти). Однако больше всего жители центральных районов города возмущаются самим принципом платности парковки под собственными окнами. 

Резиденты столичного ЦАО не первые, кто считает, что они должны иметь преимущественное право на парковку. Соответствующий правовой прецедент есть в США: в 1977 году Верховный суд постановил, что право приоритетной парковки возле собственного дома не нарушает равенства граждан. Кроме того, если разрешить автолюбителям бесплатно держать машины возле дома, это может стимулировать их добираться на работу другим способом и снизит вредные выбросы.

Понятие «резидентная парковка» очень распространено и в Европе. Московские власти в духе европейской модели разрешили жителям Петровки и Каретного Ряда держать свои машины на улицах бесплатно, но только по ночам. С 8:00 до 20:00 для них действует обычный тариф. Это вынужденная и временная мера, объясняет руководитель ГУ «Администратор московского парковочного пространства» Сергей Мариничев. Если выдавать всем владельцам или нанимателям квартир в ЦАО бесплатное разрешение парковаться на загруженных улицах в пиковые часы, возникнет черный рынок: небогатые резиденты будут просто продавать свои разрешения состоятельным приезжим. 

Экономист Евгений Гонтмахер посчитал, что участникам эксперимента приходится платить за свои машины 18 000
в месяц (12 часов в день по 50 рублей в час). Но, во-первых, они не платят, предпочитая пока оставлять машины за пределами зоны эксперимента. А во-вторых, высчитывать месячную стоимость парковки исходя из стоимости часа все равно что пытаться составить представление об уровне арендных ставок на квартиры, ориентируясь на стоимость гостиниц с почасовой оплатой. Но куда девать машину с улицы, если двора нет, а эксперимент в 2013 году расширится на всю территорию внутри Бульварного кольца? 

В Москве 11,5 млн жителей и 4 млн автомобилей. Итоги работы пилотного проекта подведут в конце зимы, за оставшееся время Департаменту транспорта предстоит решить множество вопросов. Если разрешить резидентам ЦАО парковаться бесплатно, то где: возле своего дома или по всему округу? Кому выдавать разрешения: собственнику квартиры, человеку с пропиской, арендатору или по адресу, указанному при регистрации автомобиля? Вот несколько примеров того, как решают проблемы с пробками и платными парковками власти других городов. 

Лондон, Великобритания

Население: 8,2 млн человек

Количество автомобилей: 2,54 млн

Решение: парковочные места для резидентов по сниженным ценам

Администрация Вестминстера, центрального округа Лондона, управляет самым большим количеством парковочных мест в Великобритании. Население этого округа, на территории которого находятся парламент, парки, театры и главные торговые улицы, а также район развлечений Сохо, за последние 10 лет увеличилось с 180 000 до 240 000 человек. Растет количество торговых точек, офисов и гостиниц. Где держат машины англичане? 

С 2001 года территория Вестминстера разделена на восемь парковочных зон для обычных автомобилей и восемь зон (они не совпадают) для парковки машин резидентов. В зависимости от загруженности улиц парковка может быть платной до половины седьмого, как в офисных районах, или круглосуточно, как в шумном Вест-Энде. В пиковое дневное время час стоит £4,4 (около 220 рублей). Заплатить за парковку можно множеством способов, например по телефону или в специальном автомате, который, как и в Москве, не принимает наличные. 

Для резидентов существуют отдельные парковки, пользоваться ими всем остальным запрещено. В Москве аналог этому явлению пока только дворы, ведь таблички «парковка только для жителей» нет даже в системе дорожных знаков. Стоимость годовой резидентной парковки — £132, то есть 6600 рублей (£115, если оформлять документы онлайн). Льготы действуют только в пределах той парковочной зоны, где живет владелец автомобиля, в остальных точках Вестминстера он паркуется как все. 

Выделенные парковочные места для резидентов есть и в других городах Европы. Например, их становится все больше в центре Вены, причем стоит парковка €120 в год. В Мюнхене недорогое разрешение на парковку на улицах выдается резидентам, у которых нет частного парковочного места. В центральных районах Рима зачастую запрещена парковка автомобилей нерезидентов, а во Флоренцию таким машинам днем запрещен и въезд. 

Нью-Йорк, США

Население: 8,2 млн 

Количество автомобилей: 1,76 млн

Решение: налоговые льготы для резидентов

В Нью-Йорке резиденты не имеют прямых преимущественных прав перед другими при выборе парковочных мест на улицах города. Право спокойно оставлять машины на нью-йоркских улицах предоставляется только сотрудникам некоммерческих организаций, некоторые льготы имеют инвалиды и представители духовенства. Остальным предлагается использовать почасовую оплату или бронировать места на муниципальных или частных парковках. Час парковки на улицах Манхэттена стоит от $1 до $3. Автоматы на парковках всегда принимают монеты, во многих можно расплатиться кредитными или заранее купленными транспортными картами (номиналы у них невелики: $20, $50 и $100), есть оплата по телефону. Полиция Нью-Йорка выписывает более 10 млн штрафов в год за нарушения при парковке.

Оставлять машину на улице совершенно необязательно. На Манхэттене более 100 000 внеуличных парковочных мест — подземные, многоярусные гаражи и т. п. По данным исследования «Стоимость парковки — 2011» Colliers International, месячная плата за машино-место в городе составляет $540, но предложения варьируются от $200 до $1000 в зависимости от места и условий. Так что у жителей есть выбор. 

Впрочем, и некоторые льготы у жителей центра все-таки есть. Если человек живет или имеет основной дом на Манхэттене, зарегистрировал здесь машину и постоянно арендует помесячное место на парковке, он может получить вычет из так называемого парковочного налога, уплата которого учитывается в договоре об аренде машино-места. Налог составляет сейчас 18,4%, но резидент Манхэттена может получить обратно 8%. Допустим, машино-место обходится в $400 в месяц, — за год можно сэкономить те же самые $400. И все равно парковка возле дома обойдется резиденту Манхэттена в $4400, то есть в 20 раз дороже, чем платит за свою машину житель респектабельного Вестминстера. 

Токио, Япония

Население: 13,2 млн

Количество автомобилей: 3,8 млн

Решение: резиденты обязаны сами обеспечить парковочные места

С проблемой обилия машин, загромождающих узкие улицы, японские власти столкнулись еще в середине XX века. Японцы нашли следующее решение: обязанность обеспечить себе парковку переложили на самого автовладельца. Перед тем как купить и поставить на учет машину, человек должен предъявить свидетельство о собственности или договор аренды места на охраняемой, доступной днем и ночью парковке. 

Требования к обеспеченности новых зданий обязательными парковочными местами (так называемая американская модель проектирования) в Японии сейчас ниже, чем в любой другой азиатской стране: в среднем 0,36 машино-места на 100 кв. м площади коммерческих объектов. Для сравнения: в Джакарте — 1,33, в Бангкоке — 2,15. При этом на 1000 жителей Токио приходится 335 автомобилей — больше, чем в других городов Азии. Парковка на улицах существенно ограничена. Где же держат японцы свои авто? В стране развита система частных стоянок, на которые всегда есть спрос. В микрорайонах Токио можно увидеть крохотную парковочную площадку на две машины, оборудованную парковочным автоматом. Если девелопер сэкономил и не предусмотрел в проекте парковочных мест для резидентов, квартира покупателю достанется дешевле, но придется самому искать стоянку. 

Среднемесячная стоимость парковочного места в городе (если оплачивать парковку ежедневно, без долгосрочного договора) составляет $744 в месяц. Месячные ставки варьируются от $300 до $500 в зависимости от района. Использовать японский метод proof-of-parking сейчас пытаются некоторые штаты Индии, но сложность пока в том, что власти не могут быстро и эффективно бороться с неправильно припаркованными машинами и опасаются, что люди начнут массово подделывать подтверждение парковки. 

Гонконг

Население: 7,14 млн

Количество автомобилей: 0,48 млн

Решение: резиденты платят за парковку как все

В пересчете на 1000 человек населения частных автомобилей в Гонконге вдвое меньше, чем в известном своими драконовскими методами ограничения на владение автомобилем Сингапуре. Но связано это с высоким уровнем развития общественного транспорта, а не с нехваткой парковочных мест. По данным Департамента транспорта Гонконга, в городе оборудовано 631 000 внеуличных парковочных мест (203 000 публичных и 428 000 частных) и всего 18 000 парковочных мест на улицах. Поэтому 85% резидентов Гонконга оставляют машины на стоянках собственных жилых комплексов, а на улицах — лишь 5%. Никаких льгот на парковку под окнами своих домов у жителей города нет. Крупнейший частный оператор парковочных комплексов, The Link (фонд недвижимости, куда вошла после приватизации основная часть парковок при муниципальных домах), оперирует 80 000 парковочных мест, годовая выручка от этого составляет 1,2 млрд гонконгских долларов ($154 млн), и этот показатель растет на 12% в год. 

Парковка в Гонконге — самая дорогая во всей Азии, а в мире уступает только Лондону и Цюриху, утверждает в отчете «Стоимость парковки — 2011» Coliers International. Это результат исследования того, сколько автомобилистам приходится платить за место в центральном деловом районе города без долговременного резервирования. 

С учетом месячных и годовых договоров, по данным проведенного в 2011 году исследования Азиатского банка развития, автомобилисты Гонконга за парковку автомобилей у дома платят в среднем $230 в месяц, а у офиса — $320. Это на порядок больше, чем затраты на парковку в Пекине, Джакарте, Куала-Лумпуре, и в несколько раз больше, чем в Сеуле и Сингапуре. 

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться