Нелегкий «Бриз» | Forbes.ru
$59.15
69.71
ММВБ2104.99
BRENT63.21
RTS1119.54
GOLD1249.54

Нелегкий «Бриз»

читайте также
#мнение 03.02.2013 00:00

Нелегкий «Бриз»

Владимир Милов Forbes Contributor
Запуск ракеты "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" Фото РИА Новости
Плохие двигатели стали символом «замерзшего» российского машиностроения.

Проблемы космической отрасли стали в России чем-то вроде информационного шума. Прошедший декабрь снова ознаменовался двумя инцидентами, и оба связаны с разгонными блоками «Бриз». Из-за неисправности «Бриза-КМ» был отменен запланированный на 8 декабря пуск ракеты легкого класса «Рокот». Спутник же «Ямал-402», запущенный все-таки в тот день, не вышел на расчетную орбиту, из-за того что двигатель разгонного блока «Бриз-М» отработал меньше положенного времени. 

Проблемы с разгонными блоками стали рутиной отрасли: после августовского неудачного (по вине все того же «Бриз-М») запуска ракеты-носителя «Протон-М» было заменено руководство Центра им. Хруничева, одного из ключевых предприятий косми-
ческой промышленности, а Роскосмос объявил об отзыве целой партии «Бризов». 

Дело не только в «Бризах». Два года назад в Тихий океан рухнула ракета-носитель «Протон-М», которая должна была вывести на орбиту три спутника «ГЛОНАСС-М». Это произошло тоже по вине разгонного блока, но уже другого — ДМ-З производства РКК «Энергия».

Интересная сторона вопроса не столько в тонкостях происходящего в космической отрасли. Мы много лет говорим о том, что нам нужно развивать машиностроение. Автор этих строк, по образованию инженер-машиностроитель, скептически оценивает перспективы этой отрасли в России. Причин много, начиная с того, что мы не можем конкурировать по стоимости рабочей силы с Китаем и другими азиатскими странами, превратившимися в «мировой сборочный цех», и кончая необходимостью дорогой перестройки негодных советских основных фондов, создающих дополнительные издержки.

Однако наше машиностроение рано хоронить: если какие-то его сферы могут быть конкурентоспособными, то почему бы и нет? Но важно понимать узкие места отрасли. Последние космические неудачи в очередной раз высветили, наверное, одну из основных проблем — силовые установки, попросту говоря двигатели. Разгонный блок, по сути, и есть движок.

Движки традиционно были ахиллесовой пятой нашего производства. И не только в космической отрасли — отказы и сбои двигателей были, к примеру, одной из причин неудачных пусков баллистических ракет «Булава». В авиастроении отказы двигателей тоже стали массовой проблемой: несколько лет назад авиакомпания Red Wings, крупнейший заказчик самолетов Ту-204, выразила недовольство качеством пермских авиадвигателей ПС-90. Новые модификации Ту-204 оснащают «роллс-ройсами». Лидер российского гражданского авиапрома, «Сухой Суперджет», сделал ставку на двигатель SaM146, производимый совместно с французской компанией Snecma. Не лучше ситуация и в других секторах: РЖД приступила к массовой закупке новых локомотивов 2ЭС10 ЭП20, производимых совместно с Siemens и Alstom и оснащенных новыми тяговыми электродвигателями.

Вроде неплохо, что мы решаем проблему плохих движков кооперацией с зарубежными компаниями. Но это консервирует технологическое отставание: кто занимает лидерские позиции по части силовых установок, тот с полным правом может претендовать на лидерство в мировом машиностроении, а остальные — только сборочная периферия. Тем более что по части талантов и инженерной школы России есть что предъявить.

Проблема не столько в дизайне отечественных силовых установок самих по себе — многие из них не так уж плохи. Дело в том, что в движке, как в зеркале, отражаются все проблемы низкой культуры производства — качество сборки, материалов, комплектующих, уровень управления производством. Это тоже в значительной мере наследие советской плановой экономики — без давления рынка можно было расслабиться, «госприемка все съест», план-то нужно выполнять. По похожей схеме действовали и в последние 20 лет: свою неконкурентоспособность прикрывали нытьем про «развал промышленности Гайдаром» и требованиями господдержки (с началом щедрых государственных вливаний последнего десятилетия эта поддержка получила институциональную основу).

Развитие отечественного машиностроения — дело нужное. Но развивать его надо, не только примитивно вливая средства. Если индустрии надо понять, как обеспечить себя хорошими двигателями, — давайте предоставим для этого все имеющиеся «инновационные инкубаторы», которыми так гордятся наши власти. Нужно повышать культуру производства — давайте поможем тиражировать лучший опыт и передовые образцы. Государство должно помогать индустрии умным способом, а не посредством громких отставок
и направления новых миллиардов туда, где это заведомо не даст эффекта. 

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться