Космополит года. Рустам Тарико | Forbes.ru
сюжеты
$56.61
69.49
ММВБ2296.33
BRENT68.73
RTS1277.89
GOLD1332.84

Космополит года. Рустам Тарико

читайте также

Космополит года. Рустам Тарико

Кирилл Горский Forbes Contributor
фото Дмитрия Тернового для Forbes
Российский или бывший российский бизнесмен, добившийся значительных успехов за пределами России.

Пушнина, икра, нефть, водка, космос, самодержавие и КГБ — вот набор доставшихся нам от Российской империи и СССР признанных в мире символов. Каждый позволяет создать глобальный бренд или глобальный бизнес, право на существование которого трудно опровергнуть: против первого человека в космосе возразить нечего. И бренды такие есть: Роскосмос в орбитальных перевозках, «Роснефть» и «Газпром» в добыче углеводородов, Евгений Касперский, завоевавший доверие сотен миллионов пользователей компьютеров во всем мире, указав в рекламе, что он программист в погонах из советской госбезопасности.

Пушнина и икра — рынки маленькие, да и запасы оскудели. Вопрос самодержавия в России стал слишком актуальным, чтобы придавать ему коммерческую окраску. Остается водка. Потеря Россией в конце XX века первого места в ее производстве — не крупнейшая геополитическая катастрофа этого богатого на несчастья века, но обидная.

Восстанавливать справедливость взялся Рустам Тарико. Превращение уроженца городка Мензелинска в Татарской АССР во владельца крупнейшей алкогольной компании в Восточной Европе могло показаться чудом, если бы не упорство, с которым Тарико 25 лет строил бизнес буквально своими руками. Буквально — хотя бы потому, что машины с Martini, вермутом, принесшим ему первые деньги в начале 1990-х, Тарико разгружал собственноручно. В «Золотой сотне» Forbes (Тарико занимает в ней 60-е место с состоянием $1,75 млрд) немало предпринимателей, работавших на рубеже 1990-х руками или ногами — кто красил джинсы, кто возил через границу компьютеры. Но мало кто так последовательно занимался своим главным делом, не распыляясь на то, что входило в моду: слияния, залоговые аукционы, недвижимость, ГКО и, наконец,  политику. Главное дело состояло из двух частей — алкоголь и банк, — объединенных названием «Русский стандарт», и Тарико с упорством искал на рынке пустующие ниши и строил на их месте масштабные бизнесы. 

Начало 1990-х. Никому не известный предприниматель делает Martini самым продаваемым иностранным алкогольным брендом в России. 1998 год. Тарико становится монополистом по поставкам в страну культовых у среднего класса Johnnie Walker, Bacardi, Baileys и запускает производство «Русского стандарта», первой российской премиальной водки, обошедшей Absolut и Smirnoff.  В 2010 году владелец «Русского стандарта» покупает за €100 млн итальянский винный дом Gancia. И наконец, затяжная война за международную группу CEDC с выручкой в 2007 году $1,2 млрд, владеющую крупнейшими водочными заводами в Венгрии и в Польше — втором в мире водочном рынке.  Потратив около $420 млн, Тарико стал владельцем 100% CEDC, переиграв российских водочных королей Марка Кауфмана, Юрия Шефлера, а заодно и «Альфа-Групп». 

День, когда крупнейшим в мире продавцом водки станет россиянин, возможно, уже близок: компании Тарико по объемам продаж отстают от лидера, британской Diageo, меньше чем на треть. Да и сам он в это верит, заявляя: «Стать глобальным лидером на алкогольном рынке по другим категориям тяжело, по водке же реально». Хотя и банк «Русский стандарт», и алкогольный бизнес Тарико по-прежнему большую часть выручки приносят в России, он говорит о намерении построить глобальную компанию. У отлично владеющего итальянским 51-летнего водочного короля, прославившегося громкими вечеринками и упорством в достижении целей, все впереди. 

 

Номинанты на звание «Космополит года»

Юрий Мильнер

Фонд DST Global II и сам Мильнер вкладывают в основном в американские и китайские проекты. Самый известный технологический инвестор из России, Мильнер значительную часть времени проводит за пределами страны. В Кремниевой долине у него есть роскошный особняк стоимостью $50 млн.

 

Олег Бойко

В 2013 году инвестиционный холдинг Finstar Олега Бойко стал совладельцем компании Fashion TV, управляющей 13 одноименными телеканалами в разных странах. Кроме того, он выступил продюсером режиссерского дебюта Скарлетт Йоханссон. 

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться