Новые лидеры | Forbes.ru
$59.03
69.61
ММВБ2131.91
BRENT62.74
RTS1132.45
GOLD1292.57

Новые лидеры

читайте также
+477 просмотров за суткиПодборка статей нашего первого главреда Пола Хлебникова +4858 просмотров за суткиАлександр Солженицын — Полу Хлебникову: «Им даже в голову не приходит покаяться» +4225 просмотров за суткиПодозреваемый в убийстве первого главреда российского Forbes Пола Хлебникова задержан в Киеве +2064 просмотров за суткиForbes рекомендует. Все самое важное и интересное за неделю +1702 просмотров за суткиBoston Dynamics научила своего робота прыгать и делать сальто назад +21895 просмотров за суткиШедевры миллиардера Рыболовлева. Forbes посчитал, сколько он потерял на произведениях искусства +619 просмотров за суткиКто и когда доказал, что Сахалин — остров +668 просмотров за суткиГлавный тренер «Спартака» Массимо Каррера: «Хочешь победить — соблюдай правила» +3371 просмотров за суткиЖурнал об успехе и для успешных людей. 15 миллиардеров поздравили Forbes со 100-летием +2952 просмотров за суткиКудесник или шарлатан. Была ли первая трансплантация головы +1599 просмотров за суткиВоля к жизни. НПФ «Будущее» сократит каждого пятого сотрудника до конца года Парнас против Олимпа. Научный прогресс как одна из самых загадочных сил истории +354 просмотров за сутки20 самых дорогих компаний рунета – 2017 Под колпаком. Как госрегулирование интернета тормозит развитие бизнеса +1 просмотров за суткиВышел мартовский номер Forbes 20 самых дорогих компаний Рунета: рейтинг Forbes Не освоились 20 крупнейших интернет-магазинов 10 крупнейших интернет-компаний Лидеры Рунета-2014: награждение победителей рейтинга Forbes Большая рыба
#лидеры Рунета 03.03.2014 00:00

Новые лидеры

Почему мы переформатировали рейтинг российских интернет-компаний.

С тех пор как в российском интернете завелись первые по-настоящему серьезные деньги — а случилось это всего-то лет пять-шесть назад, — экономика лидеров Рунета растет бешеными темпами, которые не сильно зависят от происходящего в других отраслях. Первую попытку сделать рейтинг крупнейших отечественных интернет-компаний мы предприняли в феврале 2011 года, решив ограничиться списком «хозяев виртуальной реальности» — инвесторов, менеджеров и стартаперов, которые определяют лицо русского интернета. Сейчас можем признаться: мы просто побоялись, что финансовые показатели главных компаний Рунета будут выглядеть бледно на фоне лидеров традиционной экономики. 

Правда, для интернета 5–6 лет — огромный срок, и картина рынка за эти годы изменилась очень сильно. В первую очередь с точки зрения масштаба: лидеры уже зарабатывают более $1 млрд в год. Капитализация многолетнего лидера рейтинга «Яндекса» в прошлом году выросла почти вдвое. По темпам роста рыночной стоимости «Яндекс» обогнал все публичные компании России: на начало февраля поисковик стоил на бирже $12,8 млрд — почти вдвое больше, например, чем «Северсталь», у которой EBITDA выше всей выручки «Яндекса». 

Но главная неожиданность 2013 года — «Яндекс», похоже, скоро может потерять свое первое место. Если верить отчетности интернет-магазина «Юлмарт», предоставленной Forbes, в 2013 году его выручка составила $1,02 млрд против $1,22 млрд прогнозной выручки у «Яндекса». При этом рост выручки «Юлмарт» в 2013 году составил почти 60%,  а у «Яндекса» прогнозный рост выручки — 29%. 

О бурном росте интернет-торговли мы писали еще в прошлом году, и результаты видны: если взять 20 крупнейших по выручке интернет-магазинов и 20 прочих крупнейших интернет-компаний, первые будут лидировать с приличным отрывом. При этом бизнес-модели магазина и, например, холдинга Mail.ru Group различаются так сильно, что мы решили сделать этот рейтинг в новом формате: 10 главных интернет-компаний плюс 20 главных интернет-магазинов.

Крупнейшие российские онлайн-магазины «Юлмарт» и «Ситилинк» (последний, правда, зарабатывает часть выручки благодаря корпоративным клиентам материнского холдинга Merlion) в каком-то смысле заменили две крупные компании, торговавшие компьютерной техникой и электроникой, — Ultra Electronics и «Санрайз», не пережившие кризис 2008 года. Информационная система «Ультры» в счет уплаты долга досталась небольшой питерской компании-дистрибьютору «Комбриг», владельцы которой пытались развивать сеть магазинов в формате кибермаркета. Для экспансии им не хватало денег, но помогло случайное знакомство, завязавшееся в классе йоги. Как за пять лет «Юлмарт» почти с нуля преодолел отметку выручки $1 млрд — читайте далее в этом номере.

Совокупная выручка 30 участников рейтинга в 2013 году выросла на 37% (в 2012-м — на 40%), при этом на долю интернет-магазинов приходится около 65% этой выручки. Высокие темпы роста — у «Юлмарт», Wildberries, Lamoda и Enter. Почти с нуля вырос дальневосточный «Технопоинт», ему помогли инвестиции владельцев региональной сети электроники DNS. Медленнее росли столичные магазины электроники и строительных инструментов, а также продажи игрового контента. 

На фоне роста продаж убыточность и закредитованность онлайн-торговли пока не очень тревожит владельцев этих бизнесов, но некоторые из них стали уделять больше внимания эффективности. Так, выручка самой динамичной в прошлом году компании «Сотмаркет» снизилась из-за сокращения расходов. Лидером падения стала продуктовая сеть «Утконос» — минус 30% к 2012 году. Наконец, из рейтинга исчезли многие сервисы, за комиссию продававшие купоны со скидками до 70%, остался лишь Biglion, который вовремя диверсифицировался в торговлю. Купонная лихорадка, вспыхнувшая в 2011 году, начала спадать уже через год, в 2013-м компании получали стабильный, но сравнительно небольшой заработок: самая крупная из них — «КупиКупон» с выручкой $49 млн.

За пределами рейтинга оказались и популярные сайты по продаже авиа- и железнодорожных билетов. Их общие продажи огромны, но компании могут записать себе в плюс лишь небольшую комиссию от операций. Возможно, в будущем у них появятся шансы: например, выручка One Two Trip за год выросла почти вдвое, приблизившись к нижней границе рейтинга. 

По данным компании W3Techs, русский язык в марте 2013 года стал вторым по популярности в интернете после английского, обогнав немецкий. Постоянный рост пользователей делает интернет привлекательным для любой компании. Но участники рейтинга уверены, что все идет «рабочими темпами», а ожидания от отрасли завышены: в перспективе российский рынок онлайн-торговли будет прирастать примерно на 10% в год (а не минимум 25–30%, как раньше) и укрупняться. 

Эксперты тоже ожидают волны слияний и поглощений. Одно из них идет полным ходом — инвестор Ульви Касимов и другие владельцы магазинов «Ютинет», «Сотмаркет» и «Е96» обещают объединить их уже в 2014 году.

Рост интернет-торговли дает и неожиданные эффекты: именно отечественные онлайн-магазины считаются главными инициаторами обсуждающихся в правительстве ограничительных мер в отношении деятельности зарубежных интернет-магазинов в России. Их введение сулит проблемы зарубежным игрокам, но они  же — золотое дно для компаний-посредников, которые уже сейчас предлагают свои услуги в получении посылок из иностранных онлайн-магазинов. Forbes постарался выяснить, кто эти люди, как работает их бизнес, стоит ли вообще платить деньги за их услуги и как на такого рода бизнес реагирует российская таможня. 

Как мы считали

Компании ранжировались по общей выручке, полученной в 2013 году. Выручка публичных компаний бралась из их отчетности; чтобы оценить выручку непубличных компаний, мы опрашивали менеджмент, акционеров и аналитиков. 

Использовалась также информация, представленная в «Системе профессионального анализа рынков и компаний» (СПАРК) агентства «Интерфакс». 

В рейтинг не включены b2b-компании, российские филиалы международных компаний, компании, основной бизнес которых создавался не в интернете (например, «М.Видео», «Связной»), а также банки и платежные системы («Тинькофф Кредитные системы», QIWI). 

В рейтинге собраны компании, большая часть бизнеса которых построена в интернете. Мы выделили онлайн-магазины в отдельный список, поскольку эти компании используют интернет как основной канал продаж, но теоретически могут обойтись без него. 

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться