«Короли госзаказа 2013» | Forbes.ru
$58.44
69.06
ММВБ2160.16
BRENT63.31
RTS1159.11
GOLD1291.01

«Короли госзаказа 2013»

читайте также

«Короли госзаказа 2013»

Аркадий Ротенберг

Заказчики: «Газпром», Росавтодор, «Московский метрополитен»

Доли в основных компаниях-подрядчиках:
26,4% «Мостотрест»*

51% «Стройгазмонтаж»

75,5% «ТЭК Мосэнерго» 

38,1% СЕТП 

Сумма господрядов: 184 млрд руб.

Когда в 2010 году братья Аркадий и Борис Ротенберги купили компанию «Северный Европейский трубный проект» (СЕТП) у ее основателя Ивана Шабалова, казалось, они совершили одну из своих самых удачных сделок. Крупнейший посредник «Газпрома» в поставках труб большого диаметра от заводов-производителей, СЕТП обеспечивал больше 60% потребности монополии. Компания выигрывала практически все крупнейшие конкурсы концерна. И вот эпоха закончилась. 

Проиграв тендер «Газпрома» в феврале прошлого года, менеджеры компании бодрились: мол, не первый проигранный тендер, но не последний выигранный. Однако, изучая сайт госзаказов, Forbes не обнаружил в 2013 году ни одной победы СЕТП. Что случилось? 

Еще в середине 2012 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) стала предъявлять претензии «Газпрому»: не следует выставлять на тендеры настолько большие лоты, что производители не могут их обеспечить и это дает преимущество трейдерам-перекупщикам. Затем ФАС возбудила против монополии дело, и, хотя к концу года оно практически ничем не закончилось, в июле 2013-го случилась сенсация: все три лота выиграли металлурги — предприятия Объединенной металлургической компании, «Северстали» и ЧТПЗ. По итогам года Ротенберги недосчитались трубных контрактов. А по сравнению с 2012 годом объем их госзаказов упал на 102 млрд рублей (с 286 млрд рублей). Долгая и ожесточенная борьба металлургов за ликвидацию института посредников в отношениях с «Газпромом» принесла наконец свои плоды.  

Однако особые отношения Ротенбергов и газовой монополии по-прежнему сохранились. Теперь лидером по привлечению подрядов «Газпрома» стала другая компания Ротенбергов — «Стройгазмонтаж» (СГМ), которой владеют оба брата: Аркадий (51%) и Борис (24,5%). Достаточно сказать, что в октябре СГМ выиграла заказ на строительство участка Южно-Европейского газопровода стоимостью более 43 млрд рублей. В будущем СГМ благодаря конфликту с «Газпромом» основного конкурента — «Стройгазконсалтинга» Зияда Манасира (см. стр. 104) — может получить еще большую долю контрактов монополии. 

Дорожно-строительная фирма «Мостотрест» тоже быстро наращивает объем заказов. В 2012 году компания получила хороший подарок от Дмитрия Медведева, бывшего тогда президентом: по его распоряжению компании Ротенберга достались без конкурса московские заказы на строительство дорог к Сколкову на сумму около $2 млрд. Сделано это было для того, чтобы, как объясняли в Кремле, не терять времени на подготовку тендеров перед саммитом «большой восьмерки». В прошлом году компания выиграла крупнейший проект по строительству и эксплуатации участка платной трассы Москва — Петербург в Тверской и Новгородской областях стоимостью 145 млрд рублей, а также несколько более мелких заказов вроде строительства моста через Волгу на 13 млрд рублей или 27-километрового участка платной дороги в Воронежской области за 17 млрд рублей. У Ротенберга небольшая доля в «Мостотресте» (26,4%), тем не менее компания принесла ему около 83 млрд рублей. 

Несмотря на неудачу с трубами, Аркадий Ротенберг второй год подряд с большим отрывом лидирует в нашем рейтинге. 

* В пакете Аркадия Ротенберга в компании «Мостотрест» учтена доля его племянника Игоря

Сергей Грицай

Заказчики: ФГУП «Спецстройинжиниринг» при Федеральном агентстве специального строительства

Компания: 75% «Трест Мосэлектротягстрой» 

Сумма господрядов: 51,8 млрд руб.

Удивительная история оздоровления компании-банкрота. В 2010 году в «Мосэлектротягстрое» (трест создан в 1949-м) было введено внешнее наблюдение. В отчете Счетной палаты было указано, что стабильное положение трест утратил в связи с сокращением объема заказов в области железнодорожного и транспортного строительства. В марте 2011 года государство на аукционе за 1 млрд рублей продало 100% акций «Мос-электротягстроя» компании «Промстройинвест», и уже в 2013-м трест получает 30 контрактов «Спецстройинжиниринга» на строительство объектов Минобороны (более 69 млрд рублей).  Контрольным пакетом «Промстройинвеста» через фирму «Мегасервис» владел Александр Ермаков, бывший управляющий благотворительного фонда «Федерация». Сейчас он председатель совета директоров и гендиректор «Технология-Инвест» (у этой компании в совете четыре места из шести). А собственник 75% «Мосэлектротягстроя» — председатель совета директоров «Технология-Инвест» Сергей Грицай. Его бизнес в 1993 году был связан с поставками нефтегазового оборудования. Как говорил в одном из интервью сам Грицай, костяк его «управленческой команды составили выходцы из Миннефтепрома и КГБ». 

Геннадий Тимченко

Заказчики: «Роснефть», «Транснефть», ФГУП «Спецстройтехнологии»

Доли в основных компаниях-подрядчиках:

80% «Трансойл»

59,57% ОАО «Стройтрансгаз»

15,75% АРКС

15,75% «СК Мост»

Сумма господрядов: 41 млрд руб.

Семь лет назад Геннадий Тимченко купил фирму «Стройтрансгаз», которая в советские времена была крупнейшим строителем газодобывающих объектов. Новому владельцу компания досталась с долгами и без контрактов «Газпрома». Но Тимченко не сомневался, что сможет реанимировать этот бизнес и сделать из «Стройтрансгаза» одну из крупнейших строительных компаний, способных построить любой объект инфраструктуры. Пока эти планы осуществляются. Группа компаний «Стройтрансгаз» стала одним из крупнейших подрядчиков «Газпрома». Кроме того, компании группы строят для государства мосты, тоннели, дороги и путепроводы, перевозят нефть и нефтепродукты, добывают уголь. 

Конкуренты Тимченко считают, что он выстроил свою империю без особых затрат, а доли в таких крупных подрядчиках, как АРКС и «СК Мост», и вовсе получил бесплатно — под гарантии будущих заказов. Бизнесмен в интервью Forbes уверял, что «все сделки были рыночными». 

Неплохо идут дела и у зятя Тимченко Глеба Франка. В прошлом году его компания «Эколайн» выиграла крупный подряд (почти на 17 млрд рублей) на «вывоз мусора из частного сектора». Другим бенефициаром «Эколайна» считается совладелец АРКС, вице-губернатор Санкт-Петербурга, курирующий ЖКХ, Владимир Лавленцев.

Владимир Костылев, Евгений Сур

Заказчики: «Росморпорт», «Московский метрополитен»

Доли в основных компаниях-подрядчиках:

42,4% УСК «Мост»

42,4% УСК «Мост»

Сумма господрядов:

40 млрд руб.

40 млрд руб.

 Владимир Костылев и Евгений Сур — основные владельцы УСК «Мост». Ее крупнейшие проекты — мост на остров Русский во Владивостоке и дорога Адлер — Альпика-Сервис в Сочи. В 2012 году долю в компании приобрел еще один участник рейтинга, Геннадий Тимченко. 

Самый крупный контракт УСК «Мост» в 2013 году называется «Здания и сооружения предприятий водного транспорта» по заказу ФГУП «Росморпорт», цена — 40 млрд рублей. В такую же сумму оценивались затраты федерального бюджета на обустройство нового порта Сабетта на Ямале. «Мост» уже вышел на площадку, идут дноуглубительные работы, все должно быть готово в 2017 году. 

Порт будет обслуживать проект «Ямал СПГ», завод по производству сжиженного газа на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Основным акционером ОАО «Ямал СПГ» является «Новатэк» Леонида Михельсона. Совладельцу УСК «Мост» Тимченко принадлежит 23,5% «Новатэка», причем бизнесмены неоднократно заявляли, что проект «Ямал СПГ» не потребует государственных инвестиций. 

Валерий Абрамов и Виктор Перевалов

Заказчики: дирекция транспортного строительства Санкт-Петербурга, структуры Федерального дорожного агентства

Доли в основных компаниях-подрядчиках:

50% ЗАО «ВАД»

50% ЗАО «ВАД»

Сумма господрядов:

35 млрд руб.

35 млрд руб.

 Созданная 20 лет назад в Петербурге строительная компания «ВАД» успехам в бизнесе обязана родному Северо-Западному региону. Компания, созданная генеральным директором, физиком-ядерщиком по профессии Валерием Абрамовым, начинала с асфальтирования улиц Санкт-Петербурга. Сегодня это крупнейший строитель дорожной сети Северо-Запада России.

На «ВАД» приходится половина городского заказа по текущему ремонту улиц города на Неве. Она также успевает строить в Карелии, Архангельской, Вологодской областях. Но основные объемы компании обеспечивают заказы на строительство и реконструкцию федеральных трасс, в том числе в западном направлении — до границ с Финляндией, Норвегией, Эстонией.

Дела компании пошли в гору после кризиса. В 2010–2012 годах «ВАД» ежегодно выигрывала подряды на сумму порядка 25 млрд рублей. Самым успешным стал 2013-й: две трети контрактов обеспечили всего пять подрядов, среди которых реконструкция двух федеральных трасс и строительство части кольцевой автодороги вокруг Петербурга. Так что в ближайшие два года у Абрамова и Перевалова работы будет непочатый край.

Зияд Манасир

Заказчики: «Газпром», Росавтодор

Доли в основных компаниях-подрядчиках: 51% «Стройгазконсалтинг»

Сумма господрядов: 35 млрд руб.

Компания Зияда Манасира (№41 в рейтинге Forbes), которая много лет была крупнейшим подрядчиком «Газпрома», рискует утратить этот статус. «Стройгазконсалтинг» давно не выигрывал по-настоящему крупных конкурсов, таких как строительство КС «Портовая» для газопровода Nord Stream. Осенью в прессу просочилось письмо Манасира на имя главы президентской комиссии по ТЭК Игоря Сечина, где говорилось, что «Газпром» задерживает финансирование строек, работы по которым уже ведутся. Еще два года назад подобное сложно было себе представить. 

«Стройгазконсалтинг» пытается диверсифицировать бизнес: компания выиграла подряды на строительство метро в Москве на сумму свыше 10 млрд и участков дороги Хабаровск — Владивосток на сопоставимую сумму. Для строительства метро «Стройгазконсалтинг» купил тоннелепроходческий щит Herrenknecht (очереди на покупку приходится ждать год). Но отношения с «Газпромом» Манасир выстраивал больше 15 лет, с другими крупными заказчиками вроде правительства Москвы или «Роснефти» такого опыта  у него нет. В конце 2013 года стало известно, что Манасир продал долю в своей компании бизнесмену Руслану Байсарову (см. стр. 104). 

Борис Ротенберг

Заказчики: «Газпром», «РАО Энергетические Системы Востока» 

Доли в основных компаниях-подрядчиках:

24,5% «Стройгаз-монтаж»

24,5% «ТЭК Мосэнерго»

38,1% СЕТП

Сумма господрядов: 33 млрд руб.

Иван Шабалов

Заказчики: «Газпром» 

Доли в основных компаниях-подрядчиках: 100% «Трубные инновационные технологии»

Сумма господрядов: 31,2 млрд руб.

Выпускник МИСИСа и в прошлом замдиректора ЦНИИ черной металлургии Иван Шабалов говорит, что отлично знает все руководство крупнейших металлургических комбинатов еще с советских времен. Эти связи и помогли ему стать посредником между трубными заводами и их главным клиентом — «Газпромом». Работать с концерном Шабалов, по его словам, начал еще при Реме Вяхиреве. Но через несколько лет его бизнес заинтересовал лидеров нашего рейтинга Аркадия и Бориса Ротенбергов. В 2010 году они выкупили у Шабалова трейдер «Северный европейский трубный проект» (СЕТП), через который шла основная часть поставок труб «Газпрому». Доля СЕТП была так велика, что в итоге деятельностью фирмы всерьез заинтересовалась ФАС. Итогом долгих разбирательств с антимонопольной службой стало то, что Ротенберги переключились на проекты «Газпрома» по газификации регионов, а трубники обрели самостоятельность и начали торговать с концерном, минуя СЕТП. Шабалов же успешно развивает бизнес нового трейдера — «Трубные инновационные технологии». В прошлом году компания взяла контракты «Газпрома» на поставку труб почти на 32 млрд рублей. 

Александр Карманов 

Заказчики: ОАО «АК Транснефть», ООО «Газпром комплектация» 

Доли в основных компаниях-подрядчиках:

100% «Евразийский трубопроводный консорциум» (ЕТК)

100% группа «Евракор» 

Сумма господрядов: 30 млрд руб.

 В 2013 году компания бывшего спортсмена-дзюдоиста Александра Карманова выиграла четыре крупных контракта «Транснефти» и «Газпром комплектации» на поставку труб большого диаметра и металлоконструкций на общую сумму 19,7 млрд рублей. Другая компания Карманова, «Краснодарстройтрансгаз» (входит в ГК «Евракор»), получила строительные подряды структур «Транснефти» на 10,3 млрд рублей. 

В трубный бизнес Карманова позвал бизнесмен Зияудин Магомедов (124-е место в списке Forbes, состояние $0,85 млрд) — в начале 2000-х Карманов возглавил его компанию «Фирма химсервис». Компания поставляла трубы для «Газпрома», в 2003 году 25% в ней получила компания «Поставка» Бориса Ротенберга. 

В 2004 году Карманов ушел в свободное плавание. Он основал ЗАО «Леман пайп», эксклюзивного поставщика труб большого диаметра украинского Харцызского завода для системы «Газпрома» (с 2009 года — ЕТК). Она перевозит и устанавливает трубы большого диаметра для «Транснефти» и «Газпрома». Пока группа СЕТП братьев Ротенбергов была основным поставщиком этого товара газовой монополии, поставки ЕТК не были особо заметны, но когда ФАС отодвинула давних знакомых Александра Карманова от трубных контрактов, он сразу вошел в наш рейтинг. 

Зияудин Магомедов

Заказчики: ОАО «ФСК ЕЭС», Росавтодор

Доли в основных компаниях-подрядчиках: 100% ГК «Сумма», (ООО «Стройновация», «Глобалэлектросервис»)

Сумма господрядов: 30 млрд руб.

Для владельца группы «Сумма» Зияудина Магомедова, входившего в лидеры прошлых рейтингов, 2013 год оказался сложным. Ровно за год до Олимпиады президент Путин при осмотре спортивных сооружений публично раскритиковал работу вице-президента Олимпийского комитета Ахмеда Билалова, двоюродного брата Магомедова. Причина — срыв сроков строительства. Билалов срочно отправился лечиться в Германию, продав свой бизнес Сбербанку. А вскоре проблемы начались у самого Магомедова. 

Его партнер по Новороссийскому морскому торговому порту государственная «Транснефть» потребовала смены руководства порта, людей Магомедова.  Спустя несколько месяцев  конфликт удалось уладить, но большой ценой. В порт пришли с проверкой, а представители «Транснефти» заняли посты председателя совета директоров и исполнительного директора. Не исключено, что именно поэтому в 2013-м компании Магомедова не получили ни одного подряда от «Транснефти».

Крупнейшие подряды «Стройновация» в 2013 году получила на юге: это ликвидация грунтовых разрывов и строительство дорог Астрахань — Махачкала (7,1 млрд) и М-29 «Кавказ» из Краснодара к границам Азербайджана на участке, проходящем по территории родного для Магомедова Дагестана (4 млрд рублей).

Александр Лавленцев

Заказчики: Департамент строительства города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, «Мосводоканал»

Доли в основных компаниях-подрядчиках:

85% Группа компаний «АРКС»

50% «Эколайн»

Сумма господрядов: 28,3 млрд руб.

Основанная в 2002 году группа «АРКС» подконтрольна Александру Лавленцеву и его сыну Владимиру. В июне прошлого года Владимир Лавленцев оставил пост председателя совета директоров «АРКС» в связи с назначением вице-губернатором Санкт-Петербурга. Группа уже много лет получает подряды на строительство крупных инфраструктурных проектов (среди них реконструкция Каширского, Дмитровского и Рублевского шоссе, строительство очистных сооружений для застройки территории Люберецкой станции аэрации). Портфель заказов на начало 2013 года составил около 100 млрд рублей.

В прошлом году «АРКС» получил от Департамента строительства города Москвы крупный подряд на 7 млрд рублей и на 3,7 млрд рублей контракты от «Мосводоканала». 

Фирма «Эколайн», созданная основателями «АРКС» совместно с зятем Геннадия Тимченко Глебом Франком, в конце прошлого года выиграла конкурс  департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы на вывоз и утилизацию мусора Северного административного округа столицы. Стоимость четырехлетнего контракта составила почти 17 млрд рублей.

Алексей Андреев

Заказчики: Управление автомобильной магистрали Москва — Харьков Федерального дорожного агентства, Муниципальное казенное учреждение «Капитальное строительство» ( город Мегион)

Доли в основных компаниях-подрядчиках:

100% «Автобан» 

80,5% «Ханты-Мансийскдорстрой» 

Сумма господрядов: 24,2 млрд руб.

Специализирующаяся на строительстве, ремонте и реконструкции автомобильных дорог группа компаний, контролируемых Алексеем Андреевым, в 2013 году выиграла 15 госзаказов на общую сумму около 28 млрд рублей. Среди них строительство участков на автодорогах М-2 «Крым» и М-4 «Дон», возведение физкультурно-спортивного комплекса с ледовой ареной в городе Мегионе Ханты-Мансийского автономного округа. 

Выпускник Московского автомобильно-дорожного института Алексей Андреев начал работать мастером «Нижневартовскдорстроя» в 1983 году, в 1989 году в результате открытых выборов стал генеральным директором крупнейшего в Западно-Сибирском регионе Су-920, через десять лет,  в 1999 году, он создает ДСК «Автобан», объединив несколько строительных компаний Ханты-Мансийского АО. За последние пять лет было построено 650 км автомобильных дорог, построено и отремонтировано более 200 мостовых переходов. Сейчас компания ведет дорожно-строительные работы как на региональных (дороги Нижневартовск — Сургут, Сургут — Ханты-Мансийск), так и на федеральных трассах (участки на трассах М-4 «Дон», М-3 «Украина», М-7 «Волга»). 

Анатолий Седых и партнеры

Заказчики: «Газпром», «Транснефть»

Доли в основных компаниях-подрядчиках: Анатолий Седых является основным акционером ОМК (его партнеры владеют миноритарными долями)

Сумма господрядов: 23,8 млрд руб.

Летом 2013 года Выксунский металлургический завод ОМК, ЧТПЗ и Ижорский трубный завод впервые за много лет выиграли тендер на поставку «Газпрому» труб большого диаметра, заключив с монополией прямые контракты. До этого на протяжении многих лет тендеры выигрывали посредники, главным из которых был «Северный европейский трубный проект» (СЕТП) Аркадия и Бориса Ротенбергов. По оценкам, с 2008 года через СЕТП «Газпром» закупал до 70% труб большого диаметра.

Выксунский завод — головное предприятие Объединенной металлургической компании, владельцами которой являются Анатолий Седых и его младшие партнеры. ОМК — третий по величине производитель стальных труб и крупнейший производитель железнодорожных колес в России. Компания поставляет трубы основным нефтяным компаниям России, а также «Газпрому». Ее продукция использовалась в крупнейших проектах последнего времени, включая Южный и Северный потоки. С РЖД ОМК работает по долгосрочным контрактам: действующий был продлен в 2011 году на 5 лет и предусматривает поставку 3,2 млн колес на сотни миллионов долларов (по предыдущему, семилетнему, ОМК заработала на колесах $1,2 млрд).  

5 открытий рейтинга «Короли госзаказа 2013»

Самый диверсифицированный

С 41 млрд рублей, полученных от госзаказов в 2013 году, совладелец «Стройтрансгаза» Геннадий Тимченко делит со своими партнерами нашего рейтинга 2–4-е места. Однако если подсчитать все заказы, полученные компаниями, в которых он является совладельцем, итоговая сумма вырастет до 165 млрд. СК «Мост», где у Тимченко 15,75% акций, получила контрактов на 96,8 млрд рублей, АРКС (доля 15,75%) — еще на 23 млрд. А есть еще успешный проект зятя Тимченко Глеба Франка, чья компания «Эколайн» выиграла крупный подряд на вывоз мусора.

Самый неудачливый

Принадлежащая Олегу Дерипаске «Корпорация «Трансстрой» в 2013 году сумела взять только один крупный контракт на 12,5 млрд рублей, хотя участвовала в нескольких тендерах. Всего три года назад «Трансстрой» получал контрактов в год на сумму примерно вдвое больше.

Самый крупногабаритный

ОАО «Мосинжпроект» удалось выиграть конкурс ГУП «Московский метрополитен» на строительство и проектирование метро, сумма контракта составила 564,7 млрд рублей. 100% акций «Мосинжпроекта» принадлежит Москве. 

Самый бесхитростный

Руководитель «Управления гражданского строительства» (УГС) Москвы Андрей Белюченко оказался в странной ситуации. Через УГС Москва финансирует строительство жилья, в 2013–2015 годах объем освоенных средств должен составить 121 млрд рублей. Белюченко пришел в правительство Москвы из бизнеса, он был совладельцем «Ведис групп» и компании «Терра Аури». В 2013 году «Терра Аури» выиграла контрактов УГС на 5,37 млрд рублей. Белюченко объяснял «Ведомостям», что перед переходом на госслужбу он продал 100% «Терра Аури» своему партнеру Денису Бородако.

Самый культурный

Петербургская компания «Балтсрой» в родном городе способна обойти даже самых влиятельных конкурентов. Компания, по данным СПАРК, принадлежащая Александру Тестову и Николаю Антонову, обошла в конкурсе на дноуглубление акватории порта Бронка (10,8 млрд рублей) ФГУП «Атэкс» ФСО России и «Стройновацию» Зияудина Магомедова. Однако чаще «Балтсрой» занимается объектами культурно-исторического наследия. В числе проектов компании Грановитая палата, Большой дворец Московского Кремля, Средние торговые ряды, здания Главного адмиралтейства в Петербурге. В 2013 году компания выиграла 8 конкурсов на общую сумму 22,8 млрд рублей.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться