К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Засор в трубе

Фото Reuters
Фото Reuters
Почему спор Москвы и Киева из-за $10,5 млн может обойтись Европе дороже, чем разногласия на $5,3 млрд.

«Мы знаем о планах России зимой вообще перекрыть транзит даже на страны — члены Европейского Союза. Именно для

этого их компаниям даны указания максимально закачивать газ в хранилища на территории Европы», — заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк в конце августа (цитата по «Интерфаксу»). «Недоумение вызывают отдельные

реплики украинских политиков о якобы существующих намерениях России перекрыть транзит газа на страны ЕС», — ответил ему министр энергетики России Александр Новак через «РИА Новости». Это, по словам Новака, «попытка ввести в заблуждение или намеренно дезинформировать европейских потребителей российского газа».

 

Такой обмен нелицеприятными репликами заставляет нервничать Европу: через территорию Украины идет почти половина всего российского экспортного газа. Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер 28 августа признал, что если в ближайшее время газовый спор между Россией и Украиной не решится, это может привести к проблемам с транзитом в Европу зимой.

Считается, что главная угроза — нерешенный спор о том, по какой цене Киев будет покупать топливо у «Газпрома»: $485 за 1 кубометр или $268,5. Пока компромисс не найден, «Нафтогаз» прекратил расчеты и не платит по долгам перед российским концерном ($5,3 млрд), а «Газпром» в середине июня остановил поставки топлива. Подземные хранилища газа на Украине заполнены частично, и Россия опасается, что Киев станет воровать с потоков.

 

На фоне этого внезапная попытка «Газпрома» доплатить «Нафтогазу» в июле за транзит $10,5 млн и принципиальный отказ украинцев брать деньги выглядели слегка курьезно. Однако этот платеж — свидетельство еще одного газового спора России и Украины, последствия которого могут оказаться не менее неприятными для Европы.

Все последние годы «Газпром» платил Украине за транзит авансом, внося его несколькими крупными траншами. Чуть больше года назад председатель правления газового концерна Алексей Миллер уверял, что заплаченных вперед денег хватит до начала 2015 года.

 

Однако в начале июля риторика изменилась. «Аванса больше нет», заявляет представитель «Газпрома» Сергей Куприянов, настаивая, что он закончился в июле. «Нафтогаз» возражает, что «Газпром» ему ничего не должен. Аванс, который монополия внесла за транзит, украинцы вернули. «Газпром», видимо, считает, что мы сидим на хлебе и воде и ухватимся за живые деньги. Или это опять показательное выступление для внутреннего рынка», — комментирует человек, близкий к «Нафтогазу».

Forbes разобрался, почему газовая математика «Газпрома» не сходится с украинскими расчетами.

«Заплаченные деньги», на которые рассчитывал Миллер, — это $1,5 млрд. Именно столько лежало на счетах «Нафтогаза» в начале 2014 года, по данным отчетности российской компании. К июлю «Газпром» прокачал по украинской трубе 40,7 млрд куб. м, заплатив за транзит в I квартале $589,9 млн. Эта цифра разночтений не вызвала.

Споры начались в апреле, когда Москва и Киев озвучили две разные цены на российский газ для Украины. Почему? В формуле расчета ставки за транзит газа в Европу одна из переменных — как раз та цена, которую должен платить «Нафтогаз» «Газпрому». Ее рост на 80% увеличивает и тариф за транзит — с $2,7 до $3,2 за 1000 кубометров с апреля.

Рассчитывая цену передачи газа по территории Украины, нужно умножить объем (с апреля по июль это 23,2 млрд кубометров) на длину топливной магистрали в Европу (1240 км) и на ставку транзитного тарифа. С начала года у Киева и Москвы по одинаковой формуле получаются две разные цифры. «Нафтогаз» ориентируется на $1,4 млрд, а в результате расчетов «Газпрома» получается $1,5 млрд.

 

Впрочем, в абсолютных цифрах разница между расчетами Украины и России совсем невелика. Исходя из российских расчетов, газовый концерн действительно превысил аванс и должен Украине $10,5 млн на конец июля. Исходя из расчетов украинцев, у «Газпрома оставалась предоплата около  $150,5 млн, которой хватит для расчетов в обычном режиме на месяц-полтора.

Что же будет, когда аванс за транзит российского газа закончится? «Газпром» будет платить за транзит по факту, основываясь на своих расчетах», — отвечает Forbes источник, близкий к «Газпрому». «Мы выставляем счет, который должен быть оплачен «Газпромом». Другую сумму по этому счету оплатить нельзя», — говорит в свою очередь представитель «Нафтогаза».

На практике это означает, что украинская сторона имеет право не пропускать по своей трубе газ в долг, а «Газпром», напротив, может отказаться работать по такой схеме. Наиболее уязвимая сторона в этой ситуации —  та самая Европа, она может остаться без газа.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости