Освобождение труда | Forbes.ru
$58.37
69.1
ММВБ2152.75
BRENT63.07
RTS1161.95
GOLD1289.69

Освобождение труда

читайте также
+7 просмотров за суткиНа службе Родине: государство остается главным работодателем +10 просмотров за суткиЧто значит повышение минимального трудового стажа для будущих пенсионеров +8 просмотров за суткиМногорукий Шива: легко ли топ-менеджеру перейти в другую отрасль +2 просмотров за суткиПроблемы рынка: японские компании намерены покрыть дефицит сотрудников с помощью домохозяек +3 просмотров за суткиСкрытые резервы: BCG и WPC сравнили карьеры мужчин и женщин в нефтегазовом секторе +2 просмотров за суткиРодить ребенка в России: сколько это стоит для работающей женщины За длинным Хиршем: как позвать в российские вузы ученых из-за рубежа? +18 просмотров за суткиГендерный разрыв: за что больше всего платили американкам в 2016 году и сколько получали мужчины +9 просмотров за суткиГлавные вызовы 2017 года: дефицит профессионалов и дефицит морали +2 просмотров за суткиКризис — это надолго: треть работающих россиян боится увольнений Шесть трендов Tesla не выживет Благословенная пустота Необходимый майор Полигон постимперского поведения Эффективность спада Сколько не будет стоить нефть Есть ли жизнь после ВВП? Финансовый муравейник За инвестиции ответишь Поколение индиго. Вход свободный
#рынок труда 03.12.2014 00:00

Освобождение труда

Павленко Сергей Forbes Contributor
фото ИТАР-ТАСС
России пора менять миграционную политику.

Есть несколько позиций, с которыми уже невозможно спорить.

• Российская Федерация вступает в период демографического кризиса.  И тут не просто изменяется соотношение работающих и пенсионеров — непропорционально (за счет ускоренного роста расходов на здравоохранение) возрастает фискальная нагрузка. Высокотехнологические решения в сфере здравоохранения лишь усиливают эту тенденцию.

• Российская экономика входит в затяжную стагнацию, программируемую отсутствием структурных реформ и изменениями на мировых рынках сырья (в первую очередь углеводородного). В среднесрочной перспективе оптимистично можно рассчитывать на рост не более 2,5% (и то, если постараться).

• Этнический баланс населения Российской Федерации начинает смещаться, что в том числе означает возрастание в группе вступающих в трудовую деятельность доли выходцев из сельской местности стран СНГ и северокавказских республик.

• Разрыв с Украиной как поставщиком трудовых мигрантов относительно высокой квалификации — надолго.

Таким образом, увеличивающееся количество пенсионеров во все большей мере должны будут кормить неквалифицированные мигранты. 

При этом пространство выбора начинает сужаться — все большее количество мигрантов приобретает российское гражданство. И без того незатруднительные возможности приобретения гражданства «в упрощенном порядке» (например, для граждан Киргизии) облегчаются коррупционными практиками. Напор возрастает и в преддверии объявленного еще президентскими указами 2012 года ужесточения миграционного регулирования — граждане СНГ стремятся приобрести российское гражданство, пока еще это легко. Рост количества «новых граждан» означает, что они с гораздо меньшей вероятностью будут покидать российский рынок труда в период спада спроса на труд и в гораздо большей мере — предъявлять спрос (теперь уже вполне законный) на социальные услуги, финансируемые из бюджета. Таким образом, трудовые мигранты из решения проблемы превращаются в проблему номер два.

Все эти тенденции имеют долговременный характер, и развернуть их не удастся. Но коррекция возможна и необходима.

Основная проблема гастарбайтеров (или, если угодно, с гастарбайтерами) — невозможность полной легализации иначе чем через приобретение российского гражданства. Ситуация, когда возможными являются только два состояния — «полноправный гражданин» и «бесправный нелегал», должна быть изменена, и как можно скорее.

Что нужно сделать?

• Пересмотреть нормы Налогового кодекса в части налогообложения доходов физических лиц — нерезидентов, уравнять ставку НДФЛ для резидентов и нерезидентов (пока что норма действует только в отношении «беженцев из зон военных конфликтов»).

• Пересмотреть нормы закона о валютном регулировании в части порядка выплат доходов нерезидентам — уравнять в правах с резидентами.

• Максимально упростить получение вида на жительство для трудовых мигрантов — резидентов.

• Заключить двусторонние соглашения со странами — источниками миграционных потоков, урегулировать вопрос медицинского и пенсионного страхования трудовых мигрантов.

Эта группа мер создаст дополнительные стимулы для легализации трудовых мигрантов. Но наряду с ней необходимо предпринять и иные меры.

• Остановить предоставление российского гражданства, объявив мораторий на 2–3 года.

• Пересмотреть решения о предоставлении российского гражданства за последние 2–3 года, принятые в «упрощенном порядке».

• Установить мораторий приема на государственную службу и призыва на офицерские должности граждан, получивших гражданство в последние 2–3 года.

Собственно, контракт тут несложный — отказаться от перспективы обретения трудовыми мигрантами доступа к социальным бенефициям, связанным с наличием гражданства, в обмен на улучшение условий труда и временного пребывания.

Конечно, на долговременных перспективах Российской Федерации это не скажется. Но, скорее всего, хоть как-то поможет пройти период демографического и социального кризиса 2015–2025 годов без фундаментальных потрясений.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться