Виды на урожай | Forbes.ru
сюжеты
$56.45
69.34
ММВБ2293
BRENT69.68
RTS1282.02
GOLD1349.60

Виды на урожай

читайте также
+224 просмотров за суткиИнвестиции для реалиста. Три принципа управления капиталом в 2018 году +8 просмотров за суткиМиллиардер Рональд Перельман рассказал, как обогнать конкурентов Криптовалютная вольница. Цифровые активы приковали внимание частных инвесторов и миллиардеров iPhone на триллион: как новинки повлияют на капитализацию Apple +8 просмотров за суткиОткуда берется криптовалюта: портрет участника ICO +6 просмотров за суткиICO как инструмент для развития стартап-инфраструктуры Визуальный сервис Pinterest привлек $150 млн при оценке в $12,3 млрд +49 просмотров за суткиСамые успешные венчурные инвесторы мира — 2017: рейтинг Forbes +1 просмотров за суткиХорошая реакция: как инвесторы воспринимают назначение женщин в советы директоров Школа миллиардера: день открытых дверей для стартапов +3 просмотров за суткиЧерный ящик: почему трудно заработать на структурных продуктах Куда глаза глядят: как зерновой магнат превратился в интернет-инвестора Кофе без круассана: как внедрить в России новую бизнес-модель Сборная миллиардеров: как российский бизнес инвестирует в зарубежный спорт Россия со скидкой: как инвестор Дэвид Айбен зарабатывает на «Газпроме» и Сбербанке Как звезды шоу-бизнеса помогали собирать деньги финансовой компании из «черного списка» Олег Бойко: «Кино — вещь до конца не просчитываемая» Сибирский Quik: как создавалась самая популярная в России торговая платформа Рядовая ставка: легендарный трейдер Уолл-стрит сменил стратегию Почему развитые экономики не обречены на низкие темпы роста

Виды на урожай

Forbes
Павел Седаков Forbes Contributor, Дмитрий Филонов Forbes Contributor
Фото Александр Карнюхин
Кирилл Подольский потерял свой зерновой бизнес. Сможет ли он разбогатеть на интернете?

Случайно макнув стильный галстук Hermes в чашку с кофе, управляющий директор инвестфонда Tiger Global Management Скотт Шлейфер сдернул его с шеи и швырнул в мусорную корзину. С той же легкостью он согласился и на условия своего собеседника — Кирилл Подольский, владелец сервиса по продаже авиабилетов Anywayanyday, готов был продать 40% акций, но хотел получить не $8 млн, а $10 млн, причем половину лично ему. «Для меня проект окупился уже в этот момент», — с удовлетворением говорит Подольский, вспоминая сделку 2010 года.

Для таганрогского предпринимателя, построившего зерновую компанию, выручка которой достигала когда-то $950 млн, сервис тогда был скорее развлечением. После того как в начале 2015 года он продал все свои активы в агробизнесе,  Anywayanyday — единственный для него источник денег. Заменит ли интернет-проект зерновую империю?

Страда Подольского

В августе 2010 года офис зерновой компании Valars посетили сотрудники ФСО. Тогдашний президент России Дмитрий Медведев должен был провести здесь совещание по ситуации на рынке зерна — пожары и засуха уничтожили четверть посевов. Место предложил советник президента, а сейчас вице-премьер Аркадий Дворкович — по словам Подольского, они давно знакомы, отец Дворковича тоже родом из Таганрога. «Он один из самых опытных бизнесменов в АПК, надежный товарищ и отличный яхтсмен», — характеризует Подольского Дворкович. Но ФСО площадку забраковало: здание на крутом берегу реки Миус простреливалось с нескольких точек. Все переиграли в последний момент, совещание в итоге прошло прямо в таганрогском аэропорту. Подольского на встречу пригласили. 

«Ситуация тяжелая, в ряде регионов чрезвычайная», — начал Медведев. И сообщил экспортерам и сельхозпроизводителям, что правительство решило провести интервенции и запретить экспорт зерна. Эмбарго било по бизнесу Подольского, одного из крупнейших российских экспортеров, и владелец Valars не сдержался. Попросив слова, он выступил против регулирования рынка: нельзя запрещать экспорт и дотации от государства производителям раздавать не стоит. Медведев отреагировал резко: мол, Подольский думает о своей компании, а ему надо кормить 142 млн человек. Дворкович же до сих пор считает, что выступление Подольского «было лучшим»: «Считаю его очень профессиональным человеком, хотя [у него] не все получалось». Через три дня после совещания запрет вступил в силу. «Это был очень большой удар, он выбил нас из колеи», — говорит Подольский. На встречи с руководством страны его больше не звали.

Подбирать слова и подстраиваться под начальство Подольский не привык. Он признается, что наемным менеджером за свою жизнь поработал всего полгода — у ростовского олигарха Сергея Бидаша, чья фирма «Шельф» торговала продукцией Таганрогского металлургического завода. Вскоре Подольский начал собственный бизнес. Познакомившись с бывшим секретарем комитета комсомола Саткинского металлургического завода Сергеем Коростелевым и его партнером Владимиром Дунаевым, он помог им наладить торговлю металлопрокатом на юге страны.

В середине 1990-х партнеры скупили акции Таганрогского судоремонтного завода (по словам источника Forbes,  мать Подольского работала там главным бухгалтером). 26-летний Подольский стал гендиректором. Чуть позже партнеры создали компанию «Югтранзитсервис» (ЮТС). Как заработать на простаивающем заводе у моря? Идею подали представители американской Glencore, предложив ЮТС сдать за $1 млн территорию в аренду для строительства зернового терминала. В 1999 году ЮТС построила его сама. «Собственный зерновой терминал был огромным преимуществом, — вспоминает Подольский. — Инфраструктуры для экспорта зерновых не было вообще, да и конкуренции жесткой тоже». 

Через пять лет ЮТС вошла в тройку крупнейших зернотрейдеров. Бывший менеджер Glencore признает, что Подольский одним из первых организовал масштабный экспорт: «Фрахтовая и трейдинговая компании у него были очень мощные. Он первым построил вертикально интегрированный холдинг: от земли до покупателя. Большинство останавливаются у ворот порта».

Подольскому принадлежала лишь треть компании. Старшие партнеры к тому времени создали «Группу Магнезит» и в управление зерновой компанией не вмешивались. «Они давали деньги, а развивал бизнес Кирилл», — говорит его знакомый. Осенью 2006 года совместному бизнесу пришел конец. Позже Коростылев и Дунаев обвинили Подольского в покупке по завышенной стоимости агрокомплекса «Дон». Он продал свой пакет стороннему инвестору — УК «Траском», подконтрольной владельцу Русславбанка Абдулжелилу Абдулкеримову, с которым вместе учился в радиотехническом институте. От комментариев для статьи о Подольском совладельцы «Магнезита» отказались. 

В том же году Подольский начал зерновой бизнес с чистого листа. «Я хуже управляю компанией в стадии монотонного роста, привык активно развивать новый бизнес, в который заложены мои же идеи», — говорит о себе бизнесмен. Из ЮТС в новую компанию Valars вместе с ним перешли десятка два менеджеров. Офисы сразу открыли в России, на Украине и в Швейцарии, куда Подольский переехал вместе с семьей. По итогам 2007 года Valars по выручке обогнала ЮТС. «Мы делали очень дорогие покупки, когда все было ужасно дорогое — нефть, зерно и активы», — похваляется Подольский.  

У ЮТС же дела шли из рук вон плохо. В ноябре 2008 года Подольский взял реванш — его Valars Group выкупила у Коростылева и Дунаева ЮТС за символическую сумму $1, взяв на себя обязательства по долгам, в частности перед Сбербанком на $200 млн. «Амбиции можно было и поубавить, но Valars стартанул так успешно, нам казалось, что мы взяли Бога за бороду», — признает предприниматель. По его словам, банк обещал помочь с реструктуризацией и поэтому он о рисках не думал. Этот кредит по ставке 20% сыграл в крахе его бизнеса не последнюю роль. 

Компания продолжала расти на заемные средства — к 2011 году Valars Group обрабатывала уже 358 000 га земли в России и на Украине (агробизнес выделили в отдельную компанию Valinor), владела зерновыми терминалами в Таганроге и Азове, семью элеваторами, терминалом для перевалки нефтепродуктов. Но в 2009 году упали цены на зерно, потом ввели эмбарго на экспорт. Выручка за 2010 год просела до $224 млн, долги перед банками превышали ее в два раза. 

Подольский планировал расплатиться с кредиторами, разместив 40% акций Valinor на Варшавской бирже. Он планировал получить от IPO не менее $300 млн, оценивая компанию как минимум в $700 млн. Однако организаторы размещения — «Тройка Диалог» и Deutsche Bank — посчитали, что она не стоит больше $500 млн, а в проспекте эмиссии подробно описали главные риски — изменение земельного законодательства Украины и высокую долговую нагрузку. В июне 2011 года во время роуд-шоу появились сообщения о величине госдолга Италии, рынок упал, и Подольскому даже не удалось закрыть книгу заявок от инвесторов. «Если бы он сделал IPO, он бы выскочил, — считает Сергей Потапов, гендиректор трейдинговой компании ZernoTrade. — Но у него были короткие деньги, никто из банкиров не пошел навстречу, ему выкрутили реально руки, он был вынужден фиксировать убытки, и достаточно большие». «Общая сумма долга не больше $600 млн. Большая часть досталась от ЮТС плюс проценты, курсовые изменения», — уверяет Подольский. 

В 2012 году агрохолдинг не смог полностью засеять принадлежащие ему земли и начал распродавать активы. По инициативе Deutsche Bank, в залоге у которого было около 40% Valinor, в 2013 году Подольский продал 125 000 га украинских сельхозземель холдингу Ukrlandfarming Олега Бахматюка. К российским активам — 14 хозяйств Valinor Group обрабатывают 170 000 га в Ростовской области, на Ставрополье и Кубани — в начале 2014 года присматривалась АФК «Система», но до сделки дело не дошло. Источник в «Системе» подтверждает, что интерес был, но покупку «сочли нецелесообразной». Были и другие претенденты, например «Краснодарзернопродукт». Но менеджмент Сбербанка, по словам Подольского, больше поверил холдингу «Агрокомплекс», основанному в 1991 году отцом губернатора Краснодарского края Николаем Ткачевым. Сделка должна закрыться в первом квартале 2015 года. «Я никаких денег не получу, все пойдет кредиторам», — говорит Подольский. В Сбербанке содержание переговоров с Подольским не комментируют, но подтверждают, что сценарий урегулирования долгового спора реализовался в ноябре 2014 года «без судебных разбирательств». 

В «Агрокомплексе», после покупки Valinor ставшем одним из крупнейших российских лендлордов — около 440 000 га, более 2,5 млн т пшеницы, Forbes сообщили, что активы Подольского достались им в тяжелом финансовом состоянии. «Чудес не бывает: два года бизнес фактически не финансировался плюс большая кредитная нагрузка», — говорит топ-менеджер холдинга, отказавшийся от дальнейших комментариев. «Он, конечно, красавчик, что держится, любой другой на его месте опустил бы руки», — говорит про Подольского его давний знакомый.

Эффект бумеранга 

Сотрудники американской авиакомпании Delta вломились в московский офис стартапа по продаже авиабилетов Anywayanyday — они подозревали компанию в мошенничестве. Новый проект Подольского, запущенный в августе 2008 года, набирал популярность: поняв принцип работы глобальных систем бронирования билетов, позволяющий покупать билеты на один и тот же рейс с территорий США и России по разным ценам, разработчики Anywayanyday научились продавать их дешевле других. «Мы постоянно искали такие лайфхаки», — вспоминает бывший коммерческий директор Anywayanyday Алексей Дорош. Работа над проектом стартовала в конце 2007 года. 

Первых клиентов Anywayanyday получил, перенаправив посетителей с сайта туристического сервиса Avantix, куда Подольский инвестировал в 2002 году через ЮТС $4 млн — ему и партнерам понравилась идея основателей, он сам часто пользовался электронными билетами, летая к семье в Женеву. Однако реализовать задуманное Avantix не смог — рынок оказался не готов. После развода Подольского с партнерами по зерновому бизнесу в 2006 году Avantix остался у ЮТС, а в ноябре 2008 года обанкротился. Подольскому удалось забрать себе домен Avantix. «С сайта Avantix разом пришло около 5000 уникальных посетителей, которые стали стартовой клиентской базой Anywayanyday», — вспоминает Дорош. Продвигали сайт и через контекстную рекламу в поисковых системах.

Подольский взял на себя финансовые вопросы, а разрабатывать движок позвал команду знакомого еще по Avantix Петра Кутиса. «Расти было просто, конкурентов были единицы», — рассказывает Дорош. «Это до сих пор один из самых сильных брендов на рынке», — считает генеральный директор сервиса Biletix Александр Сизинцев.

В начале 2010 года Anywayanyday продавала билетов уже на $100 000 в день. Сервис стал привлекательным объектом для инвесторов: рынок рос на 50% в год, компания Подольского была лидером. К нему присматривались сразу несколько фондов. Baring Vostok и DST, по словам Дороша, смутил маленький размер компании. Первое реальное предложение сделали Kite Ventures и Frontier Ventures, но Подольскому инвесторы не понравились. «Управлять с этими ребятами компанией было бы значительно сложнее — они бы активно вмешивались в процесс», — говорит бизнесмен. Договорился в итоге с Tiger, одним из ранних инвесторов «Яндекса», немного блефуя: сказал, что почти подписал сделку с DST. Летом 2010 года фонд купил 40% Anywayanyday, оценив всю компанию в $25 млн. После прихода инвестора отношение Подольского к интернету изменилось. «Пока Anywayanyday был небольшим на фоне других его дел стартапчиком, он относился к нему как к детскому саду, приходил зарядиться позитивом», — вспоминает бывший топ-менеджер Anywayanyday Андрей Вильчинский. Увидев же, что в интернет-бизнесе можно сторговаться о лишних $2 млн за несколько минут, Подольский начал в него вникать. «Я не думал, что сервис достигнет таких масштабов», — признается Подольский. Да и в зерновом бизнесе начались проблемы. 

Однако повышенное внимание со стороны Подольского к бизнесу привело к конфликту с гендиректором Петром Кутисом и Алексеем Дорошем. 

«Он очень способный парень, но еще за год до прихода инвестора впал в меланхолию. Приходил после обеда, на встречи мог не явиться. Но я не ссорился с ним из-за этого», — говорит Подольский о Кутисе. Кутис ушел, получив $550 000 — у него был опцион на 11% Anywayanyday. Вслед за ним в новый проект, сервис OneTwoTrip (сейчас основной конкурент Anywayanyday), перешла почти вся команда разработчиков. Остались Андрей Вильчинский, ставший IT-директором, и Алексей Дорош — он рассчитывал получить опцион и выплаты. Но выдержал недолго. 

Ему пришлось точно выполнять служебные предписания, ходить на работу к определенному часу. По словам одного из собеседников Forbes, споры Дороша с Подольским иногда перерастали в угрозы, топ-менеджер даже нанимал себе охрану. В итоге он все-таки вынужден был уйти без опциона и судился за него с Подольским. Сейчас Дорош руководит компанией «Связной.Travel», которая после его прихода с Anywayanyday не работает. Кутис во всех интервью про OneTwoTrip называет себя сооснователем Anywayanyday и норовит уколоть прежнего работодателя, даже отказываясь от разговора о Подольском: «Мне непонятно, почему Forbes изъявил желание писать о потенциальном банкроте». 

«Вы знаете, сколько стоит это кресло? — спрашивает Подольский, покачиваясь в обычном с виду офисном стуле. — €2000!» Только в кабинете бизнесмена вокруг овального стола таких стульев восемь. Дорогие стулья у каждого сотрудника, даже у охранника, сидящего возле лифта. «Я таких глупых поступков менеджеров никогда не видел! Да у меня девушки в колл-центре получают в три раза меньше, чем мы за один стул заплатили», — возмущается Подольский. За 200 стульев его компания заплатила €400 000, но стоимость мебели бизнесмен узнал, уже разбирая бумаги после очередного исхода топ-менеджеров.

В марте 2014 года из Anywayanyday снова ушли сотрудники — IT-директор Андрей Вильчинский, финансовый директор Ольга Петрунина и исполнительный директор Раиса Левина. Причиной ухода вновь стал спор об опционе, а также расхождение во взглядах на стратегию развития. «Я готов был дать эти 5%, все бумаги уже были готовы», — уверяет Подольский. По словам Вильчинского, речь об опционе зашла еще в 2011 году, когда компания показала рост оборота в три раза. Бывший менеджер утверждает, что отсутствие опциона — не главная причина расставания: «Пришло понимание, что нужно заняться своим бизнесом». Вместе с Петруниной и Левиной он открыл компанию в сфере туризма Visatohome.

Руководить разработкой и маркетингом Подольский позвал своего земляка Евгения Шухлина, который много лет работал в его зерновой компании. На стадии развала ЮТС Подольский и Шухлин поссорились и разошлись. Второй раз встретились случайно: Шухлин стал исполнительным директором в компании OneTwoTrip Кутиса. «Он по духу айтишник. Мы, как люди взрослые, личные обиды забыли», — говорит Подольский.

Очередной исход менеджеров произошел в тот момент, когда Подольский вел переговоры о новом раунде инвестиций с пулом инвесторов во главе с фондом Russia Partners. Речь шла о $30 млн, но сделка не состоялась. Выяснилось, что все свои акции Anywayanyday Подольский заложил по кредитам зерновой империи. 

Десяток белоснежных яхт скользят у кипрского побережья. В сентябре 2014 года Anywayanyday проводил кубок среди яхт класса J80. Это любимое хобби Подольского, на него он тратит около миллиона долларов в год и с 2004 года ежегодно участвует в нескольких регатах (раньше регату называли в честь зерновой компании). «Яхты не стали причиной краха Valars», — смеется Подольский. Как обстоят дела у Anywayanyday? 

По итогам 2014 года оборот Anywayanyday составил $19,4 млн. По словам Подольского, на рынке продажи билетов три лидера — его компания, Ozon.Travel и OneTwoTrip. Гендиректор Biletix Александр Сизинцев считает, что дела обстоят иначе: за первое место борются Ozon.Travel и OneTwoTrip, а Anywayanyday отстал. «Я полагаю, что на пике они продавали до 5000 билетов в день, а сейчас, по моим оценкам, около 2000–2500. А, например, OneTwoTrip продает около 10 000 билетов в день. Эти проекты в первую очередь стремились к максимальному обороту, а в сегодняшних реалиях приоритетнее маржинальность», — говорит Дорош. OneTwoTrip активно продает через метапоисковики, где нужно держать минимальную цену, и хорошо, если билеты продаются в ноль. Подольский принципиально этот канал продаж не использует. Он вообще держится в интернет-тусовке особняком, редко участвует в конференциях и выставках. Сам Подольский называет сообщество владельцев и топ-менеджеров онлайн-тревел компаний «странным». «Как-то не учили их быть вежливыми и обходительными со старшими. Чуть какой-то успех, сразу сносит крышу. Но на уровне серьезного бизнеса это успехи небольшие. Они еще не знают, что жизнь циклична», — говорит бизнесмен. Но его, как он сам признается, эти скандалы мало волнуют: «Я психически устойчивый».

Нынешний год будет непростым для туристических сервисов. Уже в 2014 году стало больше внутренних поездок, средний чек по которым меньше 7229 рублей против 12 261 рублей по зарубежным. «Средний чек упадет, а количество билетов может и не упасть, — рассуждает руководитель сервиса Ozon.Travel Дмитрий Яковлев. — Плохо будет, если люди совсем перестанут летать». В конце 2014 года Подольский начал диверсифицировать свои интернет-активы. Он запустил новый сервис Localway.ru — онлайн-путеводитель по городам с информацией о ресторанах, кинотеатрах и других развлекательных заведениях. Сервис уже работает в Москве, Казани, Санкт-Петербурге, Красноярске, Омске, Челябинске, Воронеже, Сочи. «Это аналог американского Yelp, поисковик объектов. Мне он очень понравился, когда я ездил в Нью-Йорк», — говорит Подольский. Второй проект — сервис объявлений о продаже и аренде недвижимости — пока не запущен. Однако больше всего предпринимателя увлекает идея вернуться в зерновой бизнес: «Я там эксперт, все знаю». 

Но сейчас для трейдеров не лучшее время, говорит знакомый Подольского по зерновому бизнесу. «Если он вернется, то с одним намерением — показать всем, что он лучший», — считает собеседник Forbes. 

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться