Проверочная схема | Forbes.ru
$58.7
69.22
ММВБ2157.97
BRENT63.01
RTS1158.42
GOLD1289.34

Проверочная схема

читайте также
+294 просмотров за суткиБизнес нового поколения лидеров. Как ускорить рост стартапов в России +52 просмотров за суткиДеньги на бочке. Торговец пивными кегами запустил производство, чтобы уйти с серого рынка +73 просмотров за суткиПравильный ответ: как женщинам-предпринимателям побороть гендерную предвзятость инвесторов +11 просмотров за суткиКак не пойти ко дну в бизнесе? Обеспечьте себе поддержку друзей +51 просмотров за суткиПочти даром: девять секретов «бомж-маркетинга» для тех, у кого нет денег +131 просмотров за суткиОперация «Преемник»: детские фантазии – на пользу предпринимательскому будущему +35 просмотров за суткиПрощание с иллюзиями: какие заблуждения опасны для владельцев бизнеса +5 просмотров за суткиСажать или нет: как наказывать бизнесменов за преступления в экономике +19 просмотров за суткиСемь уроков, которые любой стартапер может извлечь из сериала «Кремниевая долина» +6 просмотров за суткиСмена курса: как изменится жизнь предпринимателей, избранных в муниципалитет +79 просмотров за суткиВеличайшие бизнес-умы современности. Список Forbes +13 просмотров за суткиЮрий Мильнер вошел в список 100 величайших бизнес-умов современности по версии Forbes +1 просмотров за суткиАнглийский прецедент: лондонский суд грозит российским бизнесменам неприятностями +7 просмотров за суткиИлон Маск Вельского уезда: что сделал бывший торговец нелегальной водкой из маленького города. Часть 2 +12 просмотров за суткиНа старт, внимание: простые правила, которые помогут запустить бизнес +4 просмотров за сутки«Зеленый» лидер: кто из российских бизнесменов мог бы встать на страже экологии +34 просмотров за суткиЦифры, планы и бумаги: как просить деньги у инвестора +2 просмотров за сутки«Решений недостаточно»: Путин потребовал прекратить «бесконечные проверки» и давление на бизнес +1 просмотров за суткиСуровый климат: 81% бизнесменов не верят в защищенность частной собственности в России +2 просмотров за суткиТюремные истории: какие ошибки приводят директоров компаний за решетку +5 просмотров за суткиЗа долги ответишь: как привлечь владельца бизнеса к личной ответственности при банкротстве

Проверочная схема

Иван Просветов Forbes Contributor
Почему основатель «Второго дома» сменил хедхантинг на обучение мигрантов.

Штаб-квартира московской компании «Второй дом» чем-то напоминает биржевой зал в разгар торгов. Сотрудники беспрерывно звонят по телефонам, следят за мониторами компьютеров, передают друг другу документы и распечатки. «У меня немало друзей-бизнесменов. Один говорит — закрываю магазин, другой — сокращаю персонал, третий — пропал драйв, — рассказывает гендиректор и владелец «Второго дома» Андрей Шешенин. — А мы едва успеваем в своих офисах новые столы ставить».

Не так давно Шешенин подбирал топ-менеджеров для Альфа-Банка, Allianz, Ritzio Group, «Русгидро», «Евраза», «Донстроя», «Евросети». Теперь он организует обучение и тестирование трудовых мигрантов. На открытие «Второго дома» бывший хедхантер потратил 1 млн рублей. За полгода выручка компании составила почти 95 млн рублей. С 1 января 2015 года иностранцы, желающие получить в России вид на жительство, разрешение на работу или трудовой патент, должны сдать экзамен и получить сертификат о владении русским языком и знании истории и законодательства Российской Федерации. Разрешения к тому же будут заменяться патентами, оформлять которые теперь обязан мигрант, а не работодатель. Но без сертификата о тестировании ни патент, ни разрешение не действительны. 

В прошлом году, по данным Пограничной службы, в Россию из стран СНГ прибыло 21,6 млн человек. Из них 3 млн по служебным и 17 млн по частным делам, но в реальности — на заработки. В этом году число мигрантов, предположительно, может вырасти на 15–20%. Трудовых патентов в России (а значит, и сертификатов) пока выдано немногим более 1 млн. Потенциальный спрос на услуги тестирования огромен, этот рынок только формируется. И «Второй дом» — уже самый заметный игрок, развивающийся по сетевой схеме: 31 представительство в городах России плюс офис в Таджикистане.

«Executive search я занимался более 10 лет и достиг предела», — объясняет Андрей Шешенин. В 2007 году выручка созданного им агентства RosExecutive превышала 30 млн рублей. Экономический кризис больно ударил по рынку хедхантинга. Сильнейшие устояли, середняки с трудом восстанавливались. В 2012 году RosExecutive выполнило заказов менее чем на 15 млн рублей. Его основатель начал сотрудничать как консультант с одним из клиентов — группой компаний ОМС (комплексное обслуживание торговых и бизнес-центров, корпоративных офисов и автопарков, розничных и ресторанных сетей и т. д.).

Поскольку ОМС нанимала в том числе и мигрантов, Шешенин предложил внедрить схему, которая позволила бы получать максимальную выгоду на этом рынке трудовых ресурсов после грядущих изменений — отмены квот и распространения патентов. Мигранту выдают микрокредит — «подъемные» для переезда, помогают оформить нужные документы, обеспечивают его мобильной связью и местом в общежитии, обучают при необходимости и устраивают на работу. Кредит он закрывает из своей зарплаты. 

«Идея была интересной, но в конечном счете мы решили, что ОМС этим заниматься не целесообразно, — комментирует Максим Красников, директор по организационному развитию ОМС. — Нам проще привлекать тех, кто уже имеет на руках патент со всеми сопутствующими документами». Тогда Шешенин договорился с ОМС о том, что, закрывая проект, заберет юрлицо с лицензией на образовательные услуги и аккредитацией при вузе, уполномоченном готовить и проверять тесты для мигрантов. Партнерство он предложил своей бывшей коллеге по RosExecutive Ирине Матвеевой, работавшей в Mirax Group и «Мегафоне» и знающей специфику трудовой миграции: она подбирала сотрудников для распределительных центров X5 Retail Group. 

Андрей Шешенин задумал строить новый бизнес одновременно на услугах тестирования и подбора персонала. Хедхантинг он фактически забросил (RosExecutive еще существует, но с осени 2014 года выполнило всего три заказа). В январе 2015 года открылся первый офис «Второго дома» — в Екатеринбурге. Хотя почти половина мигрантов ищет работу в Москве и Подмосковье, в столичном регионе слишком высока конкуренция, в том числе со стороны государственного Миграционного центра города Москвы и подмосковного Единого миграционного центра.

В час ночи после открытия в Екатеринбурге представитель «Второго дома» принял заказ — нужно обучить и протестировать 10 человек. В Твери в первый день тестирование прошли 20 мигрантов, на следующий записались 80 человек, а пришло вдвое больше. «Лишь спустя три месяца мы смогли более-менее свободно вздохнуть», — описывает Андрей Шешенин запуск проекта. Открытием новых офисов сейчас занимаются шесть менеджеров. Масштаб работ вырос на порядки. За июнь услугами «Второго дома» воспользовалось около 6500 мигрантов, у компании появился учебно-оценочный центр в Душанбе. 

Гендиректору «Второго дома» подчиняются региональные директора, имеющие долю в прибыли и контролирующие директоров отдельных офисов. Преподаватели и экзаменаторы подбираются среди местных специалистов. Региональный офис окупается в среднем за два месяца. Тестирование, в зависимости от региона, стоит 3000–6000 рублей с человека. Обучение — лекции, практикумы, аудиокурсы — бесплатно. Для сравнения: «Московский центр тестирования ЕВРАЗ» просит 4900 рублей за тестирование и 750 рублей за академический час подготовки к экзамену.

По словам Ирины Матвеевой, операционного директора «Второго дома», расходы на обучение составляют 22% от выручки компании, зато дают сильное преимущество. Андрей Шешенин добавляет, что в крайнем случае компания идет на демпинг, чтобы потеснить конкурентов. Центров тестирования по России открылось несколько сотен (все аккредитованы при каком-либо уполномоченном вузе — МГУ, РУДН, Государственном институте русского языка им. Пушкина, СПбГУ или Тихоокеанском университете). Подавляющее большинство ограничивается одной точкой. «Многие новички демпингуют, и это расшатывает рынок данных услуг», — сожалеет Гайк Трунян, директор НОУ ДО «Мир без границ». Миграционным консалтингом он занимается с 2004 года, а в прошлом году начал создавать сеть учебных центров. Сейчас у «Мира без границ» четыре центра в Ростове-на-Дону, один в Москве и семь в других городах, от Воронежа до Сочи. «Второй дом» — коммерческий проект, им важен поток, обороты, поэтому с ними трудно конкурировать», — замечает Трунян.

Шешенин и Матвеева уверяют, что помнят о социальной составляющей сервиса для мигрантов. К примеру, кол-центр «Второго дома» круглосуточно готов оказывать им юридическую помощь. В планах — создание социальной сети. Для мигрантов-таджиков издается газета «Вахдат». «Второй дом» уже обучил и протестировал более 30 000 человек. Базу их контактных данных Андрей Шешенин называет своим главным ресурсом. На долю заказов по подбору персонала пока приходится 7% дохода компании. Гендиректор «Второго дома» хочет за год-два поднять ее до 50% и уже намечает новые точки прибыли: «Мы готовы продавать в своих офисах страховку, распространять тарифы сотовых операторов. В отличие от executive search предела здесь я пока не вижу». 

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться