К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Формы участия


Даже в непрофильной сфере благотворительности у бизнесменов есть возможность создать что-то новое.

«Перед вами — Шередарь, — Михаил Бондарев показывает на узкую быструю речку с высокими берегами. — Здесь у слияния с Киржачом вырастет лучший в мире реабилитационный лагерь для детей после онкологии». Пока это лишь поле с ромашками, но в том, что детский лагерь будет построен, сомневаться не приходится. Один оздоровительно-реабилитационный центр Михаил Бондарев, основатель сети языковых школ BKC, уже открыл. Рядом с поселком Сосновый Бор во Владимирской области, в двух километрах от реки Шередарь, в чистом поле появились 26 одноэтажных домиков, столовая, спортивные площадки, конюшня и шатер для концертов и дискотек.

Бондарев много лет помогал деньгами детским домам, церкви, пациентам Российской детской клинической больницы. В итоге, рассказывает он, сложилось понимание, что тем, кто вылечивается, нужна особая поддержка, и лучше, если она будет системной. Так родилась концепция эндаумента для реабилитационного центра — летом и на время школьных каникул он будет принимать обычных детей за деньги, а три-четыре раза в год — ребят, которым необходима реабилитация. Доход от коммерческих программ идет на благотворительность.

Ради самостоятельности

Самые известные в мире центры для детской реабилитации создал американский актер Пол Ньюман — Serious Fun Children’s Network объединяет более 30 лагерей. Михаил Бондарев посетил некоторые из них, когда задумал свой центр. Первые программы реабилитации, подготовленные Терри Дигнаном из ирландского Serious Fun, заработали летом 2010 года: группы детей приезжали в дом отдыха «BKC-Кантри». В октябре 2010 года Бондарев присмотрел площадку для будущего лагеря. Строительство растянулось на несколько лет и обошлось бизнесмену в 500 млн рублей.

 

В мае 2015 года лагерь «Шередарь» принял первую реабилитационную смену. Проживание детей обходится в 53 000 рублей на человека. Четверть расходов покрывается за счет частных пожертвований фонду «Шередарь» и помощи от фондов «Подари жизнь» и «Нужна помощь». Остальное — средства группы компаний BKC. «Почему я трачу собственные деньги? — спрашивает Бондарев. — Это большое счастье — иметь возможность помогать людям. Это поглощает, как любовь. Когда Пола Ньюмана спрашивали, зачем он занимается благотворительностью, тот отвечал: «Я не понимаю, когда другие этим не занимаются». Я могу ответить так же».

Многое в своей жизни Михаил Бондарев объясняет счастливой случайностью и совпадением. Даже в названии реки, которая дала имя фонду, удивительным образом слились слова «дар», английское share («делиться») и французское — «cher» («дорогой»). «Шери» — так называют и волонтеров, которые приезжают работать в центр.

 

По словам экспертов, главные проблемы детей, излечившихся от рака, — страх и неуверенность в себе. «За победу над болезнью дети, к сожалению, платят свою цену, — рассказывает Екатерина Чистякова, директор фонда «Подари жизнь». — Во время лечения очень многое нельзя: выходить на улицу без маски, бегать, прыгать, жить так, как тебе хочется, а не по больничному расписанию. И чтобы вернуться в нормальную жизнь, без страхов и ограничений, детям нужна реабилитация». Фонд «Подари жизнь» с 2010 года проводит «Игры победителей» — международные спортивные соревнования для детей, преодолевших рак. В Подмосковье работает санаторий «Русское поле» для выздоровевших детей и их родителей. Есть отдельные программы в других регионах. Но центра, который бы занимался интенсивной реабилитацией по международной методике, до «Шередаря» в России не было.

По статистике ученых из Йельского университета, после выздоровления детям нужно около двух лет для психологического восстановления и возвращения к обычной жизни. Неделя по программе реабилитации экономит детям эти два года жизни. «Мы уже пять лет наблюдаем детей. Некоторые из них пять-шесть лет провели в больницах, даже в больничных боксах, и все они преображаются после лагеря», — говорит Надежда Топал, главный администратор лагеря «Шередарь» и дома отдыха «BKC-Кантри». «Для них это прекрасная возможность понять, что они такие, как все», — добавляет Екатерина Голубева, педиатр-онколог.

В дни реабилитационной программы на одного ребенка приходится обычно один-два взрослых: это и медсестры, и врачи, и просто волонтеры, которые ведут мастер-классы, работают вожатыми. Неделя пребывания в лагере рассчитана на преодоление себя и на развитие самостоятельности. Дети сами решают, чем заниматься — скрапбукингом или плаванием на байдарках, катанием на лошадях или стрельбой из лука. Ребята постоянно сталкиваются с непростыми задачами. А вечером со своими вожатыми обсуждают, чему научились, что нового освоили и что не получилось в течение дня. Кроме того, всю неделю отряды готовятся к гала-концерту, и в последний день в лагере проходит большой концерт с выступлениями детей. Для некоторых это отдельный стресс — выйти на сцену. «Но в их глазах такой азарт, они так счастливы на этих концертах, многие забывают, что у них что-то болит, что не очень хорошо работает рука или нога», — рассказывает Надежда Топал.

 

С 2010 года реабилитацию по программам, финансируемым Бондаревым, прошли более 350 детей. Первого октября 2015 года стартует очередная программа, в которой примут участие от 70 до 90 детей. Вслед за тем на территории лагеря пройдет шестая по счету конференция по актуальным вопросам детской реабилитации. «Компания ВКС сильна не только своими занятиями, но и тренингами для учителей. Мы создали сильную школу. И хотим повторить свой опыт в сфере реабилитации, чтобы передавать наши знания всем, кому они нужны, — поясняет Михаил Бондарев. — Для меня особенно важно изменить отношение к детской реабилитации в стране, чтобы появлялось как можно больше таких центров».

Закончив одну стройку, он уже готовит проектную документацию для второй, которую планирует начать весной 2016 года. Возведение нового лагеря стоит примерно 200 млн рублей. Когда появится «Шередарь-2», система эндаумента, задуманная предпринимателем, начнет полноценно работать. Первый лагерь будет принимать только коммерческие группы, чтобы таким образом оплачивать работу реабилитационного лагеря, который будет открыт круглый год.

«У нас грандиозные планы. Мы хотим построить театр, бассейн, сделать канал для байдарок. Вот здесь, в центре, будет красивый пруд. Жаль, только деревьев у нас мало, но через пять лет вы это место не узнаете, — обещает основатель ВКС. — Один успешный бизнес я построил, он нормально работает и без моего непосредственного участия. Теперь я хочу, чтобы и проект «Шередарь» научился жить самостоятельно. Моя цель — чтобы лагерь и фонд работали и после моей смерти, и через 50–100 лет».

Свой круг

Более 500 человек собрались вокруг сцены в московском саду «Эрмитаж». На смену группе Gold выходит рок-группа White Collars, вызвав оживление среди зрителей. Музыканты проверяют звук, cолистка в черном платье Маргарита Федосеева приветствует гостей. Это похоже на обычный рок-концерт, но на сцене — не просто артисты, а топ-менеджеры компании «Трансконтейнер». Среди зрителей — финансисты и юристы, а сам концерт — благотворительный. Начинается проливной дождь, но гости остаются слушать, а некоторые даже танцуют под струями воды с неба.

«Люди пришли сюда не для участия в светском мероприятии и не для того, чтобы налаживать отношения с потенциальными клиентами, — говорит Лиана Эристави, управляющая wellness-клубом Nebo и член общественного совета фонда «Будь человеком». — Благодаря доброй цели получается совершенно особенная атмосфера». Фонд «Будь человеком» каждое лето организует «Добрый пикник». Все собранные средства перечисляются на операции детям и покупку лекарств. В частности, на деньги с последнего пикника куплены несколько инсулиновых помп и расходные материалы к ним для детей с тяжелой формой диабета.

 

«Будь человеком» в августе 2011 года учредили друзья — топ-менеджеры и сотрудники разных коммерческих организаций, в том числе «ВТБ Капитала», Дойче Банка, «Трансконтейнера» и др. Пока это единственный в своем роде фонд, созданный как объединение частных жертвователей. «Всем нам хотелось по мере возможности помогать, но мешало отсутствие доверия к незнакомым фондам, а самостоятельно разобраться в тяжелой ситуации порой сложно», — рассказывает Юлия Рыбакова, трейдер Меткомбанка и соучредитель «Будь человеком».

На одном из первых собраний учредители решили, что сами будут нести все издержки, чтобы у фонда не было бюджета на административные расходы (ежемесячные траты составляют в 100 000–150 000 рублей). У фонда есть медицинский экспертный совет, в котором участвуют врачи ведущих клиник и внештатные сотрудники-координаторы, а всю юридическую и бухгалтерскую работу бесплатно ведут профессиональные юристы и финансисты. «Будь человеком» проверяет каждый запрос на помощь, при необходимости добивается квот от государства, никогда не передает наличные деньги, а все платежи проводит через один счет в государственном банке и ежемесячно публикует отчеты о расходовании средств. Кроме того, некоторые семьи получают помощь напрямую от жертвователей. Фонд полностью изучает их историю, проверяет документы, а желающие помочь, в основном это компании, сами решают перечислить деньги в фонд или напрямую в больницу.

«Самые важные факторы при оценке фонда адресной помощи — это его прозрачность и эффективность, то есть соотношение привлеченных средств и административных расходов, — говорит Татьяна Тульчинская, директор благотворительного собрания «Все вместе». — И конечно, понимание контекста, наличие консультантов, четко налаженная модель оказания помощи. Все это в «Будь человеком» есть. Важно, что фонд ведет сопровождение социальных кейсов, помогает найти определенное решение, а не просто дает деньги. Как раз одна из самых больших ошибок начинающих фондов — это максимальное сокращение цепочки от жертвователя до того, кому нужны деньги. Это не всегда эффективно. Чтобы разобраться в ситуации, нужны профессионалы».

В финансовой среде, напоминает член общественного совета «Будь человеком» и партнер юридической фирмы LECAP Михаил Малиновский, многое построено на доверии: «Люди, которые работают в фонде, обладают безупречной репутацией, и поэтому им верят». Правда, рассказывать про свою деятельность готовы не все — как объясняет один из основателей, потому, что занятия благотворительностью зачастую воспринимаются как пиар.

 

Первый благотворительный концерт фонд провел в марте 2012 года в клубе ICON. На концерте кроме группы White Collars выступали Кучера & Band’r, группы «Пицца» и «Градусы». Сборы превысили 3 млн рублей. «Тогда мы поняли, что это очень эффективный формат», — рассказывает Маргарита Федосеева, директор по финансам ПАО «Трансконтейнер», член общественного совета фонда «Будь человеком» и солистка White Collars. Маргарита и ее коллеги только-только основали группу White Collars: директор по правовым вопросам и управлению имуществом «Трансконтейнера» Виктор Марков освоил бас-гитару, его заместитель Александр Квитко — ударные, заместитель гендиректора «Трансконтейнера» Антон Лопатин — клавиши. Начали с нуля — никто до этого не умел играть на музыкальных инструментах. Занимались с профессиональными преподавателями.

«Нам очень нравится играть на благотворительных концертах, — говорит Виктор Марков. — Одно дело выступать в клубе, куда люди пришли отдохнуть, выпить, а другое дело — на празднике, у которого благая цель». «Если бы не было таких концертов, было бы сложнее стремиться к совершенствованию, — продолжает Александр Квитко. — А тут всегда должен быть высокий уровень, мы тщательно готовимся к выступлениям». White Collars дали четыре концерта в поддержку фонда, помимо ICON выступали в «Шакти», «Эмпорио Кафе» и саду «Эрмитаж».

Организацией мероприятий создатели фонда тоже занимаются сами. Как они уверяют, практически всегда удается договориться с площадками и музыкантами о бесплатных концертах. «К нам редко приходят совсем незнакомые люди, в основном это друзья и друзья друзей. Так и получаются сотни добрых гостей, — говорит Юлия Рыбакова. — Иногда формат наших мероприятий подразумевает проведение благотворительных аукционов, но общее правило — никакой навязчивости. Каждый пришедший изначально осознает, что у мероприятия добрые цели, и, собираясь сюда, принимает концепцию совмещения приятного с полезным».

Большие мероприятия на 400–500 гостей «Будь человеком» устраивает два-три раза в год. Примерно раз в два месяца проходят камерные концерты или аукционы. В целом концерты и аукционы приносят около трети средств в бюджет фонда, потратившего за четыре года около 50 млн рублей. Работает система частных и корпоративных пожертвований. С момента создания «Будь человеком» оплатил лечение 300 детям в возрасте от двух месяцев до 16 лет с разными диагнозами: ДЦП, муковисцидоз, тяжелый сахарный диабет, врожденные заболевания сердца, ревматоидный артрит, эпилепсия, гидроцефалия, различные опухоли.

 

Как вспоминает Юлия Рыбакова, когда фонд создавался, предполагалось, что средств будет хватать на помощь пяти-семи больным в год. Оказалось, возможно гораздо больше. «Потребность помогать есть у многих, а у нас получилось объединить ресурсы, связи, опыт, — рассуждает Маргарита Федосеева. — И мы счастливы, что видим результат».

При участии Алексея Савкина

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости