Инновации для корочки | Forbes.ru
$58.33
69.1
ММВБ2149.46
BRENT63.10
RTS1160.84
GOLD1292.35

Инновации для корочки

читайте также
+4643 просмотров за суткиВера в себя. Forbes составил новый рейтинг директоров-капиталистов +854 просмотров за суткиДеньги из космоса: Planet ежедневно фотографирует Землю с 200 спутников +493 просмотров за суткиДизайн в борьбе с Альцгеймером: 5 открытий Dubai Design Week +212 просмотров за суткиБизнес нового поколения лидеров. Как ускорить рост стартапов в России +290 просмотров за суткиАкадемический капитализм. Как американские университеты превращают исследования в бизнес +132 просмотров за суткиВиртуальный университет. Почему государство выделяет 2 млрд рублей АСИ на онлайн-обучение +125 просмотров за сутки«Большой брат» в таблетке: США впервые одобрили препарат с сенсором внутри +59 просмотров за суткиРусские хакеры не делали этого. Касперский подтвердил подделку ЦРУ сертификатов его компании +497 просмотров за суткиПочему так важно учить мальчиков отдельно от девочек и другие ноу-хау британского образования +365 просмотров за суткиСемейный альбом: как изменился портрет российского домохозяйства с середины 1990-х годов +55 просмотров за суткиРазведка США признала лучшей российскую технологию распознавания лиц +29 просмотров за суткиСыграть с поколением Z: как России заработать на киберспорте +22 просмотров за суткиСлабая политика: Россия заняла 71 место в рейтинге гендерного равноправия World Economic Forum +15 просмотров за суткиНа низком старте: как Россия готовится встретить iPhone X +52 просмотров за суткиСила желания: самые востребованные бизнес-школы США — 2017 +10 просмотров за суткиНа службе Родине: государство остается главным работодателем +46 просмотров за суткиGoogle и Facebook раскрыли масштаб «вмешательства России» в выборы США +26 просмотров за суткиСША или Великобритания: в какой стране лучше учиться +20 просмотров за суткиДеньги и знания. Нужно ли высшее образование, чтобы стать миллиардером +19 просмотров за суткиДетство золотое. Как инвестиции в дошкольное образование влияют на экономический рост +45 просмотров за суткиВремя или глубина: как оценить качество российского образования
#образование 03.03.2016 00:00

Инновации для корочки

Андрей Бремзен Forbes Contributor
Большинство выпускников российских вузов не способны внести вклад в современную экономику.

В недавно опубликованном Bloomberg рейтинге самых инновационных экономик мира Россия смотрится очень хорошо, она находится на 12-й строчке, между Израилем и Австрией, опережая Великобританию, Нидерланды и Канаду. 

Рейтинг рассчитывается на основе семи показателей, по каждому из них данные приводятся отдельно (не очень, кстати, ясно, из каких соображений выбраны именно эти показатели, но что есть, то есть). 

По первому из них — доле НИОКР в ВВП — Россия находится лишь на 31-м месте. Невысоки позиции и по второму показателю, доле добавленной стоимости в ВВП (27-я позиция). Следующий показатель — производительность труда, измеренная как ВВП, поделенный на число работающих. По нему Россия находится на 18-м месте в мире, заметно опережая Германию и Японию. С одной стороны, есть чем гордиться, с другой — как-то это не вяжется с относительными показателями ВВП на душу населения в этих странах. Одна из причин такого несоответствия — низкая доля занятых среди населения, вызванная, в частности, чрезвычайно низким пенсионным возрастом у россиян. Женщины, например, могут выходить на пенсию в 55 лет помимо России только в Белоруссии, Узбекистане, Вьетнаме и Китае. Во всяком случае, ясно, что к этому показателю надо относиться с осторожностью.

Следующий показатель, называющийся «плотность высокотехнологичных производств», призван учитывать долю высокотехнологичных предприятий среди всех предприятий страны. По нему Россия находится на восьмом месте в мире, опережая Швецию, Швейцарию и Норвегию. Опять есть вопросы к методологии (например, и в числителе, и в знаменателе речь идет лишь о публичных компаниях, а решение о выборе организационно-правовой формы может быть обусловлено особенностями законодательства той или иной страны, так что цифры могут «прыгать»), но тут ясно, что у России действительно сильные позиции, в первую очередь в отраслях, связанных с ВПК, а также, например, в авиастроении — обе эти отрасли отдельно упомянуты в пояснении к методологии.

А вот следующий показатель является, видимо, самым интересным. Речь идет о доле лиц, получающих высшее образование, среди тех, у кого уже есть среднее. Грубо говоря, о доле абитуриентов вузов среди выпускников средних школ. По этому показателю Россия вообще вышла на третье место в мире, уступив лишь Южной Корее (которая, кстати, занимает первое место и в самом рейтинге) и Сингапуру и опережая все западные страны, в том числе очень богатые. Хорошо это или нет?

Россия гигантскими шагами движется практически к всеобщему высшему образованию. В 2013 году, по данным Росстата (более свежие данные пока не опубликованы), средние школы выпустили 735 000 человек, а в вузы зачислено (правда, на программы всех уровней) 1 246 000; аналогичные цифры на 2000 год составляют, соответственно, 1 458 000 и 1 292 000. Видно, что с начала века количество выпускников школ сократилось практически вдвое, в то время как количество студентов практически не изменилось, соответственно, значительно увеличился показатель, который измеряют авторы рейтинга, и, соответственно, место России в мире. Но насколько это отражает успехи страны в построении инновационной экономики?

Однажды на совместной российско-китайско-индийской конференции, посвященной поиску путей экономического развития, один китайский коллега в частном разговоре со мной отметил, что ситуация с высшим образованием — важнейшим фактором роста — в России куда благоприятнее, чем в Китае. Формально это действительно так (Китай по соответствующему показателю занимает лишь 50-е место), однако столь массовое высшее образование невозможно без радикального снижения его качества. 

Я был бы рад ошибиться, но мой опыт показывает, что большинство выпускников большинства российских вузов не способны внести никакого вклада в инновационную экономику и вообще не могут работать по специальности без дальнейшего обучения. Во всяком случае, готов это утверждать про выпускников по специальности «экономика», на которую в 2015 году было зачислено, по данным совместного мониторинга ВШЭ и Минобрнауки, около 36 000 абитуриентов — больше, чем на любую другую. Последнее, кстати, не означает, что такие вузы бесполезны — они обеспечивают социализацию молодых людей, причем можно полагать, справляются с этой задачей лучше, чем альтернативные институты (армия, тюрьма или спортклуб). Но выпускать большое количество специалистов, которые будут заниматься НИОКР, наши вузы не могут — по доле таких специалистов среди населения Россия находится лишь на 27-й строчке.

Так что основания для оптимизма, конечно, есть, но их меньше, чем можно было ожидать исходя из высокого места России в рейтинге. 

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться