Поперек дороги

Forbes
Мария Абакумова Forbes Contributor, Ольга Седнева Forbes Contributor
Для чего городам нужны такие громоздкие конструкции, как пешеходные мосты.

Когда Дмитрий Медведев был президентом, он записывал свои новогодние обращения к стране, стоя на пешеходном Патриаршем мосту, который тянется от храма Христа Спасителя до Якиманки. Этот мост, с которого открывается вид на Кремль, был построен по проекту Зураба Церетели и Михаила Посохина в 2007 году. Правда, еще семь лет после открытия мост упирался в недостроенный жилой комплекс «Негоциант» группы КРТ, и пешеходы, налюбовавшись видами, попадали фактически на стройплощадку.

Современные западные градостроители и архитекторы пытаются исправить ошибки предшественников, которые планировали городское пространство, имея в виду главным образом автомобили. Классический пример враждебной пешеходам среды — московское Третье транспортное кольцо с его эстакадами и минимумом переходов. Реки, автомагистрали и железнодорожные линии в Москве — труднопреодолимые преграды для пешеходов и велосипедистов. С похожими проблемами в Европе и Америке борются путем строительства пешеходных мостов (так что лужковский Патриарший мост в этом смысле вполне современен). Вот несколько примеров того, как в разных городах появлялись большие пешеходные мосты.

Мост Luchtsingel

Роттердам, Нидерланды

Кто придумал: архитекторы Эмма ван Боксель и Кристиан Корман (архитектурное бюро ZUS)

Для чего: объединить пространства, разделенные железной дорогой, автомагистралью и трамвайной линией

Длина: 390 м

Стоимость: €4 млн

Старый жилой район Хофплейн в самом центре Роттердама стал жертвой быстрой урбанизации города. В последние 20 лет цены на недвижимость очень выросли, и Хофплейн, который расположен на пересечении двух транспортных магистралей и железнодорожного полотна, стали застраивать дорогими офисными зданиями. Ставка на коммерческую недвижимость не сработала, некоторые офисы так и не были заполнены, потому что из-за высокой цены не находилось желающих снимать помещения. В результате в самом центре Роттердама появилось несколько пустующих зданий, а из-за пересечения транспортных артерий — еще и пустырей.

В 2011 году основатели роттердамского архитектурного бюро ZUS (Zones Urbaines Sensibles) Эмма ван Боксель и Кристиан Корман предложили идею длинного пешеходного моста. Он соединил бы три части города, разъединенные автомагистралями, трамвайной линией и железной дорогой. Кроме того, он должен был вернуть людей в Хофплейн.

Первым делом архитекторы перенесли свой офис в одно из пустующих зданий, которое получило название Шиблок (Schieblock). Сейчас на его крыше городские фермеры выращивают овощи, фрукты и травы, на первом этаже открыт бар, а остальное пространство девелопер Шиблока отдал под инкубатор для стартапов и молодых предпринимателей. Новый мост проходит это здание насквозь на уровне второго этажа.

Мост решили делать ярко-желтым, чтобы оживить облик района, и деревянным. Инвесторов у проекта не было: первоначальные работы финансировались за счет краудфандинга. Каждый, кто пожертвовал на строительство моста €25, взамен получал возможность увидеть свое имя или послание к людям и городу на одной из многочисленных деревянных досок, из которых состоит мост. К лету 2015 года, когда Luchsingel был готов, подписалось более 8000 человек. В 2012 году проект моста выиграл городской конкурс на лучшую урбанистическую инициативу и получил €4 млн (на эти же деньги еще был разбит огород на крыше и благоустроен близлежащий парк).

Длина моста превышает 390 м, в середине сделано нечто вроде круглой смотровой площадки, откуда открывается вид на центр города. Планируется, что скоро сооружение перейдет в городскую собственность. Организаторы проекта получали согласования городских властей на временную конструкцию, то есть срок жизни моста — около пяти лет, правда, с правом пролонгации до 10 лет.

Пешеходный мост BP

Чикаго, США

Кто придумал: звездный архитектор Фрэнк Гери на средства семьи Притцкер, BP и других спонсоров

Для чего: соединить две части Грант-парка, разделенные шумной восьмиполосной дорогой Коламбус-драйв

Длина: 285 м

Стоимость: $25 млн

Строительство нового Миллениум-парка началось в Чикаго в 1997 году, и уже в 1999-м город привлек к работе Фрэнка Гери. Когда семья Притцкер согласилась финансировать часть работ, Гери взялся разрабатывать проекты строений в парке и пешеходного моста.

Мост иногда называют змеевидным, потому что, чтобы пройти по нему, пешеходу приходится идти извилистым путем. Фрэнк Гери, автор «танцующего дома» в Праге и Музея Гуггенхайма в Бильбао, заявлял, что считает мост похожим на реку.

Мост назвали в честь компании British Petrolium (BP). За это она заплатила $5 млн. За свою работу Фрэнк Гери получил множество архитектурных премий. Однако проект не учитывал особенности чикагского климата, удалять снег с покатых конструкций моста, проходящих над Коламбус-драйв, было сложно, поэтому зимой мост закрыт для посетителей.

Дорога над Гудзоном

Поукипси, штат Нью-Йорк, США

Кто придумал: восемь жителей

Для чего: соединить два берега широкой реки Гудзон

Длина: 2063 м

Стоимость: около $40 млн

Этот самый длинный в мире, двухкилометровый пешеходный мост на высоте 65 м над рекой Гудзон протянут между городками Поукипси и Хайленд в штате Нью-Йорк (население 33 000 и 6000 человек соответственно).

Железнодорожный мост через Гудзон был построен в 1889 году в эпоху промышленного и транспортного бума и помогал грузовым составам обходить заполненный транспортом город Нью-Йорк. В пятидесятые годы

XX века интенсивность движения по мосту стала снижаться, и в семидесятые по нему ходил уже только один поезд. В 1974 году от искры при его движении загорелись деревянные конструкции, и на мосту вспыхнул пожар. Смотрителей на почти заброшенном сооружении давно не было. Когда прибыли пожарные, они обнаружили, что шланги в системе пожаротушения промерзли и не менялись с прошлой зимы. В результате пожара мост серьезно пострадал.

Много лет шли судебные тяжбы между железнодорожной компанией, которой принадлежал мост, и местными властями по поводу того, кому платить за ремонт. Тем временем части конструкций моста стали падать прямо на автомобили, которые проезжали по прибрежному шоссе. Железная дорога продала мост за $1, но новый владелец тоже не спешил вкладывать деньги в ремонт, не платил местные налоги и в итоге в 1998 году под давлением властей передал конструкцию некоммерческой волонтерской организации Walkway over the Hudson («Дорога над Гудзоном»).

Собственно, организации как таковой не было — были восемь жителей штата Нью-Йорк, которые очень дорожили масштабной конструкцией через реку Гудзон. Они мечтали отремонтировать мост и открыть его для пешеходов, роллеров и велосипедистов. «Нью-Йорк Таймс» в 2007 году привела слова одного из этих энтузиастов, плотника на пенсии Дэвида Рокко: «В этом проекте есть три моих любимых вещи: железнодорожные пути, которые можно переделать в пешеходные дорожки, история железной дороги и потрясающий вид на реку Гудзон».

Много лет волонтеры занимались тем, что сами, как могли, по выходным чинили мост, водили по нему экскурсии и рассказывали о проекте, привлекая новых участников в свою организацию. В 2005 году удалось получить грант от федерального правительства на $874 000, местные власти дали еще $700 000, однако этого было недостаточно, чтобы переделать старый железнодорожный мост в новый пешеходный. Один из волонтеров предложил позвонить в фонд Dyson Foundation, основанный изобретателем, инженером и промышленным дизайнером Джеймсом Дайсоном. И выпал джекпот — фонд согласился выделить $12 млн.

В результате людям, которые по выходным приходили со столярными инструментами и чинили конструкции моста, удалось собрать почти $40 млн — помимо Дайсона, в проекте участвовали бюджеты разных уровней и другие благотворительные организации. Волонтеры считали, что их проект сопоставим по значимости с Эйфелевой башней или мостом Золотые Ворота в Сан-Франциско. На открытие моста через Гудзон собралось 40 000 человек. По данным Walkway over the Hudson, ежегодно по нему проходит более 700 000 посетителей.

Новости партнеров