Революция в быту: живописец Иван Владимиров зафиксировал, как это было на самом деле

Forbes
Яна Жиляева Forbes Staff, Ольга Седнева Forbes Contributor
10 февраля в честь 100-летия революции открывается выставка живописи «Революция. Первый залп. Иван Владимиров — свидетель непростого времени».

Иван Владимиров — успешный советский официальный живописец. Как художник-баталист прошел Русско-японскую и Первую мировую войны, Революции 1905 и 1917 годов, делал с натуры зарисовки Ленина, работал в блокадном Ленинграде. Но в наследии Ивана Владимирова есть и неофициальная, почти неизвестная история.

Владимирова-документалиста, бытописателя революционного Петрограда и Москвы с его ироничными жанровыми сценами впервые открывает широкой публике Музей современной истории России. На выставке — работы из собрания музея и частной коллекции Владимира Руги, заместителя генерального директора ММК.

«Я увидел жанровую зарисовку: офицер у пушки времен Первой мировой в антикварном магазине своих знакомых, — рассказывает Владимир Руга. — И тут же получил ее в подарок на день рождения. А спустя некоторое время купил две небольшие работы маслом на Антикварном салоне в ЦДХ, так они зацепили меня проработкой деталей и ироничной подачей: большевики в Большом театре и шпана играет в карты, а них смотрит такая Маруся с цветочком. Уже дома увидел подписи: Иван Владимиров».

В коллекции Владимира Руги сейчас 50 работ Владимирова. Никаких официозных масштабных полотен, только небольшие работы. «На антикварном рынке Владимирова оценивают как художника третьего ряда. Он недорогой художник. Я собираю его ради удовольствия», — говорит Руга.

Коллекционер удивляется, как с таким отношением к происходящему, Владимирову удалось избежать репрессий и много лет быть в фаворе у советской власти. «Он человек ироничный, активный, авантюрный», — рассказывает Руга: Например, когда мирискусники отвергли его за приверженность реализму, не взяв на свою выставку, Владимиров за несколько дней написал работы в стиле мирискусников и под финским псевдонимом был успешно принят. Бенуа очень хвалил молодого финского живописца. Как только картины были куплены, Владимиров выступил с разоблачением. Вышел большой скандал, академический мир торжествовал, смелый поступок Владимирова приветствовал Репин».

Иронию и наблюдательность художник с годами не терял. Но публике представлял не все, что писал. Малоизвестного Владимирова открывает выставка в Музее современной истории России.

Новости партнеров