К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Зал ожидания. Почему аэропорты устроены так, что из них хочется скорее улететь

Зал ожидания. Почему аэропорты устроены так, что из них хочется скорее улететь
Аэропорты всегда ассоциируются с высоким стрессом: волнение перед полетом, вечная спешка, очереди, множество неприятных процедур вроде паспортного контроля или проверки багажа. Поэтому в идеальном мире задача хорошего аэропорта — своей архитектурой и инфраструктурой максимально снизить этот стресс. На отечественных и мировых примерах архитектор Анастасия Колчина изучает, почему иногда это получается, а иногда — не очень

На хорошее публичное пространство иногда можно даже не обратить внимания.  Плохое раздражает просто невероятно. Например, Цюрихский аэропорт сделан без надрыва, попыток войти в историю или продать десятую помаду. Надо сказать, планировочно это спорный аэропорт: он вытянут в линию, что неудобно при пересадках. Но спокойное достоинство, с которым он сделан, окупает неудобства: в идеально спропорционированной пустоте успеваешь увидеть луч света.  Швейцарская одержимость порядком вредит отношениям с людьми, но на пользу пространствам.

Московским аэропортам не до лучей света: доехать бы как-нибудь. Открыть ещё один терминал, заштопать-залатать старые, втиснуть еще, еще киосков! Совсем не до красоты, право. Стремительнее открытия новых терминалов только деградация старых: стены покрываются кабель-каналами, зарастают лючками, тут и там появляются разноцветные вывески, сделанные без помощи дизайнера, на глазок. Новый терминал — новое видение, каждый раз разное.

Аэропорт Чанги в Сингапуре
Wanderlust

Аэропорт Чанги в Сингапуре

Самый наглядный пример того, что будущее нельзя создать, просто делая лучше существующие форматы. Инновация рождается там, где есть полный пересмотр парадигмы: на вопрос «каким должен быть современный аэропорт» сингапурцы отвечают технологической версией Рая, под крышей-куполом Бакминстера Фуллера, с алюминиевым лоском Нормана Фостера и водопадом, который не мог прийти в голову даже визионерам-архитекторам и взят напрямую из научной фантастики. Гигантский, просто невероятных размеров тропический сад под крышей имеет 2 сада с бабочками и отдельный сад с кактусами. Особенно любопытен набор функций, которые на взгляд создателей необходимы путешественникам: скоростные горки, бассейн и молитвенная комната, помимо привычных уже кинозалов и бизнес-центров. Аэропорт-город, аэропорт-заменитель природы, заместитель тяги к развлечениям и вообще смысла путешествовать. В некотором смысле это окончательное сооружение, здание, из которого нет смысла уезжать вообще.

Чанги за 20 лет получил 280 наград, но, конечно, самое важное сооружение — третий терминал, он становится лучшим уже несколько лет подряд. Сейчас строят четвертый терминал, но если верить информации из Сети, большим архитектурным событием он не станет: гигантизм редко приводит к хорошей архитектуре.

Аэропорт Платов
Nefa Architects

Аэропорт Платов

Наиболее интересным проектом в России является, без всяких сомнений, первый в стране аэропорт, получивший 5 звезд от Skytrax и — что, конечно, более ценно — звание самого красивого аэропорта от Варламова. На вопрос «что такое современный аэропорт» Платов отвечает музеем истории, интерактивными экспозициями и театральными премьерами. Идея рассказать историю края самим зданием очень популярна прежде всего у самих россиян — к тому же это прекрасный trial современного музея для нации, половина которой, как выяснилось, там не бывала.

Интерьеры бизнес-залов аэропорта стали событием в архитектурном мире, собрали множество наград и международных публикаций. Особенно интересно то, что делали их бывшие партнеры, а теперь непримиримые враги — заставляет задуматься о конкурентной природе творчества. Nefa Architects и VOX Architects в бизнес-залах аэропорта создали современную версию интерьерного барокко: прихотливые складки из титана на потолке, солнце, севшее за стойку секретаря, прозрачные колонны — это такие приятные архитектурные излишества, которые после кризиса 2008 года уже никто не чаял увидеть снова.

Черчиллю приписывают фразу: «Ни одна звезда не воссияет, покуда не найдется человек, готовый держать сзади черное полотно». За группой сильных архитекторов и дизайнеров незаметно стоит команда заказчика с хорошим вкусом, видением и умением превращать мечты в планы.

 Шереметьево

Шереметьево

Этот аэропорт вполне может постигнуть судьба аэропорта Атланты: гигантского сооружения, которое в процессе постоянного перестраивания и реконструкции так и не нашло своего лица. Новые куски удачные, старые выглядят так, будто пережили нашествие варваров — лючки, кабель-каналы и наспех сделанные вывески наглядно рассказывают о том, что мало здание построить. Аэропорт — не такое уж и событие, как бы говорит нам Шереметьево. Можно тут и духи купить, и очки, да и пристроиться подождать тоже в принципе можно. Азиатский хай-тек смешивается с ностальгией о Маяковском, давая в среднем 15% коммерческих площадей. Аэропорт-лаборатория, аэропорт-эксперимент, не замечающий собственных удач, при этом держит первое место по качеству обслуживания пассажиров в Европе и пунктуальности вылетов в России. Меняются то ли люди, то ли векторы развития (скорее всего, и то и другое), но это место —хороший пример того, как современность пытается угнаться сама за собой, не успевая осмыслить ни настоящее, ни тем более будущее.

 Аэропорт Доломан

Аэропорт Доломан

Меня тронул провинциальный и на первый взгляд ничем не примечательный турецкий аэропорт Доломан. Юрий Григорян однажды сравнил архитектуру с запахом, чем-то неуловимым, каким-то присутствием — вот там оно есть. Спокойное достоинство бетонного интерьера, красные трубы, дубовые панели на стенах — и никакого аффекта, никакой гигантомании. Мне кажется, современной архитектуре не хватает как раз таких зданий: стремление к славе и спешка мешают найти хорошие пропорции, как будто одно мешает другому.

Квадратная конструктивная сетка и бруталистский бетон постройки 80-х годов заставляют порадоваться тому, что — то ли в силу культурной удаленности, то ли в результате личного выбора, — архитекторов не затронули самые модные идеи того времени: деконструкция и постмодернизм. Придется признать, что отсутствие эксперимента, амбиций и иронии идет только на пользу большим общественным пространствам.

Домодедово

Домодедово

По-настоящему русский аэропорт: амбиции имперского масштаба соседствуют с безысходностью лючков и кабель-каналов. Некогда прекрасный интерьер хранит следы всех событий с постройки: служба безопасности закрыла дверь эвакуации, служба контроля повесила лицензии на стены, служба маркетинга разместила рекламу, службы не любят друг друга, между ними — холодная война. Второй этаж  — свидетель попыток создать «буквально весь мир» на 3000 квадратов: Ереван, Париж и Мариуполь в миниатюрах ларьков и магазинов. Когда Рем Колхас водил нас, студентов Стрелки, по Дворцу пионеров, он восхищался напластованиями слоев и тем, как евроремонт соседствует с отделкой брежневских времен на фоне свободного пространства 60-х. Современные здания, особенно такого масштаба, как Домодедово, накапливают слои гораздо быстрее — и отстоят они не дальше, чем средние показатели текучки кадров. Планы построить круглогодичный курорт с пляжами, аквапарками и катками за 6 лет и 35 млрд вызывают осторожное любопытство.

Аэропорт Цюриха
Detail Design

Аэропорт Цюриха

Он прекрасен, как хорошо исполненная симфония, и нравился мне всегда: бесчисленное количество пересадок я любовалась светлым гранитом, ясной навигацией, неповторимыми швейцарскими узлами и идеально расставленными лифтами. Аэропорт-пример, аэропорт-отличник и комсомолец современной архитектуры сейчас воспринимается уже не так однозначно. Когда Генри Пламмер писал о том, как современная архитектура исключает человеческое тело из обращения, он имел в виду все эти травалаторы, эскалаторы, автоматические двери и отсутствие авторского почерка — ты герой современного фильма о скуке.  Люди проводят 93% своей жизни внутри зданий, и половину из этого времени — осознанную половину — в общественных интерьерах. Если месседж лучших из этих интерьеров, в стране с лучшей мировой архитектурой можно сформулировать как «уверенная победа вторичных идей», что же нам, собственно, ждать от всех остальных?

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+