К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Разоряющая красота: 5 самых дорогих предметов одежды в истории

Разоряющая красота: 5 самых дорогих предметов одежды в истории
В современных списках самых дорогих вещей можно найти дизайнерские платья с драгоценными камнями, бюстгальтер из тысяч сапфиров и бриллиантов, а также хорошо узнаваемые костюмы из кинохитов вроде «Завтрака у Тиффани». В нашей подборке 5 предметов гардероба, которыми в разные века можно было бы похвастаться перед богатыми друзьями

Одежда прошлых эпох отличается от современной не только отсутствием синтетики, но и тем, в каком контексте она носилась. Жестко регламентированные сословные различия, с одной стороны, не позволяли носить предметы роскоши тем, кто не был достоин их по статусу, а с другой — фактически обязывали власть имущих демонстрировать свои возможности всеми доступными способами. Среди этих способов есть вполне понятные нам сегодня, а есть и те, что нуждаются в расшифровке.

Красный шелковый плащ (XII век)
Gryffindor/Marku1988/Autostitch

Красный шелковый плащ (XII век)

К XII веку производство шелка, прежде закупавшегося у арабов, началось в Европе — в Испании и на Сицилии. Его производили исключительно для королевских дворов и знати: никто больше не мог себе такого позволить. И не только из-за дороговизны шелка, но и из-за сложности вышивки золотом. Чтобы вышивка удалась, льняную сердцевину нити обматывали по спирали узко нарезанными и позолоченными полосками кишок и только после этого использовали получившийся шнур для вышивания.

Отдельная строка расходов — окраска ткани. Красный был любимым цветом аристократии, но для получения яркого оттенка дорогого шелка подходил только кермес. Чтобы добыть совсем немного краски, нужно было собрать с дубовых листьев самок кермеса в период перед откладкой яиц, окурить парами уксуса, высушить на солнце, а потом истолочь в ступе. Нужно ли говорить, что насекомых требовалось очень много.

Доспехи (XVI век)
Sepia Times/Universal Images Group via Getty Images)

Доспехи (XVI век)

Стоимость доспехов, безусловно, варьировалась и сильно различалась у сделанных на заказ панцирей для знати и тех, что приобретались для военнообязанных более низкого происхождения. Доспехи знати, приобретавшиеся не для боевых действий, фактически были слепком статуса своих хозяев, демонстрируя их во всей красе на «игрушечных войнах» — турнирах. Кроме того, в них можно было эффектно гарцевать во время торжественных церемоний, парадных выездов или позировать художнику.

Оружейник, бравшийся за подобные заказы, выступал еще и в роли художника и имиджмейкера, поскольку доспехи нередко декорировались орнаментами или полноценными изображениями на мифологические темы. Чтобы оценить стоимость подобного доспеха, можно взять для примера заказ Фердинанда I, немецкого короля, раскошелившегося на латы для своего сына в 1546 году. Придворный оружейник Йерг Зойзенхофер из Инсбрука получил за свою работу 1200 золотых монет, что составляло 12 (официальных) годовых зарплат старшего придворного чиновника.

Чулки из кружева (XVIII век)
Франсуа Буше

Чулки из кружева (XVIII век)

Демонстрация ног в Европе до начала XX века оставалась привилегией мужчин, и элегантные чулки, с конца XVI века распространившиеся из Испании, долгое время считались частью мужского гардероба.

Тем не менее нам известно, что уже к XVIII веку женщины освоили этот предмет гардероба, даром что из-под юбок его было не разглядеть, а нарочитая демонстрация, как и сегодня, считалась вопиюще вульгарной.

Шелковые чулки стоили очень дорого, но с легкой руки (или все же ноги?) Жанны-Антуанетты Пуассон стали стоить еще дороже: маркиза де Помпадур нашла, что чулки из кружева смотрятся особенно пикантно. А чего хочет фаворитка короля, того хочет двор — кружевные чулки мгновенно стали жизненной необходимостью для привилегированных дам. Их цена могла сравниться с годовым жалованьем дворянина. На сдачу можно было приобрести кружево для украшения постельного белья — еще одна мода, введенная мадам де Помпадур.

Шаль из паутины (XVII-XIX века)
Fred Duval/WireImage

Шаль из паутины (XVII-XIX века)

«Сатин Восточного моря», как его называли китайцы, — шелк из нитей паука Nephila komaci. Эти нити очень прочны: при толщине в десятую часть миллиметра они выдерживают 80 граммов (нити их коллег — шелковичных червей только 4-15 граммов). Отдельной строкой им «повезло» с цветом — нить отливает золотом, из-за чего пауков неофициально прозвали золотопрядами.
В XVIII веке чудесную материю хотели производить во Франции, но подсчеты быстро показали, что это пустая затея. Для получения фунта (примерно 0,5 кг)  паутинного шелка требовалось 522-663 паука.

Отдельные драгоценные предметы из этого сырья, тем не менее, делались. Так, у Людовика XIV были чулки из паучьего шелка, которые ему преподнесла Счетная палата города Монпелье (было за что: Людовик сделал его главным городом Нижнего Лангедока и поспособствовал превращению средневекового захолустья в современный город с бульварами и акведуком).
Еще две счастливые обладательницы вещей из паучьего шелка — Жозефина Богарне и ее невестка Августа Амалия Баварская. Первой досталась шелковая шаль, второй — перчатки. Разумеется, Наполеон тоже не отказался от возможности щегольнуть и, подобно Людовику XIV, обзавелся «паучьими» чулками — вероятно, одними из самых дорогих в истории чулочно-носочных изделий.

Несмотря на достижения химиков, позволяющих делать искусственный аналог такого шелка сегодня, энтузиасты продолжают экспериментировать с материалом природного происхождения. Так, в 2009 году команда в составе британского историка-искусствоведа Саймона Пирса  и американского бизнесмена Николаса Гудли, а также семи десятков рабочих, подарила миру полотно размером 3,4 х 1,2 м. Чтобы сделать его, понадобилось пять лет и порядка $500 000.

Зибеллино ( XV-XVI вв.)
Bernardino Luini

Зибеллино ( XV-XVI вв.)

В конце XV века в моду входят собольи шкурки, отделанные золотом и драгоценными камнями. Их носят на золотых цепочках, держа в руке или закидывая на плечо. Распространенная версия, объясняющая «функционал» зибеллино — ловля блох: неразумные твари якобы предпочитали безжизненную шкурку теплому человеческому телу. На самом деле привлекательность зибеллино лежала в менее утилитарной плоскости.

«Хорек» (так обобщенно называли соболей, ласок, норок и других пушистых куньих) почитался в качестве символа плодородия — вероятно, в связи с мифом о рождении Геркулеса. Считалось, что «хорьки» рожают при помощи рта — и это послужило отличным поводом, чтобы шкурка соболя с «открытым ртом» стала подарком-талисманом для будущей матери богатого семейства.

С другой стороны, изящно болтающийся на золотой цепочке мех, оформленный драгметаллами и самоцветами, отлично подходил для демонстрации своего положения. Зибеллино Екатерины Австрийской и Польской оценивался в 750 талеров (для сравнения: стоимость амуниции наемного всадника составляла 15-20 талеров).

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+