Трагедии счастливых наций: фильм недели — «Искатель воды» - ForbesLife
$58.93
66.31
ММВБ1866.13
BRENT46.42
RTS997.70
GOLD1251.46

Трагедии счастливых наций: фильм недели — «Искатель воды»

читайте также
+11 просмотров за суткиСтоит выпить: Дженнифер Ле Неше в «Коробке», Ангус Зу в «Фаренгейте» и World Class Night в трех заведениях +713 просмотров за суткиСервис в квадрате: что гости самых дорогих отелей выкладывают в Сеть +706 просмотров за суткиДневник ММКФ. Сирийские иммигранты и горячие финские парни Аки Каурисмяки +2165 просмотров за суткиКогда отдыхают богатые: рабочий график Роналду и других звезд Кубка конфедераций +1429 просмотров за суткиКак Фурцева и Антонова привезли «Мону Лизу» в Москву +582 просмотров за суткиКнига на выходные: «Мир по "Звездным войнам"» +155 просмотров за суткиСтоит съесть: жареные желтки в «Голодный-Злой», весенний гимлет в «Коробке», суши-пончики в Zodiac +69 просмотров за сутки«Балк» как предчувствие: о новом фетише индустриального виноделия +39 просмотров за суткиДуэт Seafret начинал с пения в душе, а продолжит под дождем в «Музеоне» +27 просмотров за суткиКитайский ритейлер инвестировал в Farfetch $397 млн +24 просмотров за суткиSotheby’s установил новый мировой рекорд на Кандинского: $41,6 млн +22 просмотров за суткиВернуть абонента: как решить проблемы со связью на стадионе +10 просмотров за суткиКоллекцию Дэвида Рокфеллера выставили на аукцион Christie's за $700 млн +6 просмотров за суткиЗаработать на проблемы: благотворительный аукцион Phillips +31 просмотров за сутки20 фильмов Московского кинофестиваля, которые жаль пропустить +39 просмотров за суткиПеле открыл часовой бутик Hublot в Москве +38 просмотров за суткиЧто смотреть на выставке современного искусства documenta +34 просмотров за суткиРаспробовать Италию: о гастрономическом пространстве Eataly +9 просмотров за суткиНеделя потребления: президентские скачки и летние развлечения +10 просмотров за суткиС легкой руки Потанина в Третьяковке — новое «Явление Христа народу» +24 просмотров за суткиЛеонардо Ди Каприо отдал работы Пикассо за $3,2 млн и Баскии за $9 млн ФБР
ForbesLife #ForbesLife 10.04.2015 15:16

Трагедии счастливых наций: фильм недели — «Искатель воды»

Оскаровский лауреат Рассел Кроу стал режиссером и с ходу сделал лучший австралийский фильм года

Кинонеделя прошла под знаменем «Битвы за Севастополь». На ее фоне затерялся другой фильм о войне, отражающий иную — не женскую, а мужскую — точку зрения на события: «Искатель воды» Рассела Кроу.

Удивительно: сколь же значимую роль в Голливуде играют те, кто родился в Австралии или Новой Зеландии либо начинал там карьеру. Питер Джексон, Мел Гибсон, создатель лучшей фирменной английской комедии 2000-х «Реальная любовь» Ричард Кёртис, культовый оператор Кристофер Дойл, Николь Кидман, Наоми Уоттс, Джеффри Раш, Хью Джекмен, Гай Пирс, Роуз Бирн etc. Cколько морских миль им пришлось преодолеть - с перспективой быть отвергнутыми с голливудского порога? Кроу не грозило быть отвергнутым. Его лично пригласила в середине 1990-х на съемки вестерна «Быстрый и мертвый» Шарон Стоун, после чего он быстро достиг всего.

Любопытно и то, сколь многие голливудские актеры во все времена - от Иствуда до Де Ниро и Аффлека - уходят в режиссеры. Кроу пошел по стопам другого выходца из австралийского кинематографа, Мела Гибсона. У нас в постсоветское время такого не происходит. Причем, пересаживаясь в режиссерское кресло, актеры-звезды сразу начинают делать такое кино, какое требуется. Это показатель того, насколько серьезен в Голливуде уровень профессионализма. К «Искателю воды» можно предъявлять претензии. Но логично, что австралийский киноинститут только что признал его лучшим фильмом 2014-го.

О ЧЕМ ЭТО. О трагедии Галлиполи. Сто лет назад, в Первую мировую, в апреле 1915-го на Галлипольский полуостров в Турции по инициативе Черчилля высадили союзный десант, целью которого было установить контроль над Дарданеллами. Турция воевала на стороне Германии. Пролив был нужен, чтобы захватить Стамбул и открыть морской путь к союзной – в той войне – России.

Среди высадившихся был австралийско-новозеландский армейский корпус, состоявший из молодых добровольцев. Десант оказался неудачным. Турки, у которых отличился как полководец Мустафа Кемаль, будущий лидер нации Ататюрк, легли костьми. Во время обороны – что упоминается в фильме – они потеряли как минимум семьдесят тысяч человек. Австралийцы – десять тысяч (по историческим источникам, чуть меньше).

И вот думаешь: счастлива страна, для которой такие военные потери – это трагическое воспоминание на всю жизнь. Церемонии, посвященные жертвам Галлиполи, проводятся ежегодно. Сейчас выходит одноименный мини-сериал. Одно из моих ранних киновпечатлений – фильм «Галлиполи» 1981 года австралийского гения Питера Уэйра, в котором сыграл свою вторую знаменитую роль (после «Безумного Макса» 1979-го) уже упомянутый Гибсон. Там кошмар в том, что жили-были красивые мальчики, предназначенные для светлого будущего. А в финале их бросали без обещанной артподготовки в бессмысленную самоубийственную атаку по голой местности на турецкие кинжальные пулеметы.

В «Искателе воды» бои в Галлиполи – это вспышки-воспоминания, натуралистические и жестокие. Основное действие развивается четыре года спустя. Отец-австралиец, которого играет сам Кроу, нелегально пробирается на Галлипольский полуостров (он все еще закрытая зона, и хотя турки выиграли Галлипольское сражение, тут теперь правят англичане), чтобы разыскать и отвезти на родину прах троих погибших здесь сыновей.

ЧТО В ЭТОМ ХОРОШЕГО. Можно съязвить, что «Искатель воды» - это конструктор «сделай сам». Набор-путеводитель, как сотворить традиционную драму с историческим подтекстом, гуманизмом и мелодраматической развязкой – фильм того типа, который обречен на признание мировых киноакадемий. Академии были и остаются консервативными. Именно такое кино они считают высоким искусством.

Тут есть, как мы уже сказали, война с ее жестокими подробностями. Ни одна, ни другая сторона пленных не брали.

Тут есть экзотические природные явления – страшная пыльная буря в Австралии.

Тут есть народные волнения: турки против оккупировавших страну англичан.

Тут есть тоже ценимые академиями (да и мной) детали необычного быта - как турецкого во времена, когда страна еще не стала светской (женщины в чадре), так и австралийского: у героя особый талант находить воду в местностях, где дождей не бывает по два-три года. Как он ищет, как копает колодцы – все интересно.

Тут окрас кадра в основном желто-кирпичный, что в австралийских, что в турецких степях. А это всегда стильно. Добавьте синюю рубашку главного героя – получим три основных цвета, на которых строилась живописная гармония Возрождения.

Тут развивается мысль о том, что настоящие мужчины всегда способны к взаимопониманию, даже если их разделяет религия и они воевали друг с другом. В данном случае воевали не напрямую, но отец-австралиец считает, будто турецкий командир (сторонник будущего Ататюрка), с которым он сталкивается, чуть ли не лично убил его сыновей. А турок возмущен, что англичане и австралийцы пытаются идентифицировать и похоронить в отдельных могилах всех своих погибших (кстати, в фильме утверждается, что это был первый подобный случай в истории войн), а кости и черепа турецких павших сваливают в груды. Тем не менее именно эти два человека помогут друг другу, а вот англичане в фильме - равнодушные чинуши.

Тут звучит идея, что воевать вообще грех и глупость. Пацифизм. Отец-австралиец корит себя за то, что его излишне патриотические речи о стране и долге заставили сыновей записаться в армию и обрекли их на гибель.

Наконец, тут есть романтическая история и красивая женщина. Красивую изображает главная на сей момент (после постепенного ухода в тень Миллы Йовович) украино-русско-голливудская звезда Ольга Куриленко. Тут она турчанка. Ну а что? Нормально. Моя кубанская мама – при максимум половине казацкой крови – тоже выглядела турчанкой. У Куриленко уже слаживалось в фильмах с Дэниелом Крейгом, Томом Крузом, Беном Аффлеком. Теперь на очереди Рассел Кроу. Неплохой выбор.

Возвращаюсь к упреку, что фильм собран из конструктора «сделай сам». Во-первых, попробуйте сделайте. Во-вторых, меня лично это не раздражает.

СТРАННОСТИ. Как любой режиссер, далекий от европейской истории, Кроу упрощает дело. А заодно отметает все, что мешает сюжету. Ему было важно показать, что Галлиполи – трагедия для Австралии, но при этом страна виновата сама, ведь именно она поперлась на далекий берег турецкий, куда ее не просили. Что делала при этом со своими соседями и нацменьшинствами Турция, для него не тема. Поэтому в фильме, где все, в общем-то, хорошие (кроме пары англичан да одного турка), в финале вдруг появляется злобная нация – греки. Ведь в этот момент они повели войну за Анатолию. Турки в фильме невольно идеализированы. Греки – демонизированы. Голливуд есть Голливуд – даже в австралийском варианте. Он пытается быть честным, но все равно в какой-то момент делит мир на черный и белый.

НАШ ВАРИАНТ РЕКЛАМНОГО СЛОГАНА (он в духе черно-белого финала фильма). А действительно: что этим австралийцам было делать в Турции? Прыгали бы со своими кенгуру.