Forbes
$65.22
72.68
ММВБ1973.67
BRENT47.84
RTS953.42
GOLD1309.73
29.03.2016 03:51
Иван Просветов Иван Просветов
заместитель главного редактора Forbes 
Поделиться
0
0

Настенный капитал: коллекция современного российского искусства Deutsche Bank

Настенный капитал: коллекция современного российского искусства Deutsche Bank
Катарина Зивердинг "Без названия", 1998 (Шелкография на бумаге)
Российская часть коллекции Deutsche Bank насчитывает свыше 180 работ 60 художников

Коллекция современного искусства Deutsche Bank — одна из крупнейших в мире: около 60 000 картин, эскизов, фоторабот, а также скульптур и инсталляций. 95% произведений выставлены в офисах банка по всему миру. И это принципиально: с конца 1970-х годов, когда собрание начало формироваться, банк руководствуется правилом Art works — «Искусство работает». То есть является частью корпоративного пространства и культуры. О коллекции Forbes рассказал главный куратор коллекции Deutsche Bank Алистер Хикс.

— Есть ли своя концепция у московской коллекции?

— И да, и нет. В основном здесь представлены российские художники: такие маститые, как Илья Кабаков, Павел Пепперштейн, и сравнительно молодые — например, Диана Мачулина, Валерий Чтак. Довольно много работ немецких художников. Однако конкретные формулы отсутствуют. Современное искусство вообще не вписывается в заранее определенные рамки. Наша базовая идея — давать художникам платформу, пространство для самовыражения. Мы собираем ощущения и отражения изменений, происходящих в мире, потому что художники чутко их улавливают и чувствуют себя частью этого процесса. В выбор включено искусство всех стран, где расположены наши офисы. Более того, сотрудники офисов вовлечены в этот выбор. Кураторы фактически ничего не покупают, они лишь предлагают. А решения принимаются на комитетах, которые собираются в центральном или региональном офисе. В Москву мы присылали работы немецких авторов, здесь покупали российские для офисов в других странах. Сотрудники московского офиса участвовали в номинации картин для коллекции, окончательное решение принимал специальный комитет. Но в каждом случае это было коллективное решение.

Алистер Хикс главный куратор коллекции Deutsche Bank

— Где еще выставлены работы российских художников?

— В штаб-квартире Deutsche Bank во Франкфурте, в Лондоне, Нью-Йорке, Гонконге, Токио — у нас там крупные офисы. Мне кажется, сейчас подходящий момент представлять современное российское искусство на мировом уровне. У вас очень интересные художники, много самостоятельных, независимых взглядов.

 

Сергей Ануфриев, Владимир Федоров, Павел Пепперштейн, «Театральный шепот», 1992 (Бумага, карандаш, тушь)— В России работы достойного уровня удается приобретать дешевле?

— Средняя цена произведений, которые Deutsche Bank покупал до недавнего времени, варьируется в диапазоне €1500–2500. Наши траты в России примерно такие же. Мы стараемся приобретать произведения, которые могут позволить себе купить сотрудники наших же офисов. Позиция банка очень жесткая: мы не покупаем для инвестиций. Коллекцией мы подчеркиваем: для Deutsche Bank деньги не единственная ценность. 

— Что из последних приобретений вы считаете особенно любопытным?

— Мы купили несколько картин Лады Наконечной — такие традиционные на вид графические пейзажи, но сделанные в оригинальной технике вертикального штриха. Любопытно, как они подписаны: где нарисовано, сколько часов заняла работа и какова средняя зарплата за час в данном месте. Цифры, разумеется, везде разные. Эта деталь показывает абсурдность ценообразования на рынке искусства: работу художника невозможно привязать к каким-то параметрам. 

Георгий Литичевский, «Расцветай наш трамвай», 1989 (Бумага, шелкография)

— Ваши менеджеры действительно покупают картины?

— Скажем так: мы готовы консультировать сотрудников, которые захотят купить. Уверяю, что интерес есть. В сентябре 2014 года меня пригласили на выставку CosMoscow представить мою книгу «Мировой арт-компас». А потом организовали выступление перед сотрудниками московского офиса. И здесь разговор продлился полтора часа, потому что вопросов было гораздо больше, чем на выставке, — о новых идеях и техниках в искусстве.

Сергей Ануфриев, Владимир Федоров, Павел Пепперштейн,  «Останкино», 1992 (Бумага, карандаш, тушь) и Андрей Ройтер, «Без названия», 1990 (Акварель, Тушь)

— Может ли что-то побудить банк расстаться с тем или иным произведением?

—Коллекция такого масштаба и значения, как наша, должна, что называется, дышать. Время от времени мы продаем авторские печатные копии или оригиналы картин, которые больше не находятся в фокусе коллекции. Такие, например, как историческая живопись, которая стала частью коллекции в результате приобретения банком каких-либо активов. Конечно, полученные средства используются для покупки работ молодых художников.

Поделиться
0
0
Ключевые слова: , ,
Загрузка...

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое

Forbes сегодня

31 августа, среда
Forbes 08/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.