Самолеты-трансформеры на подлете: как Airbus повышает уровень комфорта пассажиров

Леонид Ситник Forbes Contributor
Фото Airbus A3
Судя по концепции модульного салона Transpose, в скором времени все пассажиры бизнес-класса смогут летать в «летающих дворцах», как шейхи и главы государств.

В последние годы на некоторых рейсах воздушным путешественникам предлагают индивидуальные каюты. Авиакомпания Delta, к примеру, намерена ввести стандарт на такой уровень обслуживания, чтобы поднять «классовую войну» в воздухе на новую высоту. Но больше денег можно попросить только за самолет с VIP-салоном. Эксперты Airbus Group думают над способом сделать эту услугу массовой.

Как добиться того, чтобы пассажирский самолет не походил на трубу, набитую людьми?

Именно эту благородную цель поставила перед собой компания A3, предложив миру концепцию трансформируемого салона под названием Transpose. А3 — это небольшой исследовательский центр Airbus Group в Силиконовой долине. Идею нового способа быстрой реконфигурации салона авиалайнеров дизайнеры A3 разглядели в процедуре загрузки грузовых версий коммерческих самолетов. Это те же авиалайнеры, что используются для пассажирских рейсов, но с некоторыми модификациями: в их фюзеляжах нет иллюминаторов, зато есть большая грузовая дверь. Внутри — никаких кресел, а лишь голый силовой пол, состоящий из направляющих с роликами и замков-фиксаторов. Грузы помещаются в специальные контейнеры, которые один за другим задвигаются в «трюм». Использовать такие версии авиаперевозчикам удобнее, чем транспортные самолеты, поскольку унификация авиапарка удешевляет обслуживание техники.

Кризис крылатых «грузовиков»

Рынок грузовых воздушных перевозок до 2012 года рос такими темпами, что авиакомпании охотно заказывали переделанные в грузовики лайнеры, стремясь не упустить своей доли прибыли. Но мировой экономический кризис внес свои коррективы, и крылатые «грузовики» стали вдруг не нужны. А ведь Airbus и Boeing затратили немало средств на их разработку. Концепция Transpose поможет решить и эту проблему. Идея проста: вместо грузовых контейнеров загружать модули пассажирского салона.

Изменить конфигурацию салона пассажирского лайнера непросто. Передвинуть туалет на метр? Сначала длительные проектные работы, затем испытания. При серийном производстве все системы самолета, включая оборудование салона, настолько переплетены, что даже простейшая перепланировка затрагивает вопросы безопасности. Именно поэтому авиакомпании лишь раз в 7–10 лет обновляют интерьеры самолетов, и при этом их «внутренний мир» все равно остается консервативным и рассчитанным на среднестатистическую загрузку.

Сокращение времени сборки

Система Transpose сокращает время на внутреннее переустройство «начинки» авиалайнера с месяцев до часов и минут. Теоретически салон может подстраиваться под загрузку каждого рейса в зависимости от числа пассажиров и их потребностей. В результате один и тот же самолет может летать как на коротких внутренних маршрутах, требующих плотной загрузки, так и на дальних многочасовых рейсах, где стандарты комфорта выше. И, конечно, один и тот же самолет можно будет использовать как для пассажирских, так и для грузовых перевозок.

Легче, по замыслу провидцев А3, станет и жизнь производителей авиатехники. Им больше не придется мучительно размышлять, какие варианты салона окажутся наиболее востребованными. Концепция Transpose позволяет формировать модульный салон нужной конфигурации из отдельных элементов, как в Lego. Кроме того, салон и самолет можно в данном случае изготавливать параллельно. В настоящее время отделка салона занимает несколько последних недель в цикле изготовления крылатых машин. В варианте Transpose готовый салон будут просто загружать в самолет.

Состав и функционал модулей ограничивается фантазией заказчиков: помимо кресел с разными вариантами расстояний между рядами (хоть весь салон пусть летит бизнес-классом), это может быть тренажерный зал, бар или ресторан, игровая площадка, спальная зона, модуль для водных процедур, конференц-зал, дискотека, 3D-кинотеатр и т. д.

Нечто подобное неоднократно предлагалось и раньше. У той же компании Airbus есть патент на «съемный» салон, который позволит сократить время простоя при высадке и посадке пассажиров в аэропортах. В качестве свежего примера можно привести концепцию конвертируемого транспортного самолета, предложенного в 2016 году ЦАГИ. Идея та же: размещать в грузовом отсеке готовый салон, что быстро превращает транспортный самолет в пассажирский лайнер или летающий госпиталь.

Шансы на реализацию

Изюминка А3 в том, что Transpose не нуждается ни в создании нового типа самолетов, ни в радикальной модернизации инфраструктуры аэропортов, на что требуются годы и миллиарды долларов.

Впрочем, могут быть проблемы, например, при сертификации модульного салона. Отношение к безопасности перевозок людей у контролирующих органов куда более серьезное, чем к транспортировке грузов. Авторы идеи сообщают, что уже собрали группу инженеров, дизайнеров и исследователей, способных решить все вопросы, и заручилась поддержкой Airbus Group. Начаты работы по созданию полноразмерного макета модульного самолета. Разработчики стараются предусмотреть все. Среди партнеров компании, к примеру, Nielsen Consumer Neuroscience, которая будет изучать психологические аспекты восприятия пассажирами новой обстановки, например – отсутствия иллюминаторов. Возможно, их заменят мониторы, воспроизводящие изображение от внешних камер. Не возникнет ли у пассажира чувство дискомфорта в замкнутом пространстве? Впрочем, как известно, свобода прежде всего должна быть внутренней. А в этом отношении концепция Transpose прекрасно себя оправдывает.

Новости партнеров