Золотая сотня Дэвида Хокни в Tate Britain

Леонид Павленко Forbes Contributor
Portrait of an Artist (Pool with Two Figures) 1971
До 29 мая в Лондоне ретроспектива Дэвида Хокни. Хокни для Британии — такое же знаковое имя, как у нас Серов и Айвазовский: 20 000 билетов на его выставку выкуплены до открытия.

Экспозиция в Tate Britain — безусловно, самая представительная выставка Дэвида Хокни из всех возможных: к своему 80-летию юбиляр сам выбрал сто своих лучших работ. В 13-ти залах галереи — все периоды творчества, все жанры, в которых когда-либо работал Хокни, от гомосексуальной лирики калифорнийского поп-арта до постимпрессионистических пейзажей, коллажей и портретов на IPad ( в 2012 году его IPadную живопись в Королевской академии художеств посмотрели 600 000 зрителей). Среди ста лучших работ есть и такие, что никогда до этого публике не показывали.

Хокни неизменно много работает, — сейчас, как он говорит, у него наступил самый плодовитый период в творчестве, — и много продается. Его ценовой рекорд — картина Woldgate Woods, проданная на Sotheby’s в 2012 году за $11,7 млн. В коллекции Tate Britain — его самая большая работа, Bigger Trees Near Water размером 4,6х12 м, дар художника.

Организаторам экспозиции пришлось немало попотеть, чтобы собрать работы по мировым музеям и частным коллекциям. После Лондона выставка отправляется в 18-месячное турне, сначала в Париж, в Центр Помпиду, затем в Нью-Йорк, в музей Метрополитен.

Хокни не только сам экспериментирует, но и приглядывает за коллегами по цеху. В 2001 году он провел расследование, которое навсегда изменило представления о классической живописи и художниках Возрождения. Согласно гипотезе Хокни-Фалько (соавтор художника британский физик Чарлз Фалько) художники эпохи Реннесанса, даже такие мастера как Ян Вермеер, использовали камеру-обскура для фиксации изображения на холсте. BBC снял на эту тему многосерийное расследование, а сотни искусствоведов выпустили в пылу борьбы горячечные опровержения.

Эскпозиция юбилейной выставки похожа на дневник художника, такой же стихийный, как Хокни в своих разъездах между Лондоном, Йоркширом и Лос-Анджелесом.

Тем не менее у этой сумбурной ретропективы есть все шансы побить рекорд посещаемости Tate Britain, установленный в 2014 году на выставке «Анри Матисс: Контур шоу» в 2014 году, которую посетило 562 622 человека.

Новости партнеров