О Евгении Евтушенко и феномене «оттепели» — два московских музея и поэтический фестиваль | Forbes.ru
$58.9
69.28
ММВБ2130.52
BRENT63.14
RTS1139.47
GOLD1244.84

О Евгении Евтушенко и феномене «оттепели» — два московских музея и поэтический фестиваль

читайте также
+33 просмотров за суткиОткрытка от художника — дорогой подарок на Новый год +45 просмотров за суткиСтивен Дюкар, экс-директор музея Tate Britain: «Я знаю, как собрать £7 млн на искусство» +460 просмотров за суткиПродает и показывает Владивосток: современное искусство с молотка, недорого +27 просмотров за суткиЧто покупать начинающему коллекционеру на Art Basel Miami Beach +108 просмотров за суткиBMW запускает дроны в небе над Майами +98 просмотров за суткиОт Мураками до Гоцяна: художники Азии, которых нужно знать в лицо +68 просмотров за суткиМихаил Гуцериев везет в Москву платье Мадонны и костюмы Джексона +14 просмотров за суткиВ пальто: 4 причины попасть на выставку Max Mara в Сеуле +53 просмотров за суткиЯпония: что смотреть, где есть и как себя вести. Путеводитель Forbes Life +8 просмотров за суткиДары мадридского двора: Третьяковка получила Буха +12 просмотров за суткиЗа прошлую неделю на аукционах было продано произведений искусства на $2,3 млрд. Как так вышло? +3 просмотров за суткиНа аукционе Phillips — Пикассо за $1 млн из коллекции продюсера Элвиса Пресли +39 просмотров за суткиВладимир Овчаренко: «Современное искусство работает как Telegram» +5 просмотров за суткиАбстракционист Шон Скалли: «Я — однорукий боксер» +22 просмотров за суткиЧто произойдет с арт-рынком, когда закончатся «Кувшинки» Клода Моне и иссякнет Пабло Пикассо? Предприниматель Владимир Некрасов подарил Третьяковке 35 работ Гелия Коржева +61 просмотров за суткиРусское искусство как сборная России по футболу: цены, игроки, полевая стратегия Вас вызывают в музей. Государственные галереи рассчитывают на поддержку бизнесменов-коллекционеров Русские в Лондоне: 15 лотов за £69 000 NET осенней хандре. Спасайтесь в театре +146 просмотров за суткиНадо брать. Рейтинг российских художников — 2017
ForbesLife #выставка 02.04.2017 15:16

О Евгении Евтушенко и феномене «оттепели» — два московских музея и поэтический фестиваль

Джеймс Олдридж среди московских поэтов. 1963. Фото из каталога выставки в Третьяковской галерее. Фото Л. Лазарева. Центр фотографии им. братьев Люмьер.
Не стало последнего поэта «оттепели» Евгения Евтушенко. Этой весной, не сговариваясь, два главных музея Москвы,Третьяковская галерея и Пушкинский, показывают «оттепель», один из героев которой — Евгений Евтушенко.

«Думать — почти безнадежное дело, но если не думать — незачем жить», — строчки Евтушенко звучат как эпиграф к проектам главных московских музеев, где исследуют отрезок времени в советской истории между 1953-м и 1968-м  годом, «эпоху оттепели», название которой дала повесть Ильи Эренбурга, опубликованная в «Знамени» за 1954-й год. Совместный фестиваль Третьяковки, Пушкинского, музея Москвы и Парка Горького «Оттепель: лицом к будущему» включает лекции — от социологии того времени до изменения моды послевоенных горожан, — кинопоказы, круглые столы и поэтические вечера «Площадь Маяковского», где артисты «Современника» читают стихи поэтов-шестидесятников. Два последних вечера — 3 и 24 марта — Дарья Белоусова читала стихи Евгения Евтушенко. 

Выставка в  Третьяковке сосредотечена на недолгих пятнадцати советских годах, которые вместили и реабилитацию репрессированных, и появление свободы слова, и либерализацию общественной и культурной жизни, и покорение космоса и прорывы в атомной энергетике. Ощущение причастности к рождению чего-то великого, освежающее чувство новизны, многогранность и наивность оттепели нашли отклик в живописи, графике, скульптуре, фотографии, дизайне, поэзии, кино и в театре. 

На холстах «суровостильцев» Никонова,  Попкова, Андронова — полярники, геологи, нефтяники. Пименов  самозабвенно воспевает новый быт, отмечает  лирические моменты новоселья  и свадьбу в новостройке. Салахов изображает гладиолусы в банке на окне, выходящем на солнечный двор.  Скульптор Сидур, обращаясь к кубизму,  поднимает тему  травмы, оставленной  войной. Громче заявляют о себе  абстракционизм и поп-арт. «Снег начинает таять», меняются   улицы и лица, рисунки материй на платьях, всюду идут  дискуссии о «физиках» и «лириках», поэтические вечера в  Политехническом музее собирают многотысячные аудитории, африканские студенты учится  в советских вузах, совершаются  круизные путешествия на теплоходах, в  кинотеатрах крутят  «Июльский дождь» Марлена Хуциева с музыкой Визбора и Окуджавы. 

Оттепельная экспозиция просматривается с одного взгляда. В центре — форум, так называемая площадь Маяковского, пространство свободного высказывания и дискуссий.  Выстроенные вокруг панели  повторяют планировку типовых  пятиэтажек, к примеру, Новых Черемушек. Цвет панелей, белый и темно серый, подчеркивают двойственность и конфликт, заложенные в феномене  оттепели, отсылают к памятнику Никиты Хрущева работы Эрнста  Неизвестного на Новодевичьем кладбище.

Выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968» в ГМИИ им. А.С.Пушкина тот же период, но с расширенными границами, где представляя оттепельное искусство и западное.  Обе выставки упираются в 1968-й год, когда были введены советские войска в Чехословакию, а американские во Вьетнам.  

Проект в Пушкинском был создан два года назад и успел побывать в Центре изящных искусств BOZAR в Брюсселе и Центре искусств и медиа-технологий ZKM в Карлсруэ, которым руководит австриец Петер Вайбель, художник, выступивший сокуратором выставки. До Москвы проект добрался с некоторыми изменениями экспозиции. Для Вайбеля эта выставка — попытка рефлексии и способ переживания боли, отчаяния и скорби поколениями художников расколовшегося мира Западной и Восточной Европы. В Германии выставка проходила под названием «Травма и возрождение». В экспозицию,  составленную  из двухсот работ, предоставленных такими мировыми музейными институциями, как Тейт Модерн, Центр Жоржа Помпиду, музей Стедейлек, Национальная галерея Берлина, корректно введены работы художников из России, также переживших посттравматический  синдром середины  ХХ  века. Наравне с Генри Муром, Герхардом Рихтером, Люсьеном Фрейдом, Александром Дейнекой, Осипом Цадкиным, Элием Билютиным, Фернаном Леже, Ренато Гуттузо, Вячеславом Колейчуком, Пабло Пикассо, Марком Шагалом, Франциско Инфанте на выставке показаны работы малоизвестных у нас венгерских художников Белы Кондора, Лайоша Кашшака, Ласло Лакнера.  

«Лицом к будущему» во многом  рифмуется с «Оттепелью»: здесь такой же широкий диапазон стилей и направлений. Реализм, фигуративное искусство, экспрессионизм, концептуализм, сюрреализм, оп-арт, кинетизм, и наконец, абстракция — символ свободы и творческой  независимости, радикальный отказ от самого изображения как ответ на диалектику холодной войны, когда любое высказывание могло быть использовано в идеологических целях.    

 

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться