Праздник непослушания на «Кинотавре» | ForbesLife | Forbes.ru
$58.96
69.35
ММВБ1930.71
BRENT52.89
RTS1027.85
GOLD1284.25

Праздник непослушания на «Кинотавре»

читайте также
+550 просмотров за суткиМертвые души. Как руководители заводов в СССР боролись за рост зарплат +61 просмотров за суткиДорогой Трамп: рыночная стоимость Twitter без постов президента США упадет на $2 млрд +220 просмотров за суткиПочему за липовые размещения в криптовалютах можно пострадать +225 просмотров за суткиОбразование для ребенка: зачем необходим фонд для оплаты высшего образования +372 просмотров за суткиИлон Маск Вельского уезда: что сделал бывший торговец нелегальной водкой из маленького города +411 просмотров за суткиУроки Шарлоттсвилля. Трамп получил удар в спину от большого бизнеса +5 просмотров за суткиПрактичный подход: 5 образов с вещами из мужских коллекций +2 просмотров за суткиГай Ричи по-русски и женски: абсурдистская комедия «Блокбастер» +19 просмотров за суткиБольшой театр отменил премьеру балета «Нуреев» Свободное плавание «Кинотавра» Песни льда и пламени: «Прорубь» и «Теснота» в программе 28-го «Кинотавра» Хищения в области культуры: «Седьмая студия» Серебренникова и еще топ-пять громких дел +3 просмотров за суткиМихаил Швыдкой о Кирилле Серебренникове: «Художники хотят кусаться и ждут любви власти» +1 просмотров за суткиРастрата $35 млн: обыски проходят в «Гоголь-центре» и квартире Кирилла Серебренникова Рождение чернорубашечника: фильм недели — «Ученик» Церемония закрытия «Кинотавра»: звезды на красной ковровой дорожке Хаос рулит: "Ученик" на "Кинотавре" Церемония открытия «Кинотавра»: звезды на красной ковровой дорожке фестиваля Кирилл Серебренников: "Ученик" - это действительно независимое кино" Как людоеда ни назови: дневник Каннского кинофестиваля - 2016 В городе Сочи было не очень: 4 фильма-победителя «Кинотавра»
ForbesLife #кинотавр 10.06.2017 16:59

Праздник непослушания на «Кинотавре»

Вероника Бруни Forbes Contributor
Hype Production
28-й фестиваль «Кинотавр» показывает первые фильмы конкурса, а Роман Волобуев снимает свое имя с титров комедии «Блокбастер»

«Буду дома смотреть «Физрука». Голая» – делится с автооответчиком бойфренда Лиза (Светлана Устинова), элегантная ведущая телеканала «Уютный» в зачине «Блокбастера». Но смятение чувств и бутылка вина швырнут ее в подмосковные Электроугли.

В придорожной ночной «шаверме» Лиза предпримет отчаянно смелую попытку есть после шести. Но обстоятельство непреодолимой силы сметет ее бунт и ввергнет в бездну анархии. Неистовая и ослепительная Наташа (Анна Чиповская), паля в белый свет как в копеечку, ограбит точку микрокредитования и сущим Тайлером Дерденом угонит Елизавету Андреевну и ее внедорожник из поделенного на зоны комфорта зоопарка имени Ларса фон Триера в автоодиссею имени Дэвида Финчера и Ридли Скотта.

Важно, что обе эти заграничные культуры в фильме вызревают и всходят на сугубо отечественной почве, и хрен редьки не слаще. Иностранные, страшно сказать, референсы оказываются плотью от плоти классической русской комедии Гайдая и Данелии, как и тема Поля Мориа из «В мире животных» слышится теперь позывными советского космоса. Кинокритику Роману Волобуеву следовало годами наблюдать мировой и отечественный кинопроцесс, чтобы в качестве режиссера найти точки идеального прилегания корабля «Ностромо» и яхты «Беда», вплоть до наложения контуров в этой феминистской комедии катастроф.

Что движет Наташей, сразу не скажешь: жажда наживы, темперамент валькирии, биполярное расстройство, или это удачно найденная маска триеровых идиотов дает ей ничем не ограниченную свободу поступков и высказываний, убийственных для обычных хамов, мужских шовинистов, безвольной моли в штанах, папиков и паханов, среди которых в нашей стране приходится расти и выживать людям женского пола. Следствие установит, что она – дура, но справедливо также признать ее ангелом-хранителем, а ее невероятный и неопределимый говор – списать на нездешнюю сущность. В конце концов, треть фильмов на торрентах таинственно озвучена именно такими голосами. Наташа из адских Электроуглей – витамин от рутины и столичного конформизма, сожравшего молодость Лизы, когда-то из Омска. На четвертом десятке от нее почти ничего не осталось, кроме снов на ринге в красных боксерских перчатках, воображаемого, в отличие от кулачных боев Финчера, спарринга. Стоит ей исполниться почти бузыкинского смирения: «Всю жизнь пытаешься быть хорошей. А что если это не твое…», как тут — Чиповская в балаклаве. Едва признаешь, что выхода нет и бежать, пожалуй, некуда: «Ночь, темно, Россия», — докладывает обстановку литературно одаренный следователь в исполнении Евгения Цыганова, – как отыскивается скрытый внутренний ресурс, и жуткого преследователя можно убрать, всего лишь сложив пальцы пистолетиком. Ну и влюбленный следователь по фамилии Хлебников успеет вовремя в кадр: проснитесь, если не затруднит. Кстати, вся эта история, рационально разбитая на классицистские триеровские главки, взята из его романа, основанного, конечно, на реальных событиях.

Режиссер и единоличный сценарист этой отличной комедии отказал фильму, смонтированному продюсерами, в своем имени. Вслед за персонажами «Блокбастера» он внес немного оздоровительного хаоса в профессиональную соглашательскую рутину и создал прецедент. В Голливуде с 1969 года существует принятое Гильдией режиссеров имя – Алан Смити, которое вписывают в титры, если автор утрачивает творческий контроль над фильмом и отказывается от авторства. Русского эквивалента голливудскому Алану Смити в России не предусмотрено – за практическим отсутствием самого явления. Что касается остального мира, то к примеру фильм «Дюна» был создан Аланом Смити, потому что режиссерская версия Дэвида Линча была значительно короче, и он убрал свое имя из титров. Алану Смити мог бы принадлежать «Чужой-3», поскольку версии Дэвида Финчера не существует в природе - картину монтировали продюсеры. 

Когда у нас продюсеры настаивают на своем видении фильма – ради зрителя, конечно, то режиссеры обычно попереживают — и едут в Сочи произносить со сцены благодарственные речи. Но не в этот раз. Волобуев далеко не единственный автор, с кем такое случилось. Но Илья Стюарт и Мурад Османн – первые российские продюсеры, с кем это произошло. В силу воспитанности и неподдельной деликатности обеим сторонам странного конфликта удалось сохранить лицо. И блистательный стилист Роман Волобуев, назовись он в титрах хоть сыном лейтенанта Смити, из фильма никуда не пропадает. Если с его ракурса «Блокбастер» — кино не идеальное, то из зрительного зала оно выглядит счастливой вестью о том, что удовольствие на экране не только возможно, но и не постыдно.

14 минут, исчезнувших из фильма, отправились, видимо, прямиком в легенду, не вполне ясно только во имя чего. Никому ведь в здравом уме не могло придти в голову, будто  благодаря такой операции, из обаятельной и остроумной комедии, лирической и эксцентрической одновременно, вылупится Ржака – Чемпион Проката, якобы востребованная населением нашей страны?

Кто бы ни был автором «Блокбастера», в самой сложной ситуации оказалось жюри. Приз за режиссуру давать теперь некому. Но, может быть, в титрах сохранится имя Волобуева как автора сценария. С другой стороны, жюри «Кинотавра», вручая главный приз, редко считается с мнением кинокритиков, а критики, чувствуется, бывшими не бывают.

Восторженная реакция зала на фестивальной премьере дала повод дистрибьюторской компании «Вольга» увеличить число копий и расширить прокат «Блокбастера», стартующий 13 июля.