На чем летают президенты: как устроены авиалайнеры первых лиц страны | ForbesLife | Forbes.ru
$58.11
68.35
ММВБ2071.13
BRENT58.43
RTS1127.26
GOLD1294.24

На чем летают президенты: как устроены авиалайнеры первых лиц страны

читайте также
+1615 просмотров за суткиТурпоток из России в Дубай вырос на 96%. За чем туристы едут в ОАЭ? +13528 просмотров за суткиОпасный фон. Как развивается экономика в регионах, где могут уволить губернаторов +331 просмотров за суткиОтели как лучше: Вена как центр дизайн-отелей +645 просмотров за суткиОдна вокруг света: Африка глазами блондинки +4345 просмотров за суткиВсе, что нужно знать о Китае и китайцах, прежде чем въезжать в Поднебесную +1151 просмотров за сутки24 часа в университетской библиотеке Британии: чем заняться в тишине +408 просмотров за суткиЧерез два года такси в Европе полетят: в стартап Lilium Jet вложены еще $90 млн +73 просмотров за суткиКооператив и озеро: чем сегодня живет Байкал +48 просмотров за суткиЧто делать за пределами итальянского «сапожка»: гид по островам +187 просмотров за суткиКовер и самолет: во Внукове показали Falcon 8X +46 просмотров за суткиНезваная гостья: зачем топ-менеджер Club Med путешествует по миру инкогнито +55 просмотров за суткиПутин вырастил «Систему»: акции компании дорожают после рассказа о встрече с Сечиным и Евтушенковым +56 просмотров за суткиЭкономика глазами Путина: отрывки из интервью Стоуна, не вошедшие в документальный фильм +11 просмотров за суткиСолнце белой пустыни: как добраться чартером до Антарктики +3 просмотров за суткиForbes берет интервью у 38-го президента США Джеральда Форда +10 просмотров за суткиТеракты, заговоры и революции: шесть отелей с непростой историей +24 просмотров за суткиВиллы за £2,5 млн спускают на воду у берегов арабского Санкт-Петербурга +18 просмотров за суткиОдна вокруг света: что делать, если вместе с собакой в машине поселилась летучая мышь +15 просмотров за суткиВ Шотландии продается остров с маяком по цене элитной «двушки» +7 просмотров за суткиНа матрасе как на облаке: парижский Ritz придумал матрас для авиаперелетов за $600 +7 просмотров за сутки«Решений недостаточно»: Путин потребовал прекратить «бесконечные проверки» и давление на бизнес

На чем летают президенты: как устроены авиалайнеры первых лиц страны

Фото Michel Euler / AP / TASS
Спецтранспорт глав государств России, США, Великобритании, Франции, Италии, Ватикана и Японии

Президентов, канцлеров и премьер-министров редко встретишь в обычном самолёте, даже в первом классе.  По соображениям безопасности и для того, чтобы не зависеть от расписания авиакомпаний первые лица государств летают специальными рейсами. В большинстве стран для перевозки руководства есть административные самолёты, и обычно для обслуживания правительственных нужд используется целый флот воздушных судов разного класса. Эти летающие правительственные резиденции хоть и сделаны на основе серийных авиалайнеров, оборудованы так, чтобы обеспечить максимальный комфорт, защиту и возможности для работы. 

Вместе с коллегами из OneTwoTrip Forbes Life узнал, на каких самолётах летают главы крупных государств.

Россия: Ил-96-300ПУ

Обслуживание Владимира Путина  и других руководителей Российской Федерации обеспечивает специальный лётный отряд «Россия». Сегодня в составе специального лётного отряда «Россия» есть самолёты разных типов. Флагман — Ил-96-300ПУ(М). Буквы «ПУ» в названии судна означают «пункт управления». 

Самолёт впервые поднялся в воздух в 2003 году. Это настоящий «летающий Кремль»: на борту есть рабочий кабинет президента, несколько комнат для совещаний, конференц-зал и салон для гостей и сопровождающих лиц. Оборудование спецсвязи может транслировать зашифрованные сообщения с любой высоты в любую точку мира. Кроме того, на борту есть мини-спортзал, столовая, бар, душевые кабины и даже медицинский блок для реанимации и оказания экстренной медицинской помощи. 

Путинский самолёт был построен по специальному заказу в Воронеже, и говорят, что на его оборудование и отделку потратили более $50 млн. Стоит отметить, что дело не в золотых унитазах и каких-то излишествах — их там нет, — а в высоких требованиях к связи и безопасности. Самолёт оборудован четырьмя модернизированными двигателями ПС-90А. Планировкой помещений и техническим обустройством занимались специалисты из Diamond Aircraft Industries. Салон выполнен в светлых тонах, в оформлении используются цвета российского триколора. Для украшения — гравюры на исторические темы, вышитые мастерами Павлово-Посадской шёлковой мануфактуры.

Ил-96-300 — большой самолёт: размах крыла у него 60,1 метр, длина 55,35 метров. Стандартная пассажирская версия этого воздушного судна рассчитана на 300 человек. В качестве VIP-борта Ил-96-300 используют также на Кубе. Однако для полётов главы кубинского государства временно переоборудуют авиалайнер, используемый на регулярных рейсах авиакомпании Cubana.

США: Boeing VC-25A

Президент США летает на так называемом «Борте номер один» (Air Force One) — это позывные для любого самолёта, на борту которого находится первое лицо государства. Неофициально бортом номер один называют Boeing VC-25A — именно эти самолёты флагманы президентского парка. Это специальная версия пассажирского Боинга 747-200B.  Два самолёта были заказаны президентом Рейганом в 1985 году, и совершили первые полёты в 1987-м. Однако установка оборудования салонов потребовала времени, и к выполнению своих функций самолёты приступили лишь в 1990-м, уже при президенте Буше. 

VC-25A часто работают в связке с Marine One — вертолётом, который доставляет президента США в аэропорт в обстоятельствах, когда наземный транспорт для этого непригоден. Когда в самолёте вместо президента летит первая леди или вице-президент США, кодовое обозначение меняется на Air Force One Foxtrot.

Вдоль левого борта самолёта идёт длинный коридор, а помещения расположены по правому борту. Переднюю часть самолёта называют «Белым домом», поскольку там находятся официальные помещения. За «Белым домом» расположен зал, в котором размещают гостей. В самом носу  самолёта находится президентские апартаменты с двумя диванами, которые раскладываются в кровати, ванная с душем и личный кабинет — «Овальный кабинет на Борту номер один». При необходимости президент может выйти в прямой эфир прямо из своего кабинета: эту возможность добавили после терактов 11 сентября, когда самолёт Джорджа Буша пришлось экстренно посадить, чтобы президент смог обратиться к населению. 

Кроме того, на борту есть медицинское помещение с операционным столом, а каждый полёт сопровождают врач и медсестра. Еду готовят прямо на борту, на специальной кухне: там могут приготовить обеды на 100 человек. 

VC-25A — очень большой самолёт. Помимо двух палуб, которые используются для пассажиров в стандартной версии, здесь также задействована и нижняя палуба, на которой авиакомпании возят грузы и багаж. На VC-25A, как и на Ил-96-300ПУ, внизу размещена дополнительная пассажирская дверь выход, оборудованный встроенным складным трапом.

Размах крыла 60 метров, длина — 68 метров. Пассажирская версия самолёта способна вместить более 500 пассажиров, но на «борту номер один» летают максимум 76 человек. 

Если аэропорт назначения не может принять судно такого размера, его заменяют на C-32 – VIP-версию Boeing 757.

VC-25A давно планируют заменить: они эксплуатируются уже с 1990 года и, несмотря на тщательный контроль технического состояния, всё-таки устарели. В январе 2015 года ВВС США объявили, что следующим президентским самолётом станет Boeing 747-8. Нынешний президент Дональд Трамп по-прежнему летает на VC-25A, но вероятнее всего новый самолёт появится в парке в ближайшие годы. 

Великобритания: Airbus А330-200 Voyager

Перевозкой членов правительства Великобритании и королевской семьи занимается 32-я эскадрилья ВВС Великобритании. В 2016 году на её вооружение поступил новый Airbus Voyager (номер ZZ336), который сегодня и используется для перевозки первых лиц. 

Первый перелёт на Airbus А330 «Voyager» был совершён 8 июля 2016 года, на нём министры летели на конференцию НАТО в Варшаве. Переоборудование самолёта стоило порядка £10 млн . Появление этого самолёта — серьёзная экономия для ВВС Великобритании: час его полёта обходится примерно в £2000 против 6700 — примерно столько стоит фрахтование аналогичного лайнера  у авиакомпаний.

В новом самолёте 158 пассажирских мест, а также новейшие системы навигации. Отметим, что изначально Airbus А330 «Voyager» — самолёт-заправщик, и он сохраняет эту свою функцию. когда не используется как VIP-транспорт.

Никогда не летает регулярными рейсами королева. Королевскую семью Великобритании обычно обслуживают самолёты британского производства BAe-146 Statesman – специальные версии регионального реактивного авиалайнера на 19 или 26 человек вместо 80 мест в компоновке для авиакомпаний. Иногда с согласия Её Величества эти самолёты предоставляются членам правительства.  У королевы есть собственный вертолёт Sikorsky S-76 Spirit — он состоит на балансе Управления королевского двора. С 2009 года королева использует для перелётов модель S76C++, окрашенную в те же цвета, что и королевские автомобили.

Германия: Airbus A340-300

Канцлер Германии Ангела Меркель летает на Airbus A340-313X VIP. Самолёт передала правительству в 2009 году Lufthansa, до этого он десять лет летал по маршрутам авиакомпании. Он носит имя первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра. 

На борту есть апартаменты для первого лица, в которых расположены спальня, душ и рабочий кабинет, а также конференц-зал и специальное помещение для конфиденциальных разговоров с серьёзной звукоизоляцией.

Безопасности отведено большое внимание: борт оборудован системой «свой-чужой» и противоракетной защитой. Также у самолёта есть дополнительные баки для горючего, так что он может без дозаправки пролететь более 13,5 тысяч километров, например, из Берлина в Вашингтон.

Размах крыла Airbus A340 составляет 60 метров, длина самолёта — более 75 метров. Обычный аэробус может вместить почти 300 пассажиров, но правительственная версия рассчитана всего на 143 человека.  

На балансе правительства есть ещё один Airbus A340 «Теодор Хойс» в честь первого президента страны, полный близнец «Конрада Аденауэра». Отметим, что до 2009 канцлер и члены правительства летали на двух Airbus A310-304 VIP, которые носили те же имена. Причём эти самолёты до объединения Германии эксплуатировались авиакомпанией Interflug в ГДР.

Франция: Airbus A330-200

В распоряжении президента Франции с 2011 года находится Airbus A330-200. До этого в президентском парке был Airbus A319 CJ, но, по слухам, Николя Саркози, который тогда занимал пост президента, жаловался на тесноту и на то, что самолёту недостаёт статусности. 

Переоборудование Airbus A330-200 под высокие нужды обошлось казне примерно в $240 млн. За эти деньги на борту появился президентский люкс с душем, спутниковая связь и интернет. Но в первую очередь в самолёте президент работает, так что тут есть и кабинет, и конференц-зал на 60 мест. 

Airbus A330-200 может без дозаправки преодолеть до 12 тысяч километров.

Размах крыльев самолёта составляет 60 метров, длина — 59 метров. Пассажирская версия А330-200 может перевозить до 400 человек.

Италия: Airbus 340-500

За перелёты правительственных лиц отвечают Военно-воздушные силы Италии, на чьём балансе три Airbus Corporate Jets, два небольших Dassault Falcon 50, пять Dassault Falcon 900 и два вертолёта AgustaWestland AW139 — вертолётом иногда пользуется Папа Римский. А вот с визитами за рубеж Папа летает на самолётах, арендуемых у Alitalia и авиакомпании страны посещения.

Президент и премьер-министр Италии на дальние расстояния летают на Airbus A340-541, который ВВС арендует у авиакомпании Etihad Airways. У этого судна нет традиционной военной маркировки ММ (Matricola Militare), вместо неё им присвоен гражданский бортовой номер I-TALY. На борту есть президентские апартаменты и рабочий кабинет.

Airbus A340-541 — модификация самолёта А340-500, способная преодолеть 16 тысяч километров. В пассажирской версии можно разместить до 440 человек. Длина самолёта — почти 68 метров, размах крыльев — 63,5 метра.

Япония: Boeing 747-400



Император и премьер-министр Японии летают на Boeing 747-400. Стоимость этой специальной модификации Boeing составила более $300 млн. На балансе Воздушных сил самообороны Японии, которые и занимаются перевозкой императора, два таких самолёта. На борту можно разместить 140 пассажиров, и одно из назначений самолётов – эвакуация граждан Японии в случае опасности.

Правительство Японии разместило заказ на эти Boeing 747 в 1987 году, когда  уже строился первый экземпляр новой модификации 747-400. Поэтому японский «борт номер один» сделан на основе более новой версии, чем самолёты американских президентов, хотя эксплуатируются они примерно с одного и того же времени. В 2019 место «бортов номер один» займут новейшие Boeing 777-300ER.