Новый сезон «Игры престолов» как путеводитель по пляжному отдыху | ForbesLife | Forbes.ru
$57.36
67.48
ММВБ2092.57
BRENT58.12
RTS1146.62
GOLD1286.98

Новый сезон «Игры престолов» как путеводитель по пляжному отдыху

читайте также
+11 просмотров за суткиСколько стоит провести ночь в тюрьме? Рейд по самым необычным отелям мира +6 просмотров за суткиФильм недели: «Аритмия» Бориса Хлебникова +7 просмотров за суткиЧему вице-президент Газпромбанка учит сына на Шпицбергене +2 просмотров за суткиКак путешествуют короли, президенты и папа римский +7 просмотров за суткиВ Абу-Даби открывают свой Лувр: на что потрачены €105 млн +2 просмотров за суткиФильм недели: «Бегущий по лезвию 2049» +10 просмотров за суткиИтальянские каникулы: чем заняться на Сардинии осенью и зимой Кто отважился вложить $100 млн в загородный отель в донских степях Шелдон из «Теории большого взрыва» заработал за год больше всех Кино недели: «Хорошее время» или все оттенки Роберта Паттинсона В Голливуде написали маслом фильм о Ван Гоге +5 просмотров за суткиВ бизнес-классе Qatar Airways появились двуспальные кровати +12 просмотров за суткиТурпоток из России в Дубай вырос на 96%. За чем туристы едут в ОАЭ? Отели как лучше: Вена как центр дизайн-отелей +3 просмотров за суткиКино недели: Kingsman 2 или бондиана с юмором +2 просмотров за суткиОдна вокруг света: Африка глазами блондинки +8 просмотров за суткиВсе, что нужно знать о Китае и китайцах, прежде чем въезжать в Поднебесную +9 просмотров за сутки24 часа в университетской библиотеке Британии: чем заняться в тишине Через два года такси в Европе полетят: в стартап Lilium Jet вложены еще $90 млн Кооператив и озеро: чем сегодня живет Байкал +1 просмотров за суткиЧто делать за пределами итальянского «сапожка»: гид по островам

Новый сезон «Игры престолов» как путеводитель по пляжному отдыху

Фото Bighead Littlehead
Как Хорватия, Испания, Марокко, Исландия и Ирландия с первых сезонов монетизируют «Игру престолов»

Стартовавший в выходные седьмой сезон «Игры Престолов» очевидно станет главным хитом туристического сезона. Не только по времени показов (июль-август), но и по влиянию на выбор мест отдыха миллионов туристов.

Берут натурой: что такое ребейт в кино

Сегодня страны и регионы участвуют в непрекращающейся борьбе за кинопродюсеров: от них потоки туристов зависят не меньше, чем от туроператоров. Так действует «ребейт» (англ. rebate — «скидка») — возмещение затрат на кинопроизводство со стороны властей тех мест, где проходят съемки.

Практика ребейтов появилась в США в конце 1990-х как ответ канадским властям. С помощью серии налоговых льгот в 1997 году канадцы переманили к себе съемки нескольких голливудских блокбастеров. Продюсеры предпочли Калифорнии более «дешевую» Оттаву. Вскоре ребейты и другие категории бонусов оформились в мощную систему MPI (movie production incentives), принятую во всем мире.

Выбор натуры для съемок — отличный повод для шантажа со стороны кино-боссов. Так, канадская провинция Британская Колумбия упустила блокбастер «Люди Икс: Дни минувшего будущего» (2014),  когда соседний Квебек «перебил цену», предложив компенсировать не 16%, а 25% от общего объема кинорасходов. Такую арифметику оценили в 20th Century Fox и отправили косматого Росомаху в Квебек. Сегодня Британская Колумбия предлагает покрывать уже 33% расходов на работу съемочной группы «в поле», 17% расходов на продакшн анимационных и прочих эффектов, 6% бюджета на съемки вне Ванкувера, и 6% расходов на оплату труда персонала «на удалёнке».

На практике все бонусы серьезно корректируются системой дополнительных коэффициентов. Система ребейтов довольно хитроумна и оставляет принимающей стороне пространство для маневра. Многие страны рассматривают ребейты только для фильмов с бюджетом, нижняя граница которого жестко лимитируется. Варьируется и формат финансовых бонусов — от компенсации квалифицированных расходов киногруппы во время съемок (классика ребейта) до грантов, освобождения от налогов и возможности бесплатно пользоваться инфраструктурой готовых съемочных площадок.

Ребейты по-русски

В 2017 году два региона РФ предусмотрели в своих бюджетах средства, из которых они планируют покрывать до 20% расходов на съемки фильма. Показатель в целом сопоставим с мировой практикой, прежде всего европейской (конечно, в относительных, а не абсолютных показателях). В марте 2017 глава Ростуризма Олег Сафонов порекомендовал ввести ребейты Крыму и Краснодарскому краю, киногеничность которых оценили еще советские режиссеры. Предполагается, что благодаря системным бонусам пейзажные красоты, долгий световой день и недорогую массовку оценят и зарубежные киностудии.

В России кинотуристический эффект кое-где уже успели оценить. Например, после съемок «Орды» в бюджете Астрахани осело 50 млн рублей. Развивая успех, местные власти начали использовать оставшиеся декорации, остроумно превратив их в культурно-исторический центр «Сарай-бату». Добро не пропало, туристы поехали.

Кольский полуостров сгенерировал «с нуля» поток туристов благодаря «Левиафану». Послужившее натурой село Териберка ворвалось в рейтинги самых живописных мест мира, появилась нормальная дорога до Мурманска, в июле на берегу Баренцева моря прошел Третий арктический фестиваль «Териберка. Новая жизнь». Киносказ Звягинцева стал поводом снизить реальный жизненный экстрим в отчетливо депрессивной локации.

Село Териберка Мурманской области — место съемок фильма Андрея Звягинцева «Левиафан»

Еще несколько субъектов РФ подписали соглашение о намерении ввести ребейты и приступили к созданию «кинокомиссий». Film Commission впервые появились в США после Второй мировой. Сегодня во многих странах мира они реализуют принцип «одного окна» для съемочных групп, оказывая самую разную поддержку — от преодоления административных препонов до фандрайзинга.

Первым прецедентом в России станет фильм «На районе» с Данилой Козловским (бюджет 65 млн рублей). Продакшн-компания «Марс Медиа» получит официальный ребейт за съемки во Владивостоке (500-700 000 рублей) от администрации Приморского края, в бюджет которого заложено в текущем году 5 млн рублей на компенсацию кинопроизводства. Калининград, так же официально, предусмотрел в бюджете-2017 сумму в 20 млн рублей для 20% ребейтов.

Ребейт у наших границ

Многие постсоветские республики уже вышли на мировой рынок киногеничных территорий. Ведь суть ребейта — прежде всего в привлечении съемок высокобюджетных картин, расходная часть которых гарантированно компенсирует самый щедрый возвратный бонус. При этом происхождение кинокомпании решающего значения не имеет – местные и иностранцы имеют равные шансы на получение ребейта.

В Вильнюсе, где проходили съемки сериала ВВС «Война и мир», моментально появились тематические кинотуры. Всю прелесть movie-induced tourism ощутил и один из блистательных дворцовых пригородов Петербурга: в фильме Гатчинский дворец одним фасадом изобразил усадьбу Ростовых, а другим — имение Болконских. В образовавшемся дополнительном турпотоке уверенно лидируют британцы.

Показательную эволюцию проделала Грузия. Запущенная в 2015 году система ребейтов изначально была разработана для национальной киностудии. Однако уже через год Колхида стала местом съемок болливудской киносаги о легендарном правителе Сатакарни. Повысит ли успех фильма туристическую привлекательность Грузии на индийском рынке — еще предстоит узнать.

Зачем всем нужен ребейт

Практика показывает: игра в ребейты стоит свеч. Плюсы очевидны — территория, заполучившая себе фильм с бюджетом в несколько миллионов, остается в выигрыше как по прямому доходу, так и по кумулятивному эффекту от съемок. Ни один маркетинговый бюджет страны не может сравниться по своей мощности с выходом блокбастера, где четко-обозначенная локация съемок становится импульсом для туризма. Да, 100% гарантии тут нет, но если фильм «выстрелит» – туристический рынок отреагирует мгновенно. Эстетский «Отель Гранд Будапешт» был снят Уэсом Андерсоном в Германии благодаря ребейтам от немецких кинофондов. В итоге поток интеллектуальных киноманов направился в Саксонию, где проходили съемки.

Съемки сериала «Игра престолов»

В бюджет ФРГ на 2018 год заложено €150 млн – вдвое больше, чем в 2017 – для обеспечения 20% ребейта фильмам, не менее четверти бюджетов которых будет потрачено в Германии. Иначе не повторить экономический эффект, принесенный «Первым мстителем» (2011), «Шпионским мостом» (2015)  и другими блокбастерами. При этом большая часть нагрузки обеспечит федеральный кинофонд и только €25 млн планируется собрать на местах.

Франция в прошлом году рискнула и пошла на повышение ставки ребейта — в результате получила увеличение только голливудских инвестиций более чем втрое (дополнительные €100 млн). Как следствие — шестая «Миссия невыполнима» снимается именно в Париже.

Южная Корея рассчитывает за предстоящую пятилетку привлечь более $400 млн инвестиций и создать почти 6,5 тысяч новых рабочих мест в кинопроизводстве при достаточно невысокой 10% ставке ребейта.

Туризм 3.0: жить как в кино

Фундамент туризма 3.0 — не статика достопримечательностей, а динамика впечатлений. Поэтому инвестировать в кинообраз, накрепко привязав его к территории, экономически целесообразно.

Каноническим примером продвижения туристического направления через культовую кино-эпопею по книге Толкиена стала Новая Зеландия.

В Англии благодаря кино-«поттериане» ищем (и легко находим) платформу 9 ¾. Волшебный промысел вокзала Кингс-кросс оброс инфраструктурой и сделал его объектом самостоятельного туристического интереса.

Исландия не намолится на «Игры престолов». Хвала королям: натурная пещера Грётагья еле выдерживает поток фанатов, а исландская крона в 2016 году значительно укрепилась по отношению к доллару и евро. Туристические маршруты, связанные с культовым сериалом, определенно войдут в учебники по маркетингу.

Одна из хорватских локаций «Игры Престолов»: Дворец Диоклетиана, Сплит

Таиланд качественно расширяет географию турмаршрутов благодаря нехитрому приему. Время от времени за «на этот раз — самое настоящее» место съемок фильма «Пляж» выдаются острова, которые нуждаются в дополнительной раскрутке.

Лучше поделиться, чем потерять доходное позиционирование — именно так рассуждали власти испанской деревушки Хускара, согласившись выплачивать 12% доходов от туризма правообладателям «Смурфиков» (ранее статус мультрезиденции испанская деревушка присвоила себе самозахватом). 

Швейцария диверсифицирует свои турпотоки, десятилетиями делая ставку на Джеймса Бонда. Фильм «На секретной службе Ее Величества» (1969) до сих пор кормит резидентов попавшего в кадр Шильтхорна. На склоне пика Бернского нагорья действует целый «агентский» мемориал, включая спагетти его имени в местном ресторане и интерактивную выставку «Bond World 007».

Оценив бондиану как туристический магнит, пару лет назад соседний Восточный Тироль провернул операцию, сделавшую бы честь и MI-6. Настоящим суперагентом показал себя директор канатных дорог Зельдена, выполняя миссию по привлечению киногруппы фильма «Спектр» в регион. Были и тайные поездки в Лондон на встречу с продюсерами, и накал борьбы между кантонами… В итоге съемки 24-го фильма киноэпопеи оправдали все хлопоты: «чистыми» киношники оставили на склонах Альп почти €9 млн, а вокруг трехдневного пребывания Дэвида Крейга на леднике построена новая легенда.

Чем опасен ребейт

Кино — оружие обоюдоострое. Может так испортить имидж территории, что никаким антикризисным маркетингом его не исправишь. Бренд как ценностный образ территории благодаря кино способен стать носителем малоприятных смыслов.

Уютная рыбацкая деревушка на юге Корфу сначала обрадовалась выросшему благодаря британскому ТВ-шоу What happens in Cavos? (2013) турпотоку, но вскоре выяснилось, что идиллический пляж оккупировали отвязные юные бритты, а семейные солидные немцы снялись и улетели на юг Италии. Уходящие в отрыв тинейджеры расшатали не только систему местного туризма (сделав ее остросезонной с коротким временем пребывания), но и местное «облико морале». Сюда теперь едут взрослеть по-быстрому.

Есть, конечно, исключения. Снял режиссер Фернанду Майрейллиш «Город Бога» об ужасах фавел в Рио – и власти опомнились, к Олимпиаде зачистили Видигал, превратив жутковатый район в образцовую и безобидную достопримечательность. Вовремя пронесся слух, что в модные люмпены подался Бэкхем, купив себе здесь жилье – и рынок недвижимости «на районе» ожил, цены взлетели, наркобароны притихли. А Майрейллиш стал режиссером церемонии открытия Олимпийских игр.

Открытия ребейта этого лета. Куда едут фанаты Mama Mia!

До1989 года хорватский остров Вис на Адриатике был секретным военно-морским объектом. Природными красотами могли любоваться только местные рыбаки и югославские подводники во главе с маршалом Тито. По сути, туризм здесь начал развиваться только в 1990-х, после окончания балканской войны, и обретения Хорватией независимости.

Хорватия, остров Вис, где осенью 2017 года пройдут съемки продолжения мьюзикла Mamma Mia: Here We Go Again!

Задумавшись о съемках сиквела мюзикла Mama Mia!, который в 2008 году обрушил туристическую волну на греческие острова, продюсеры получили более привлекательные условия от хорватских властей и выбрали остров Вис. Теперь поклонники Мерил Стрип, Пирса Броснана и Колина Ферта, а также музыки ABBA (после выхода фильма летом 2018 года) заполнят дикие пляжи пока еще тихого островка.

Кстати, в самом сюжете жизнерадостного блокбастера есть тема привлечения туристов: героиня Мерил Стрип, хозяйка мини-отеля на маленьком острове, мечтает, что интернет поможет его разрекламировать и она, наконец, сможет заработать. На её реальных греческих прототипов, владельцев частных гостиниц, посыпались деньги после выхода первой части Mama Mia! Узнав, что съемки «ушли» в Хорватию, уже и так избалованную «Игрой Престолов», греки кусают локти и ругают власти за скупость в предоставлении ребейтов.

По иронии судьбы, давным-давно Вис принадлежал Элладе: в IV веке до н. э. здесь было основано первое греческое поселение на Адриатике — Исса. Как когда-то древние греки были вынуждены покинуть плодородный остров под натиском Рима, так и сейчас они уходят побежденными с поля боя за кино-бюджеты и следующие за ними туристские потоки.

Нынешняя Голливудская империя сопоставима по влиянию с Римской в эпоху ее расцвета: «Цезари» XXI века, могущественные продюсеры, завоевывают не земли, а ребейты.