Игрок и бизнес: почему профессиональный спорт — отличный бэкграунд для бизнес-карьеры

Вадим Федотов Forbes Contributor
Фото Getty Images
Как баскетбольная тактика привела гендиректора «Газпром-Медиа Технологии» к победе в бизнесе

Мой отец профессионально играл в теннис, был одной из первых ракеток страны, а бабушка возглавляла стадион «Зенит» в Петербурге. В детстве я перепробовал много разных видов спорта, пока не выбрал баскетбол. Это был еще детский, но уже осознанный выбор, связанный со множеством факторов — от физических данных и способностей до финансового состояния семьи и спортивной инфраструктуры поблизости.

Такой же подход я применяю и в бизнесе: ты должен знать свои сильные стороны. Кто-то хорош в продажах, кто-то — в управлении, кто-то — в финансах. Крайне важно понимать свою роль и свой сценарий «на поле». Хороший менеджер по продажам — как звезда в спорте, но обычно звезды долго не задерживаются. Кто-то перегорает, кто-то переходит на другую работу с лучшей бонусной программой. А руководитель — как капитан команды: он должен грамотно управлять людьми и делать так, чтобы поток звезд не иссякал. Пока одна звезда ярко горит, в команде должны подрастать новые.

В юношеской сборной Германии я был капитаном. Игроки в команде подобрались очень разные — от иммигрантов из Нигерии до детей мультимиллионеров. Но у меня получалось найти подход к каждому из них.

«Важна общая результативность — чем сильнее твои коллеги, тем в итоге сильнее ты»

Во-первых, и у меня история нестандартная — русский парень приехал в богатый немецкий городок и начал заниматься американским видом спорта. Во-вторых, я быстро понял, что не стану суперзвездой НБА. Это помогло мне сосредоточиться на нуждах команды: пусть и меньше забивать, но делать больше физической работы — пасов, заслонов, подборов и т. д. Утром в газетах напишут о результативных игроках, но тренеры и партнеры прекрасно осознают, в чем твоя ценность.

В баскетболе бывает, что игрок за матч забивает всего 5 очков, но из-за того, что он на площадке, другой игрок забивает не 10, а 14 очков, не 20, а 25 — и общая сумма возрастает. Это фантастически важно! И если ты готов чем-то пожертвовать ради команды, к тебе начинают прислушиваться. Так же и в бизнесе. Если ты помог коллеге, сделал 20–30% его работы и при этом всем сказал, что это его заслуга, человек будет чувствовать себя комфортно оттого, что ты его продвигаешь. Важна общая результативность — чем сильнее твои коллеги, тем в итоге сильнее ты.

С профессиональным спортом я закончил в 24 года: к тому времени у меня было четыре серьезные травмы, и я понимал свой невысокий потолок. И все же трудно было принять решение уйти так рано, ведь можно было поиграть до тридцати, а потом строить бизнес-карьеру. Но в тридцать начинать жизнь с нуля было бы неправильно.

В 24 года на своей первой работе в немецкой компании я был кем-то вроде стажера. И уже спустя три месяца меня попросили выступить перед важным клиентом, который входил в топ-30 самых богатых людей Германии. После встречи босс сказал мне: «Поздравляю, перед клиентом обычно выступают только старшие партнеры и вице-президенты». И это притом, что в Германии до определенного возраста тебя в компании практически не воспринимают. Если ты молодой и дерзкий, это выглядит как неуважение. В России не так. Здесь в любом возрасте от тебя ждут энергии, здесь надо постоянно толкаться.

«Мне иногда не хватает эмоций, которые захватывают, когда 20 000 зрителей на стадионе кричат и аплодируют тебе»

В чем преимущество тех, кто занимается или занимался спортом? Если перед тобой на собеседовании сидит человек, который хотя бы год был спортсменом-профессионалом, можно быть уверенным, что уровень его самодисциплины намного выше, чем у других соискателей. Вставать каждый день на тренировку в 5:30, потом бежать еще на одну вечером — вне зависимости от настроения, самочувствия или погоды. Спортсмены привыкли постоянно идти к какой-то цели: улучшить время, выиграть чемпионат, попасть в высшую лигу. В бизнесе то же самое, только цели другие — добиться конкретных показателей, получить в управление большой проект и т. д.

Мне иногда не хватает эмоций, которые захватывают, когда 20 000 зрителей на стадионе кричат и аплодируют тебе, — такое часто случалось на матчах университетской лиги в Штатах. Да, этого больше не будет в моей жизни, но первая презентация понравилась и клиенту, и партнеру — вскоре меня повысили. И это было словно аплодисменты трибун — тот же адреналин, что я получал на площадке, только в другой форме.

В бизнесе как в спорте: ты хочешь быть лучшим среди друзей, потом — в городе, стране, мире. Правда, в спорте ты ограничен физическими возможностями, в бизнесе — нет: ум практически не знает границ.

Новости партнеров