Утопить в грязи €1 000 000: ралли-рейды — один из самых дорогих видов спорта | ForbesLife | Forbes.ru
$57.5
67.72
ММВБ2071.83
BRENT57.95
RTS1134.45
GOLD1280.61

Утопить в грязи €1 000 000: ралли-рейды — один из самых дорогих видов спорта

читайте также
+101 просмотров за суткиНе ждали: самые сенсационные команды на чемпионате мира по футболу 2018 +67 просмотров за суткиНеделя потребления: спектакль Volvo, инсталляция BMW и специальная версия Land Cruiser +27 просмотров за суткиПроверка путешествием: тест-драйв Volkswagen Amarok Aventura 2017 +99 просмотров за суткиНовая нефть России: водителей станут чаще штрафовать при помощи камер +7 просмотров за сутки«Победа может уничтожить тебя». Пять уроков лидерства от Марии Шараповой +2 просмотров за сутки«Мы решили работать только с известными и качественными брендами». Бизнес-истории из книги Марии Шараповой +953 просмотров за суткиНатуральный оброк. С нового года автомобили и их содержание станут дороже +1 просмотров за суткиРасходная операция: почему никто больше не хочет проводить летние Олимпиады +2 просмотров за суткиДетройт отыгрывает позиции. Кто выстоит в борьбе японских и американских автопроизводителей +1 просмотров за суткиГонка за дилером. Компания из Поволжья вошла в тройку крупнейших продавцов автомобилей в России +6 просмотров за суткиКак путешествуют короли, президенты и папа римский +4 просмотров за суткиНемцы в Калининграде: BMW хочет построить в России завод полного цикла Звезды сошлись: почему Неймара и Мбаппе купил не «Реал» Правят жизнь: почему успешному бизнесмену необходим лайф-коуч +4 просмотров за суткиХоккей на песке: зачем Лас-Вегасу нужна команда НХЛ +6 просмотров за суткиTesla для Путина: как собираются автомобили на заводе Илона Маска. Фоторепортаж Forbes +3 просмотров за сутки«Идеальное тело за 20 минут в неделю — реально» День энергетика: как Red Bull научился зарабатывать на «Формуле-1» +2 просмотров за суткиИмпортозамещение в футболе. Как лимит на легионеров влияет на зарплаты российских игроков Он такой один: как Жозе Моуринью стал самым высокооплачиваемым тренером мира +1 просмотров за суткиБудущее подъезжает: самые смелые премьеры Франкфуртского автосалона

Утопить в грязи €1 000 000: ралли-рейды — один из самых дорогих видов спорта

Валерий Чусов Forbes Contributor
12-й Ралли-марафон «Париж-Дакар» в 1990 году. Фото Yves Forestier / Sygma via Getty Images
Ралли-рейды — самый масштабный вид автомобильных соревнований. Гонки на дальние расстояния это серьезное испытание и для автомобиля, и для человека.

Изначально ралли были задуманы для популяризации автомобилей. Поэтому первые маршруты в начале прошлого века прокладывали по достаточно населенным городам, и на промежуточных финишах собравшиеся автомобили представляли собой своеобразный выездной автосалон. Когда задача была успешно выполнена, и продажи автомобилей пошли в гору, ралли стали исчезать: проезд по и без того загруженным дорогам спортивных машин, хотя и обязанных соблюдать все правила, не всегда радует как местных жителей, так и самих спортсменов. Со временем самыми важными и зрелищными стали необычные участки, которые надо проехать за определенное время — не медленнее и не быстрее. 

Самой длительный и самый дорогой

Ралли-рейды — особая разновидность ралли. Они проходят преимущественно по бездорожью, в пустынях, степях или лесах. В них входит очень много скоростных участков, до 500 км в день. Задачу усложняет то, что дорожные книги выдают в ночь перед стартом. Самый знаменитый из проводимых сегодня рейдов — знаменитый «Дакар», который длится две недели и проходит по Южной Америке. Это самое дорогое ралли для участников.

12-й Ралли-марафон «Париж-Дакар» в 1990 году.

Ралли-рейд по маршруту Париж–Дакар впервые прошел в конце декабря 1978 года. Его организовал Тьерри Сабин, французский автогонщик. В 1977 году во время ралли Абиджан-Ницца он заблудился в пустыне и решил, что гонка по Африке будет увлекательным мероприятием. По традиции ралли стартует в самом конце года, но большая часть мероприятия проходит уже в следующем, по которому его и называют. Маршрут неоднократно менялся: из-за нестабильной политической обстановки некоторые страны приходилось объезжать. Хотя в 1992 году рейд прошел через всю Африку, конечной точкой тогда был Кейптаун. В 2008 году гонку пришлось отменить из-за невозможности гарантировать безопасность в Мавритании, и тогда «Дакар» пригласили к себе Чили и Аргентина. Ралли-рейд сохранил свое название, но к столице Сенегала он теперь отношения не имеет.

Для мотоциклов стартовый взнос на «Дакаре-2018» — €16 500, для легкового автомобиля — €28 000, для грузовика —  €41 400

Доставка автомобиля из Европы в Южную Америку и обратно входит в стартовый взнос — вместе со страховкой, питанием на бивуаках и вообще практически всеми расходами. Для мотоциклов стартовый взнос на «Дакаре-2018» — €16 500, для легкового автомобиля — €28 000, для грузовика —  €41 400. Постоянным участникам скидки.

Стоимость автомобиля, подходящего для ралли-рейда мирового уровня, — около €1 000 000. Примерно такую сумму надо отдать за Mini ALL4 Racing от немецкой компании X-Raid. Конечно, гоночный автомобиль не просто доработанная серийная машина, здесь меняется все: подвеска, тормоза, трансмиссия и, конечно, двигатель — трехлитровая «шестерка» выдает 320 «лошадей». Максимальная скорость достигает 180 км/ч. Но покупка автомобиля или мотоцикла для гонок — тем более нового — инвестиция для профессиональных спортсменов. Любителям же проще арендовать машину — это обойдется в несколько десятков тысяч евро.

Еще нужны расходные материалы (в первую очередь шины), несколько комплектов запчастей, техничка, которая будет их возить, и механики… Ночлег на бивуаках – тоже проблема самих участников, организаторы обеспечат только питание. В 2012 году Павел Логинов, который участвовал во множестве ралли-рейдов по всему миру, и в 2006 году стал обладателем кубка России, рассказал Forbes, что «затраты на участие в «Дакаре» составляют €170 000–200 000. Удачей считается, когда есть спонсоры, которые могут покрыть хотя бы часть бюджета». Инфляция внесла поправки, и теперь вряд ли удастся уложиться менее чем в €300 000.

12-й Ралли-марафон «Париж-Дакар» в 1990 году.

На этом фоне расходы на доставку самих участников выглядят малозначительной суммой. Перелет на «Дакар» из Москвы и обратно обойдется примерно в €1500 в эконом-классе и в €3500 в бизнес-классе. Это специальный тариф, который предусматривает возможность бесплатного изменения даты возврата в случае схода с дистанции.

Российский вариант

В России проходят несколько ралли-рейдов: «Россия – Северный лес», «Золото Кагана», «Шелковый путь», «Великая степь», «Крым». Участие в них существенно дешевле, хотя бы из-за того, что значительно меньше расходы на переезд. Да и стартовый взнос, например, на «Северный лес» в этом году был в пределах 35 000 рублей, а для участников Чемпионата мира €2600 евро. «Шелковый путь» в силу своей известности и престижа обойдется дороже: стартовый взнос за каждого участника €8000. Правда, от него освобождены полностью женские экипажи. В стартовый взнос входят страховка, аренда необходимых приборов, питание на бивуаках, но не включается топливо и транспортировка автомобиля.

Существенно меньшие затраты сделали «родные» гонки привлекательными для российских спортсменов-любителей.

«Здесь почти все — любители, гоняют в свое удовольствие и за свои деньги», — говорит Вячеслав Субботин, пилот и спортивный директор команды «ГАЗ Рейд Спорт», которая принимает участие в чемпионате России по ралли-рейдам. Это одна из двух профессиональных российских команд — участниц. Вторая — «КАМАЗ-Мастер». 

«Планировали арендовать машину, но поняли что возвращать, возможно, будет нечего, и решили купить»

Принять участие в ралли-рейдах действительно может любой желающий. Правда, стоимость участия в соревнованиях даже в России такова, что желание должно быть очень сильным. Как у Александра Бочкарева, который выступает в качестве пилота в классе «Рейд-спорт» на собственном автомобиле. «Я с детства интересовался моторными видами спорта: картинг во Дворце пионеров, потом водномоторный спорт, снегоходы, квадрики... Чем быстрее тем лучше. Есть права пилота-любителя вертолета. Но одному грустно, а тут в компании. Когда народу много и все на одной волне, это гораздо интереснее», — рассказывает Александр. Он участвует в ралли-рейдах с 2015 года. Сначала проехал с другом в качестве пассажира ралли «Россия — Северный лес», а потом решил заняться сам. Это получилось довольно быстро: в январе проехал «Северный лес», а в апреле того же года уже отправился на «Золото Кагана» в составе команды «ПЭК: спорт».

«Планировали арендовать машину, но поняли что возвращать, возможно, будет нечего, и решили купить», — рассказывает Александр. Аренда автомобиля подходящего для чемпионата России, стоит примерно 350 000 рублей за этап. Купить тот же самый автомобиль можно примерно за 700 000 рублей. Речь, конечно, о подержанной машине, новая стоит как минимум вдвое дороже. Автомобили для профессиональных команд обходятся не дешевле, чем серийная Ferrari, а многие и дороже — если считать в миллионах рублей, то число будет двузначным. 

Машину можно подготовить и самостоятельно. Ориентировочная стоимость превращения серийного внедорожника в гоночный равна его цене или превышает ее. То есть если у вас есть, например, Toyota Land Cruiser стоимостью 4 000 000 рублей, то на его доработку понадобится примерно столько же. Для гоночных машин разработаны подробные требования — надо приобретать детали, которые им соответствуют, и работы должен делать сертифицированный специалист.

Каждый выезд на этап стоит примерно 200 000 рублей. В эту сумму входит стартовый взнос, доставка, оплата работы механика и минимальные расходы на проживание команды. В российском чемпионате пять-шесть этапов ежегодно. А еще машину надо приводить в порядок после каждого этапа — автомобиль приходится восстанавливать едва ли не полностью. Скажем, двигатели редко живут больше одного сезона.

Часть затрат можно компенсировать привлечением спонсора. Размещение логотипа на автомобиле стоит денег. Иногда спонсоры расплачиваются «натурой»: предоставляют шины или другие расходные материалы. Для таких компаний гонки позволяют не только «засветить» свой бренд, но и метод тестирования своей продукции. Ведь для двигателя и других агрегатов это работа в экстремальных условиях.