«Спаситель мира» да Винчи, проданный за рекордные $450,3 млн, стал спасителем рынка

Фото Isabel Infantes / PA Images / TASS
Ценовой рекорд «Спасителя мира» да Винчи больше, чем вдвое превышает предыдущий аукционный мировой рекорд, установленный «Алжирскими женщинами (Версия О)» Пабло Пикассо в 2015 году — $179,4 млн

На предаукционные гастроли картины посмотреть на последнего свободного, немузейного, да Винчи пришли 30 000 человек. Для привлечения максимального внимания «Спасителя мира» Леонардо да Винчи продавали на торгах современного искусства, где традиционно собираются самые крупные коллекционеры нашего времени. Начальная цена лота составляла $75 миллионов. Аукционист Юсси Пилкканен в общей сложности принял 45 ставок из зала и от коллег, разговаривавших с клиентами по телефону. В зале Christie’s в здании Рокфеллеровского центра в ходе торгов присутствовало порядка 1 000 человек и было аккредитовано 100 представителей прессы.

Работа куплена Алексом Роттером, главой международного отдела современного искусства Sotheby’s для его клиента, пожелавшего остаться анонимным.

Из менее чем 20 произведений Леонардо да Винчи, дошедших до наших дней, «Спаситель мира» был на момент продажи последней работой, до сих пор остававшейся в частных руках. На картине изображен поясной портрет Христа, держащего в левой руке хрустальный шар, в то время как его правая рука поднята в жесте благословения. На протяжении многих лет, вплоть до 2005 года картина считалась утраченной. Первое документальное упоминание о ней встречается в описи собрания короля Карла I (1600-1649). Считается, что оно украшало собой покои супруги короля, Генриетты Марии Французской в королевском дворце в Гринвиче, а затем было унаследовано Карлом II. Следующее упоминание картины относится к 1763 году, когда она была выставлена на торги Гербертом Шеффилдом, незаконнорожденным сыном герцога Букингемского. Затем след картины теряется вплоть до 1900 года, когда ее приобретает сэр Чарльз Робинсон, но уже в качестве произведения Бернардино Луини, одного из последователей Леонардо да Винчи. Так «Спаситель мира» пополняет собой собрание семьи Куков в ричмондском Доути-хаусе.

В 1958 году, когда информация о королевском провенансе и авторстве да Винчи была утеряна, картина ушла с молотка на Sotheby’s всего за £45, после чего о ней забыли почти на 50 лет.

Согласно расследованию Artnet.com и Bloomberg.com, в начале 2000-х годов нью-йоркский арт-дилер Александр Париш, входящий в консорциум дилеров, купил картину в Луизиане дешевле, чем за $10 000, как работу художника из круга Леонардо да Винчи.

Картина проходила неоднократную экспертизу, прежде чем в 2005 году эксперты Sotheby's все-таки пришли к выводу, что «Спаситель мира» — подлинник, написанный да Винчи около 1500 года.

Впрочем, о том, что это действительно да Винчи, споры велись и вчера, накануне торгов Christie’s. Например, арт-критик New York magazine Джерри Сальц сообщил Artnet.сom, что работу столько раз переписывали и подновляли, что она выглядит отталкивающе новой и старой одновременно. Особенно реставраторы переусердствовали, когда готовили картину к выставке Леонардо да Винчи в Национальной галерее в Лондоне в 2012 году, где она впервые была легализована как картина кисти да Винчи. По словам Сальца, у Христа пустой, мертвенно-холодный, лакированный взгляд.

В 2013 году консорциум дилеров через отдел частных продаж Sotheby’s продал картину как подлинник Леонардо королю фрипортов Иву Бувье за $80 млн. А Бувье моментально перепродал ее Рыболовлеву за $127,5 млн. Как сказал сразу по окончании торгов Томас Данцигер, представитель консорциума дилеров, благодаря громкой истории вокруг картины, участию Рыболовлева, торги Christie's сделали работу легитимной и легализовали рынок. В споре о подлинности поставлена точка.

Новости партнеров