Московский кинофестиваль: 20 фильмов, которые нельзя пропустить
Фото DR

Московский кинофестиваль: 20 фильмов, которые нельзя пропустить

Дарья Житкова Forbes Contributor
Фото DR
Путеводитель Forbes Life по юбилейному 40-му Московскому кинофестивалю: ретроспективы, конкурсная и параллельные программы

В этом году фестиваль идет с 18 по 26 апреля. Организаторы решили отметить 40-летие раньше, чтобы не отнимать зрителей у Чемпионата мира по футболу, занявшего весь июнь. Смотру некуда торопиться, Каннские премьеры включить не удастся. К кинотеатру «Октябрь», главной площадке фестиваля, добавили залы сети Москино «Звезду», «Юность» и «Космос». В основном конкурсе покажут 16 фильмов, три из них русского происхождения. К программе также лучшие фильмы Берлинского и Венецианского кинофестивалей, из Торонто и Сандэнса.

В жюри кинофестиваля: председатель — итальянский продюсер Паоло Дель Брокко, режиссер Анна Меликян, американский актер Джон Сэведж, актриса Настасья Кински и постановщик из Китая Лян Цяо, получивший в прошлом году «Золотого Св. Георгия» за картину «Хохлатый ибис». В жюри конкурса короткого метра молодое дарование — Иван Твердовский и самый известный таксист в мире — актер Сами Насери.

В программе много ретроспективных показов. Москва вспоминает режиссеров-дебютантов ММКФ, которые стали мэтрами. Из фильмов — дебютный «Гитара-монголоид» шведа Рубена Эстлунда, победителя прошлогоднего каннского кинофестиваля, «Маленькие влюбленные» Жана Эсташа и «Танцуя в пыли» двукратного лауреата «Оскара» Асгара Фархади. Самой обширной в программе стала ретроспектива Ингмара Бергмана, посвященная столетию шведского режиссера. Покажут двадцать один фильм Бергмана (за исключением самых известных «Седьмой печати» и «Земляничной поляны») с упором на раннее творчество, которое москвичи вряд ли видели на большом экране. Еще одним раздел ММКФ состоит из пяти фильмов Брюса Ли, — если не Бергман, то «Путь дракона» скрасит ностальгический вечер.

Forbes Life изучил программы ММКФ и выбрал самые любопытные новинки фестиваля.

1. «Неаполь под пеленой»

Режиссер Ферзан Озпетек, Италия, Фильм открытия.

Редко фильмом-открытия становится не громкий блокбастер, а картина режиссера с большим фестивальным прошлым. Итальянский режиссер турецкого происхождения Ферзан Озпетек выставил на конкурс свою двенадцатую картину. Его предыдущие картины отмечены в Каннах и получили многие итальянские премии. «Неаполь под пеленой» расскажет историю об Адриане, соблазненной и оставленной неким юношей. Правда, молодой человек не пришел на свидание, потому что умер, а рядом с его телом найдена обнаженная фотография девушки. Героиня решает расследовать убийство самостоятельно.

2. «Лицо»

Режиссер Малгожата Шумовская, Польша. Программа «Время женщин»

Любитель тяжелой музыки Яцек работает в польской деревушке на строительстве самой высокой статуи Христа. Происходит авария, в результате которой Яцек меняется до неузнаваемости. В клинике ему делают пересадку лица — первую в Польше, после которой он возвращается в деревню знаменитостью. Что изменится в семье Яцека? Как жить дальше? Будет ли невеста любить его таким?

Не сразу понятно какое время показано в кадре, 1980-е или 2000-е, до тех пор, пока на экране не засияют новые технологии. Это наше время и наш герой. «Лицо» — один из немногих фестивальных фильмов, который выйдет скоро в прокат и сможет рассмешить не только узкий круг зрителей.

3. «Офелия»


Режиссер: Клер Маккарти, США. Конкурс.

Игры престолов в датском королевстве. В новой киноинтерпретации история «Гамлета» рассказана с точки зрения его возлюбленной, Офелии. Офелию сыграла Дэйзи Ридли, известная по роли Рей в новых «Звездных войнах», а в ролях родителей Гамлета — Наоми Уоттс и Клайв Оуэн. Роль принца досталась восходящей звезде британского кино Джорджу Маккею.

4. «Мектуб. Любовь моя. Песнь Первая»

Режиссер: Абделлатиф Кешиш, Франция/Италия. Программа «Эйфория сопротивления»

Абделлатиф Кешиш продал свою каннскую «Золотую ветвь», полученную за «Жизнь Адель», чтобы собрать денег на этот фильм. Кешиш перессорился с продюсерами из-за внезапного решения снять на юге Франции вместо одного фильма два фильма по три часа каждый. Так получилась многочасовая песнь о любви и любование всеми частями тела. Фильм не оценили на Венецианском кинофестивале, но обожателям «Кус-куса и барабульки» картина определенно придется по вкусу.

5. «Время чудовищ»

Режиссер: Лав Диас, Филиппины. Программа «8 ½ фильмов»

Московский кинофестиваль не может обойтись без любимца Венеции Лава Диаса. Действие «Времени чудовищ» режиссер перенес в 1970-е, а картинка по традиции осталась черно-белой. Мюзикл или антимюзикл — условные жанры для режиссера. Его героям не нужна музыка, чтобы петь, камере не обязательно двигаться, чтобы снимать кино. А четырех часовой хронометраж в рамках творчества Лава Диаса — это почти что короткометражка.

6. «Между Стеллажей»

Режиссер: Томас Штубер, Германия, Программа «8 ½ фильмов»

В Берлине фильм Томаса Штубера «Между Стеллажей» получил призы экуменического жюри и гильдии немецкого арт-хауса. Картина полюбилась и зрителям — трогательная, местами очень смешная мелодрама о работниках гипермаркета. Сандра Хюллер, известная по главной роли в сатире «Тони Эрдманн», играет девушку из кондитерского отдела, влюбившуюся в грузчика (Франц Роговски, чья карьера в последнее время набирает обороты).

7. «Моего брата зовут Роберт и он идиот»

Режиссер: Филип Гренинг, Германия/Франция/Швейцария. Программа «8 1/2 фильмов»

Под лиричным названием скрывается самый противоречивый фильм берлинского кинофестиваля. Зрители поделились на два лагеря: восторг и бешенство. Трехчасовой философский трактат нашпигован цитатами из Хайдеггера, изобилует жестокостью, инцестом и пьянством при фабуле о невинном споре брата и сестры.

8. «Профайл»

Режиссер: Тимур Бекмамбетов, США / Великобритания / Кипр, Россия. Программа «Фильмы, которых здесь не было»

Тимур Бекмамбетов снял фильм, где действие происходит на экране компьютера. Несложно было догадаться, что выступив продюсером Skype-хоррора «Убрать из друзей», Бекмамбетов захочет и сам снять десктоп-триллер. Главной героиней Бекмамбетов сделал журналистку, пишущую статью о вербовке женщин в ИГИЛ. Девушка создала фэйковый аккаунт в Facebook и вышла на связь с террористом.

Картина получила главный приз секции «Панорама» Берлинского кинофестиваля, где победителя выбирали зрители.

9. «Недотрога»

Режиссер: Адина Пинтилие, Румыния/Германия/Чехия/Болгария/Франция. Программа «Фильмы, которых здесь не было»

Фильм «Недотрога» (ранний вариант названия «Не прикасайся) в этом году взял «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале, а также приз за лучший дебют. Румынская картина в течение всего смотра критиков занимала последние места по оценкам, — и неожиданно победила. «Недотрога» стала первым игровым фильмом румынской документалистки Адины Пинтилие. В экспериментальной картине режиссер исследует сексуальность героев, отвечает на вопросы о близости и свободе, доказывая, что любовь — это не только в молодости.

10. «Ню»

Режиссер: Ян Гэ, Россия. Конкурс

Режиссерский дебют актрисы из «Гоголь-центра» Ян Гэ обошелся почти без бюджета. Актриса сама написала сценарий, занималась декорациями и сыграла главную роль китаянки, приехавшей в Москву в поисках любви. 62-минуты экранного времени – слишком мало, чтобы любоваться Ян Гэ.

11. «Человеческий поток»

Режиссер: Ай Вэйвэй, Германия/США/Китай. Программа документального кино «Свободная мысль»

Документальный фильм самого известного китайского художника Ай Вэйвэя участвовал в Венецианском кинофестивале. 2,5-часовая лента посвящена беженцам.

12. «Заблудшие»

Режиссер: Дастин Финили, Новая Зеландия. Конкурс

В горах встречается парочка, сбежавшая из мест не столь отдаленных. Такие сюжеты встречаются примерно пятнадцать раз в год, но не каждый из них снят в прекрасных ландшафтах Новой Зеландии?

Режиссер Дастин Финили известен короткометражным фильмом «Снег». На ММКФ он представит полнометражный дебют.

13. «Неповиновение»

Режиссер: Себастьян Лелио, Ирландия/Великобритания/США. Программа «Мастера»

Первый международный проект чилийца Себастьяна Лелио. Это его картина «Фантастическая женщина» обошла на «Оскаре» в борьбе за лучший иностранный фильм «Нелюбовь» и «Квадрат». На прошлом ММКФ «Фантастическая женщина» прошла незаметно, одним сеансом, с досадной ошибкой в описании (в каталоге не было сказано, что главная героиня — трансгендер). Сейчас такие подробности скрыть не получится. «Неповиновение» — лесбийская драма в ортодоксальной еврейской общине с Рейчел Вайс и Рейчел Макакадамс в главных ролях.

14. «Спитак»

Режиссер: Александр Котт, Россия/Армения. Конкурс

Второй за два года фильм о землетрясении в Армении. Катастрофа 7 декабря 1988 года унесла 25000 жизней. В основе сюжета «Спитак» — история Гора, который уехал из Армении и вернулся на родину после землетрясения. Безусловно, фильм Котта будет скромнее и человечнее масштабной картины Сарика Андеасяна. Александр Котт тоже снимает блокбастеры, но прославился он «Испытанием», получившему главный приз «Кинотавра».

15. «Наследницы»

Режиссер Марчелло Мартинесси, Парагвай/Уругвай/Германия/Бразилия/Норвегия/Франция. Программа «Фильмы, которых здесь не было»

Фильм получил три приза на Берлинском кинофестивале: за новые перспективы, лучшую женскую роль и приз жюри Фипресси. «Наследницы» — дебют парагвайского режиссера Марчелло Мартинесси. Главные героини Чела и Чикита живут вместе уже 30 лет, обе являются богатыми наследницами, чьи деньги подходят к концу. Они перестают прятаться за окнами своего дома и выходят в реальный мир.

16. «Фокстрот»

Режиссер Шмуэль Маоз, Израиль/Германия/Франция/Швейцария. Программа «Эйфория сопротивления»

Шмуэль Маоз получил второй по значимости приз Венецианского кинофестиваля за картину «Фокстрот». Танец тут весьма условный, скорее пляска судьбы. По сюжету к родителям военного приходят с вестью, что их сын погиб. Спустя несколько часов сообщают о том, что произошла ошибка и погиб другой солдат. Отец намеревается узнать, что же не так в израильской армии.

17. «Нина»

Режиссер: Ольга Хайдас, Польша. Программа «8 ½ фильмов»

Еще один яркий польский фильм после «Лица». «Нина» с успехом была показана на фестивале в Роттердаме. Это история молодой семьи, воспользовавшейся услугами суррогатной матери. Небанально, но правдиво: девушка и жена начинают относиться друг к другу не по-дружески.

18. «Слон сидит спокойно»

Режиссер: Ху Бо, Китай. Специальные показы

Ху Бо учился в Китае, показывал на кинофестивалях короткометражные работы, снял дебютный полный метр. Перед премьерой 29-летний Ху Бо убил себя. «Слон сидит спокойно» — рассказ о рядовых гражданах Китая, о власти и жизни. Фильм не стал шедевром, но режиссер не услышит критики.

19. «Первая реформатская церковь»

Режиссер: Пол Шредер, США. Программа «Мастера»

Пол Шредер известен прежде всего как сценарист фильмов Мартина Скорсезе «Таксист» и «Бешеный бык». В новой картине, уже впечатлившей критиков на Венецианском кинофестивале, он рассказывает о пасторе со сложным прошлым. Священника сыграл Итан Хоук, а одну из его прихожанок – Аманда Сейфрид.

20. «Барбара»

Режиссер: Матье Амальрик, Франция. Программа «Эйфория сопротивления»

Картину «Барбара» Матье Амальрик, больше известный как актер, представил в прошлом году на Каннском кинофестивале и получил специальный приз жюри в разделе «Особый взгляд». Для французов Барбара – эстрадная знаменитость как и Франсуаза Арди. Амальрик снял байопик о том, как собирается снять байопик, где сыграл режиссера (и был режиссером), а его жена Жанна Балибар исполнила роль актрисы, готовящейся к роли легендарной Барбары. Сложные переплетения мыслей и действительности переносятся в кадр. Дуэт Амальрик и Балибар стоит того, чтобы его увидеть.

рейтинги forbes
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться