Вторая волна: как японские традиции и итальянская классика встретились на фотобиеннале в Москве
Альбуминовая печать, раскраска / МАММ

Вторая волна: как японские традиции и итальянская классика встретились на фотобиеннале в Москве

Альбуминовая печать, раскраска МАММ
На фотобиеннале в Мультимедиа арт музее открываются еще четыре выставки

Директор Мультимедиа арт музея Ольга Свиблова подчеркивает: биеннале этого года показывает прежде всего многообразие фотографии, от фотодокументалистики до фотожурналистики и съемки моды. Разместив в Манеже и Мультимедиа арт музее Италию и Японию, добавив российской и американской фотографии ядерных испытаний, фотобиеннале задается вопросом: во что превращается человечество, вооруженное достижениями науки? Успевает ли фрагментарное человеческое сознание реагировать так же быстро на возможности, которые дает человеку научный прогресс? В 1950-е годы американцы разработали 40 специальных камер, последовательно снимающих ядерные взрывы, чтобы успеть запечатлеть доли секунды процесса, поскольку одна камера не успевала реагировать так быстро.

Пока американцы развлекались, наблюдая из бассейнов Лас-Вегаса за взрывами в пустыне Невады, и выбирали «Мисс атомную бомбу» ( такие понятия и предметы, как секс-бомба и купальник-бикини возникли благодаря социальному помешательству на теме атомной бомбы), Япония хоронила своих мертвецов, оплакивала больных и раненых, переживая национальную трагедию. Впрочем, те, кто плавал в Лас-Вегасе, любуясь на ядерный гриб, недолго радовались жизни с лучевой болезнью. В Москве, в Манеже и МАММе две национальные истории, два процесса встречаются и пересекаются.

Следом за первой волной выставок, МАММ запускает вторую.

Выставку «Память и свет» в МАММ логически подхватывает выставка старинной японской фотографии и гравюры. За 20 лет существования музея благодаря благотворительной помощи JTI МАММ собрал одну из самых больших в Европе коллекций старинной японской раскрашенной фотографии эпохи Мейдзи, 1868-1912 годов. Фотография в Японии прошла проверку на высшем уровне — была одобрена императором Муцухито, который лично позировал перед камерой. Хотя фотография стала в Японии провозвестником западной идеологии реализма и рационализма, на снимках, как западных мастеров, работающих в стране, так и их японских учеников четко прослеживается японская визуальная культура. Сюжеты, мотивы, символы напоминают цветную гравюру на дереве. Вместе с раскрашенными фотографиями на выставке показаны 50 гравюр таких мастеров, как Китагава Утамара, Кацусика Хокусай (автор той самой «Большой волны в Канагаве», которая перевернула представления об искусстве в Европе и России), Утагава Хиросигэ, так же ширма и кимоно из коллекции Музея Востока.

Iwata Nakayama Woman with Long Hair

Минуя модернизм, японская фотография к максимальной жизненности своих историй. Моедрнизм на фотобиеннале представлен сольной выставкой Иваты Накаямы, фотографа, учившегося в начала 1920-х годов в Токийском художественном училище, а затем перебравшемся в Америку и Францию, где снимал работы художников-футуристов и экспериментировал с фототехниками вслед за Ман Реем и Ласло Мохой-Надем. Через 10 лет эмиграции Накаяма вернулся в Японию. Познакомившись с американским и европейским искусством, он решительно отказался ему подражать. Накаяма хотел быть на равных с европейскими и американскими художниками, создавая нечто принципиально новое, не пытаясь имитировать западные образцы.

«Выставки в музее показывают развитие японской фотографии, — рассказывает Ольга Свиблова: Она уходит от постановочной манеры XIX века и модернизма начала XX, стремясь отразить естественное движение окружающей жизни.»

В продолжение темы движения, отображения жизни музей при поддержке Volvo открывает выставку Миммо Йодиче, итальянского классика фотографии XX века, «Трансформации взгляда». «Еще в юности я прочел в одном из толковых словарей итальянского языка, что фотография — это способ точной фиксации окружающей действительности. Я в корне не согласен с этим определением. Я считаю, что фотография должна в первую очередь передавать эмоции, переживания. Фотография — это прежде всего воображение», — говорит Миммо Йодиче.

Партнерами фотобиеннале-2018 стали Mastercard и Tele2.

Миммо Йодиче Опера 53. Из серии «Эдем» 1995

Йодиче устраивает диалог между персонажами картин великих мастеров, сфотографированными в неаполитанском музее Каподимонте и современными неаполитанцами, портреты которых фотограф делал на улицах города. Объединяя фотографии, Миммо Йодиче обращает внимание на общие жесты, черты лица, мимику — подчеркивая, как мало изменился человек за последние пятьсот лет.

Новости партнеров
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться