«В будущее возьмут не всех»: путеводитель по выставке Ильи и Эмилии Кабаковых
Инсталляция «В будущее возьмут не всех», вариант с русской надписью. / Фото DR

«В будущее возьмут не всех»: путеводитель по выставке Ильи и Эмилии Кабаковых

Тамара Вехова Forbes Contributor
Инсталляция «В будущее возьмут не всех», вариант с русской надписью. Фото DR
Эмилия Кабакова рассказывает, как смотреть выставку в Новой Третьякове, которая идет до 13 января

С начала сентября в Новой Третьяковке идет ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех». Это первая большая ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых, самых известных современных русских художников по данным экспертов и мировых рейтингов.

Выставка — результат сотрудничества трех музеев: лондонского Tate Modern, Эрмитажа и Третьяковской галереи. Впервые экспозиция была показана в Tate Modern в 2017 году, ее открытие совпало со столетием Великой октябрьской революции. Рифма очевидна: в своем искусстве Илья Кабаков удивительным образом отразил полвека истории России и ее переход из прошлого столетия в нынешнее.

Подготовка к ретроспективе заняла два года. Работы пришлось собирать по всему миру, ведь большинство инсталляций и картин Кабаковых давно уже прописаны в музейных и частных собраниях от Америки до Японии.

Выставка была задумана как тотальная инсталляция «Жизнь художника», в нее вошли все сюжеты и темы, с которыми Кабаковы работали на протяжении долгих лет. В Третьяковке можно увидеть графику 1960-х годов, альбомы, картины советского периода, тотальные инсталляции, множество моделей и огромные, сияющие яркими красками холсты — новые живописные серии Ильи Кабакова.

Все три музея показали свой вариант проекта. Выставки отличаются друг от друга не только архитектурой и расположением работ в залах, но и тем, что за картины и инсталляции входят в каждую из этих версий. Так, московская выставка открывается знаменитой картиной «Жук» (1982), проданной на аукционе Phillips de Pury в Лондоне в 2008 году почти за $6 млн и установившей новый ценовой рекорд для современного русского искусства и для работ Ильи Кабакова в частности. Работа находится в коллекции Вячеслава Кантора, который предоставил ее на выставку.

Из Лондона выставка переехала в Санкт-Петербург и расположилась в светлых залах Главного штаба Эрмитажа. И наконец, приехала в Москву.

В будущее возьмут не всех

Фраза «В будущее возьмут не всех» впервые прозвучала в далеком 1983-м. Так называлось эссе Ильи Кабакова, напечатанное в самиздатовском журнале «А-Я». «Кто решает? Кого возьмут? Кого не возьмут?» — в этом ироническом тексте главными начальниками от искусства выступали великий революционер Казимир Малевич и директор советской художественной школы.

В 2001 Кабаковы создали одноименную инсталляцию для Венецианской биеналле: уходящий поезд и брошенные на перроне холсты — работы художника, которого в будущее не взяли. Сегодня эту инсталляцию можно увидеть на выставке в Третьяковке.

Тотальная инсталляция

Еще будучи советским гражданином, членом МОСХА, иллюстратором детских книг, а на самом деле, основателем русской концептуальной школы, Илья Кабаков придумал новый вид искусства — тотальную инсталляцию. Этим своим изобретением художник вошел в историю.

Тотальная инсталляция — это картина, которая окружает зрителя со всех сторон. Стены, предметы, воздух и, собственно, сам человек становятся частью произведения художника.

Замечательно то, что первую тотальную инсталляцию Илья Кабаков соорудил в своей крошечной мастерской на крыше доходного дома «Россия». Он собирал ее каждый раз заново, чтобы показать друзьям художниками или западным дипломатам, которые часто заглядывали на заветный чердак, ставший в те годы своеобразной Меккой советского неофициального искусства.

Илья и Эмилия Кабаковы

С начала 1990-х Илья Кабаков работает в соавторстве со своей женой Эмилией. С тех пор все свои работы они подписывают двойным именем: Илья и Эмилия Кабаковы.

К сожалению, на открытие московской выставки Эмилия Кабакова прилетела одна. Илья, которому в конце сентября исполняется 85, остался работать в своей мастерской на Лонг-Айленде.

В день открытия Эмилия провела экскурсию по выставке и рассказала о самых любимых работах, которые можно увидеть сегодня в Третьяковке:

«В будущее возьмут не всех» (2001)

Эта инсталляция дала название всей ретроспективе. В ней воплотились страхи и надежды художников, независимо от времени и географии: «Возьмут меня в будущее или не возьмут? Кто решает, кто главный судья? На самом деле сито истории — дырявое, и через него часто проваливается то, что современники уже априори назначили в будущее. Но бывает, случается и обратное. История — штука непредсказуемая».

«Человек, который никогда ничего не выбрасывал» (1988)

На эту работу реагируют все без исключения. Однажды в Санкт-Петербурге ко мне подошла женщина и сказала: «Вот художники выставляют мусор, а потом придут иностранцы и скажут: русские живут в мусорной куче». Меня это задело, и я решила объяснить ей смысл работы: «Почему же вы думаете, что это мусор? Это воспоминания человека о его жизни. Своеобразный музей памяти. Каждая ниточка — это история, сохранившаяся в наборе незначительных, но ценных для него предметов: спичечный коробок, пуговица от пиджака, записка от любимой». Женщина задумалась: «У меня дома хранится столько ненужных вещей, дочка все хочет выкинуть, а для меня они все памятные, важные» — и отправилась читать текст к инсталляции, на который прежде не обратила внимания.

«Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1986)

Это очень важная для нас инсталляция. Одна из самых первых, можно сказать — заглавная. Каждый человек в какой-то момент своей жизни страстно мечтает спастись от бытия, от скуки, от жестокости людей вокруг. Улететь прочь. Но куда? В светлое будущее, в космос, на другую планету или же сразу на тот свет, поближе к Богу? У каждого свой исход.

«Три ночи» (1989)

Это инсталляция-загадка. На стенах висят огромные картины, но к ним нельзя подойти, они окружены высоким забором. Зритель может разглядеть только лишь отдельные фрагменты. Если посмотреть в бинокль, то видно, что по картине передвигаются какие-то странные белые человечки. Что это за существа? Что все это значит? Скептик думает, что это издевка, он хочет смотреть на картину, а видит непонятные белые фигурки. Он недоволен и сворачивает шею несчастному биноклю. Философ размышляет о далеком космосе. Религиозный человек — об ангелах. Ребенок думает, что это какая-то интересная игра. Замечательно, когда искусство имеет множество интерпретаций, все зависит от фантазии и настроения зрителя.

«Воображаемый музей» (1992)

Инсталляция представляет собой пустой зал музея, где звучит музыка. На стенах нет картин, одни лишь световые пятна. Зритель садится на скамью, погружается в свои мысли и воспоминания. Кто-то проецирует на стены свой собственный воображаемый музей. Кто-то медитирует на пустоту и слушает музыку. Эта инсталляция — повод задуматься о природе нашего восприятия.

«Где наше место?» (2002)

Это одна из моих любимых инсталляций, в ней заложено множество смыслов. Мы очень хотели поставить ее в Третьяковке, но для этого нужны высокие потолки и длинная анфилада, поэтому мы включили в ретроспективу модель этой работы. Эта инсталляция — рефлексия на тему «сегодня». В залах музея стоят люди, наши современники. На стенах висят черно-белые фотографии ТАСС. В полу, у ног зрителей светятся окна в маленькие, будто игрушечные, города будущего. Человек, словно Гулливер в стране лилипутов, садится на корточки и рассматривает эти города. Там нет людей, но их легко можно вообразить.

Где наше место. 2002

Когда зритель поднимает голову, он видит перед собой громадные ноги. Самих великанов не разглядеть, они не поместились в залы музея. Судя по тому, что ноги одеты по моде XIX века — они из прошлого. Мы не знаем, как выглядит другое время, будь то будущее или прошлое. Зритель идет из комнаты в комнату, смотрит вверх и вниз. Он находится в своем собственном «сейчас» и остальное увидеть ему не дано.

«Лабиринт. Альбом моей матери» (1990)

В основу этой инсталляции легла реальная биография матери Ильи, которую она написала в возрасте 83 лет по просьбе сына. Ее жизнь — это рассказ о трагической судьбе миллионов советских женщин, которые вели мучительную борьбу за выживание с первого до последнего своего дня.

Мать сыграла огромную роль в становлении Ильи — и как человека, и как художника. У него невероятно бережное отношение к женщине. Не просто уважение, но настоящее преклонение. Мама — это святое. Он по сей день чувствует себя мальчиком, который не смог защитить ее от невыносимого бремени жизни. Эта трогательность его отношения к матери чрезвычайно важна. Это то, что делает Илью настоящим мужчиной, по крайней мере, в моих глазах.

«Ангельская» комната

Последний зал выставки — это посвещение ангелам. Комната надежды. Илья начал рисовать ангелов задолго до нашей встречи. В его альбомах 1970-х они уже вовсю разворачивают свои крылья.

У нас даже выставка есть «Все об ангелах». Она объехала много стран и зрители ее очень любят. Многие стараются дотронуться до фигуры ангела в последнем зале. Познакомиться с ним поближе. И это понятно, люди очень хотят чудес.

Новости партнеров