Арт-технологии: как искусство подталкивает прогресс

Ольга Зыряева Forbes Contributor
Luzinterruptus разместили на знаменитой площади Федерации в Мельбурне 10000 светящихся книг. Фото DR
Используя новые технологии для создания объектов современного искусства, художники стараются сделать наш мир лучше

Новые технологии добавляют ценность не только рыночным продуктам, в которых используются, — зачастую они становятся мощным инструментом в арсенале современных художников, внедряющих экспериментальное искусство, основанное на инновациях, в социально ответственные проекты. Их основная задача — привлечь внимание к актуальным проблемам современного общества.

Городские пространства

Одной из таких проблем неизменно остается образование. В 2012 году испанские художники и световые дизайнеры из команды Luzinterruptus разместили на знаменитой площади Федерации в Мельбурне 10 000 светящихся книг. Акция была приурочена к проходящему в городе фестивалю света, посвященному чтению, — и испанцы нашли яркий способ привлечь внимание жителей города к книжным страницам. На несколько часов оживленная проезжая часть превратилась в пространство, предназначенное только для пешеходов, а печатное слово вытеснило ревущий поток машин с привычной территории, освобождая место для книг и их читателей.

Еще одна проблема, к которой художники часто привлекают внимание, — энергосберегающие технологии. Визитной карточкой дизайнера, архитектора интерактивных пространств Даана Розегаарда стал проект, посвященный 125-летию со дня смерти Ван Гога. Он использовал собственную инновационную разработку — специальную фосфоресцентную краску для дорог, столбов, зданий и мостов, — для того, чтобы превратить велосипедную дорожку в Эйденховене (именно там Ван Гог жил с 1882 по 1885 год) в «звездный путь», напоминающей об одной из самых известных картин художника. Тысячи небольших камней, из которых состоит 600-метровый отрезок дороги, покрыты специальным составом. Днем он поглощает солнечную энергию, что позволяет подсвечивать путь ночью, напоминая прохожим и об искусстве великого мастера, и о нетривиальных способах сберечь электроэнергию.

Инфраструктура

На ту же тему Розегаард сделал еще один проект вместе со строительной корпорацией Heijmans. Для того чтобы привлечь внимание к проекту по созданию интерактивных экоустойчивых дорог будущего Smart Highway, они создали светящиеся полосы, которые «подзаряжаются» на дневном свете, излучают свет в течение 8 часов ночного времени, меняются в зависимости от погодных условий, отображают знаки и предупреждают об опасных участках.

Экология

Еще один заметный проект бюро Розенгаарда — башни Smog Free. Семиметровые конструкции покрыты металлическими лепестками, которые образуют фильтр для смога, очищая воздух в мегаполисах — по данным создателей, на 55%. К проекту был проявлен большой интерес со стороны ведомств по защите окружающей среды КНР и Нидерландов — здесь собираются возвести целую сеть таких башен.

Первый прототип появился в Роттердаме в 2015 году: его Розегаард построил, собрав более €100 000 с помощью краудфандинговой кампании на Kickstarter.

В башнях используется ионизационная технология очищения, которая позволяет избавиться от самых мелких (и, кстати, самых опасных) частиц смога диаметром до 2,5 микрометра, возвращая в атмосферу чистый воздух. Система потребляет относительно немного электроэнергии — не более 1400 Ватт в час, зато ее хватает для очистки 300 м3 воздуха в час.

Городской смог состоит на 42% процента из углерода. Эти же атомы входят в состав алмазов. Так появились Smog free rings, кольца, в сердце которых спрессованная пыль смога Пекина и Роттердама. Стоимость каждого равна пожертвованию, которого достаточно для очистки 1000 м3 воздуха. Некоторые покупатели приобретают их даже в качестве обручальных колец, присоединяясь таким образом к борьбе за shoonheid (слово, которое с голландского языка переводится как «красота», но также может использоваться для обозначения чего-то чистого: воздуха, энергии и т. д.).


Еще один пример «экологического» искусства — инсталляция японского архитектора Кенга Кума под названием breath/ng. Свою работу автор представил в 2018 году во время Миланской недели дизайна в рамках организованной софтверной компанией Dassault Systèmes выставки Design in thе Age of Experience. Шестиметровая скульптура состоит из 120 тканевых панелей. В состав инновационного текстиля входят молекулы, способные поглощать вредные выбросы в воздух. Элементы конструкции соединены 46 креплениями, напечатанными на 3D-принтере HP Multi Jet Fusion. Кума утверждает, что этот арт-объект может нейтрализовать загрязнение атмосферы от 90 000 автомобилей в год.

Общество

В 2017 году ирландский художник Джон Джеррард создал по заказу британского общественного телеканала Channel 4 работу «Западный флаг», посвященную легендарному нефтяному месторождению США в Спинделтопе. Его в 1901 году открыл горный инженер Энтони Лукас — именно там началась всемирная история нефти как индустрии, изменившей мир. Вместо ожидаемых в начале разработки пятидесяти баррелей в день скважина приносила 70 000 баррелей, цена нефти в стране резко упала, а стоимость земли в захолустном техасском городке взлетела до небес вместе с численностью населения, положив начало американскому нефтяному безумию. Экономические изменения, последовавшие за стремительным развитием нефтяного рынка, повлияли не только на западное общество, но и на экосистему Земли в целом.

Джеррард решил обратить внимание на социальную ситуацию вокруг «нефтяной иглы» и на проблему глобального изменения климата: он создал цифровую версию территории Спинделтопа, где в начале прошлого века располагался нефтеперерабатывающий завод, и водрузил в середине флагшток, на котором «развевается» черный дым — напоминание человечеству о том, что именно погоня за черным золотом привела к многочисленным бесконтрольным выбросам углекислого газа в атмосферу Земли.

Чтобы создать точную 3D-модель, команда художника исследовала ландшафт с помощью дрона, который сделал 15 000 фотографий области. Цифровой Спинделтоп управляется специальным программным обеспечением и существует в полном соответствии с реальной техасской территорией: солнце встает в то же время, что и в реальной местности, дни удлиняются или сокращаются в зависимости от сезона.

Инсталляцию два дня в режиме реального времени проецировали на большой экран во дворе лондонского музея Сомерсет-хаус — проект Channel 4 был приурочен ко всемирному Дню Земли.

Современные технологии сильно изменили мир: они позволяют строить бизнес, улучшать производство, создавать товарам дополнительную стоимость, но их гуманитарная миссия на этом не заканчивается. Оказавшись в руках художников, они могут рассказать намного больше.

Новости партнеров