Вышли «Сухие»: новые суперджеты для vip-чартеров
Falcon 8X / DR

Вышли «Сухие»: новые суперджеты для vip-чартеров

Валерий Чусов Forbes Contributor
Falcon 8X DR
На выставке бизнес-авиации RUBAE показали, что прячется на борту самых дорогих бизнес-джетов

Преобразившаяся в RUBAE (Russian Business Aviation Exhibition) выставка бизнес-авиации, ранее известная как JetExpo, собрала во Внуково-3 множество премьер.

Sukhoi SuperJet 100

Самой значительной частью статической экспозиции на перроне Внуково-3 стали два Sukhoi SuperJet 100. Российский региональный лайнер отлично подходит для создания бизнес-версий, однако пока их мало, и показывают эти самолеты нечасто.

Версию SSJ100 с VIP-интерьером можно было видеть еще в прошлом году. Но самолет, принадлежащий МЧС, имеет смешанное назначение. Кроме салона главного пассажира, большую его часть занимают обычные кресла эконом-класса для перевозки персонала или вывоза пострадавших.

В этом году были представлены суперджеты для VIP-чартеров. SSJ100-95B VIP рассчитан на равные условия для всех пассажиров. В салоне четыре отсека, сконфигурированные как у традиционного бизнес-джета, с креслами и диванам. Для главного пассажира оборудован отдельный салон в хвостовой части с двуспальным диваном и огромным санузлом. Общая вместимость самолета, находящегося сейчас в управлении компании «РусДжет», — 18 пассажиров. В нем можно организовать до 10 спальных мест.

В ходе выставки «РусДжет» подписала соглашение о сотрудничестве с «Гражданскими самолетами Сухого» (ГСС) об оказании услуг по маркетингу и продажам Sukhoi Business Jet (SBJ). Авиакомпания поможет и с поиском клиентов, и с оформлением сделки.

Первый SBJ представил казахстанский филиал известной швейцарской компании Comlux. Мебель, отделка салона и системы развлечения пассажиров разработаны и установлены филиалом Comlux в США. Этот самолет в большей степени ориентирован на корпоративные перелеты: за салоном на четырех человек расположены пять рядов кресел первого класса, раскладывающихся в спальные места. Здесь четче обозначено разделение пассажиров, интерьер более современный с креслами строгих геометрических форм.

Comlux давно работает на рынке Казахстана и при этом активно обслуживаетклиентов из России и других стран СНГ. По словам президента Comlux Aviation Андреа Занетто, до 40 % заказов поступают из-за пределов Казахстана.

Phenom 300E для шести пассажиров

Бразильская Embraer представила одну из немногих премьер выставки — обновленный Phenom 300E. Буква E означает Enhanced, это новая версия самой популярной в течение нескольких лет модели бизнес-джета легкого класса. Улучшения коснулись прежде всего интерьера: новый салон, оборудованный новой информационно-развлекательной системой производства Lufthansa Technic, стал просторнее, а новые кресла собственной разработки Embraer — удобнее. Самолет рассчитан на шесть пассажиров, но в нем можно установить дополнительный двухместный диван. Просторный санузел оснащен двумя иллюминаторами. Максимальная дальность — 3650 км, на преодоление которых Phenom 300E потребуется примерно четыре часа.

Рядом с Phenom 300E показывали один из самых оригинальных административных самолетов — Piaggio P.180 Avanti II. Его турбовинтовые двигатели установлены сзади, так что винты толкают самолет. Это самый быстрый из выпускаемых сегодня серийный винтовой самолет. Его скорость 750 км/ч сопоставима с реактивными моделями. В России самолет использует государственная корпорация по организации воздушного движения («Госкорпорация по ОрВД») для летной инспекции.

Экспозиции трех главных игроков на рынке дальнемагистральных бизнес-джетов почти не изменились по сравнению с прошлым годом. Американский Gufstream показал свои основные модели трех разных классов: флагманский G650 ER, G550 и небольшой G280. Канадская Bombardier — Global Express и Challenger 650. Французская Dassault выставила на статическую экспозицию те же самолеты, что и год назад — флагманский Falcon 8X и модернизированный Falcon 900 LX.

Falcon 8X отмечает годовщину присутствия в России, где его хорошо встретили. «Он сочетает дальность, гибкость и комфорт, — поясняет Вадим Фельдзер, глава отдела коммуникаций Dassault: А главное – надежность. В России это качество особенно ценят». Поэтому одно из преимуществ Falcon — уникальная трехмоторная схема. Три двигателя обеспечивают повышенную надежность и гибкость эксплуатации. Falcon 8X может пролететь почти 12 тысяч километров (6450 морских миль), а его салон длиной почти 13 метров вмещает до 16 человек. Хотя, конечно, бизнес-джеты редко летают с максимальной загрузкой.

Это не рекорд, у канадской Bombardier есть модели с дальностью полета до семи и даже восьми тысяч миль. Американский Gulfstream также предлагает самолеты с аналогичными параметрами.

Особенности российского рынка

Dassault давно работает на рынке России и СНГ. На данный момент под российским флагом летают около 25 Falcon 7X, моделей, которые были флагманскими бизнес-джетами Dassault до появления 8X. Два таких самолета в свое время были приобретены правительственным летным отрядом. Falcon 7X выпускается уже около 10 лет, в России возраст этих самолетов в эксплуатации от пяти до семи лет.

«Год назад у нас было около 30 самолетов для продажи, сейчас нет вообще. Falcon 7X востребован, и мы легко найдем нового клиента», — уверяет Вадим Фельдзер.

Самолеты служат по несколько десятилетий, нагрузка на бизнес-джеты, как правило, значительно меньше, чем на коммерческие авиалайнеры, поэтому сейчас эксплуатируются и 20-летние самолеты, и это не предел. Из выпущенных с 1963 года 2500 Falcon на данный момент примерно 2000 до сих пор находятся в эксплуатации.

Сохранять их эффективность и работоспособность помогает регулярное обслуживание. Недавно Dassault открыла в Москве склад запчастей при уже существовавшем пункте технического обслуживания во Внуково-3. А в парижском Ле-Бурже дежурят два Falcon 900 специально для срочной доставки запчастей или использования в качестве подменного самолета на время ремонта машины клиента.

Вместо пятого Falcon — шестой

Главная премьера Falcon присутствовала на московской выставке виртуально. Falcon 6X был представлен в виде макета и виртуальной модели салона. В прошлом году Dassault показал двухмоторный Falcon 5X с очень просторным салоном, даже более широким и длинным, чем у флагманского 8X. Однако из-за проблем споставщиком двигателей дебют не состоялся. Dassault объявила о замене не только поставщика двигателей, но и 5Х на 6Х, еще более просторный и комфортабельный. Его дебют запланирован на 2022 год. О ходе программы 6X теперь в деталях не рассказывают. Впрочем, несколько потенциальных заказчиков у этой модели уже есть.

Единственный вертолет на выставке — AW139 с VIP-интерьером представила компания Leonardo Helicopters, бывшая Agusta Westland. Эту модель выпускает совместное предприятие Leonardo и «Вертолетов России», «Хеливерт».

Новости партнеров