Современное искусство в России стоит миллионы евро

Фото DR
Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, прошедшая в сентябре в Гостином дворе, объявила цифры продаж галерей — €1,3 млн

Второй год подряд московская ярмарка совершает беспрецедентный шаг — анкетирует галеристов и открывает цифры их продаж. По итогам исследования, проведенном совместно с аналитическим агентством InArt, выручка галерей, участвовавших в Cosmoscow-2018, составила €1,3 млн. Информацию о продажах раскрыли 90% участников (всего в 2018 году на ярмарке было 66 стендов галерей, представлявших работы 239 современных художников). В 2017 году в основной программе ярмарки участвовали 54 галереи с работами 175 художников. Продажи 2017 года по данным InArt составляли €1,1 млн.

По мнению Маргариты Пушкиной, основателя, директора ярмарки Cosmoscow, учредителя фонда поддержки современного искусства, «главными яркими чертами шестой ярмарки Cosmoscow стали рекордное число участников, рост суммарных продаж которых составил 6,7%, впечатляющее число посетителей, а также насыщенная и разнообразная образовательная программа».

Средняя сумма продаж этого года — €21 500. Среди самых дорогих работ — «Леопард» Владимира Дубосарского за €35 000 в галерее 21 и Agatha Георгия Орехова в Orekhov gallery за €50 000. Всего продажи 14 галерей превысили отметку в €30 000 (в 2017 году сходные результаты продемонстрировали всего 8 галерей).

По мнению искусствоведа Михаила Каменского, цифра продаж, превышающая €1 млн, — «повод для манипуляций психотерапевтического смысла». Ксения Подойницына, глава аналитического агентства InArt и галереи 21, отмечает, что «с каждым годом галереи раскрывают информацию все более охотно, а некоторые предоставляют информацию, даже предвосхищая запрос». Хотя по меркам западных галеристов, сотрудников аукционных домов, это очень скромная цифра. Например, по данным artnet, на Art Basel в Швейцарии этим летом, более 20 работ продано в ценовой категории от $14 млн до $1 млн.

На стендах топ-5 галерей с самым большим объемом продаж Cosmoscow-2018 демонстрировались работы Анны Желудь, Ирины Кориной, Андрея Кузькина, Влада Кулькова, Григория Майофиса, Игоря Макаревича, Дмитрия Окружнова и Марии Шаровой, Григория Орехова, Вовы Перкина, Виктора Пивоварова, Александра Плюснина, Александра Повзнера, Владимира Потапова, Айдан Салаховой, Дмитрия Цыкалова, Владимира Яковлева.

В 2018 году на ярмарке было представлено 17 международных галерей как самостоятельно, так и в совместных проектах.

Cosmoscow последовательно продвигает себя как ярмарка-плацдарм для молодых художников. Доля авторов до 35 лет — 41%, доля авторов возраста 35–50 лет — 44% соответственно. Еще год назад соотношение было — 36% и 52%.

Третий год подряд Credit Suisse вручает на ярмарке премию и приобретает в свою корпоративную коллекцию для московского офиса банка работы молодых российских художников. В этом году банк купил три работы Аси Маракулиной из серии «Потайные швы» (2016 год): «Комната для встреч», «Комната для игр» и «Бывшая комната».

Участие корпоративных коллекционеров на российском рынке современного искусства высоко оценил директор музея ММОМА, Василий Церетели: «В истории формирования рынка главные герои — коллекционеры, которые покупают современное искусство, поддерживая его».

По мнению Елены Селиной, создателя галереи XL, члена экспертного совета ярмарки, Cosmoscow развивается поступательно: «Я увидела активный интерес профессионалов и зрителей, который явно растет. Появилось достаточное количество новых коллекционеров, и я этому живой свидетель. Наконец, продажи этого года и их количество меня полностью устраивают и, надеюсь, не только меня. В целом у меня позитивное ощущение от ярмарки, ее энергетики, людей, которые в ней участвуют. Это означает, что есть надежда на то, что арт-рынок развивается».

«€1,3 млн продаж на Cosmoscow — это очень скромная оценка очень талантливых художников, амбициозных галеристов и сильных духом организаторов, — говорит искусствовед Михаил Каменский. — Они заслуживают большего. Но чтобы получить больше, нужно больше вложить. И в организацию, и в рекламу».

Новости партнеров