К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Танки, хорроры и артхаус: какие российские фильмы выходят в мировой прокат

DR
DR
Участники Европейского кинорынка, который проходит в рамках Берлинского кинофестиваля, рассказали Forbes Life, чего международный зритель ждет от российского кино

69-й Берлинский международный кинофестиваль в самом разгаре. Наряду с Каннским и Венецианским фестивалями Берлинале считается одним из крупнейших событий в мире кино, своеобразной Меккой авторского кинематографа. Уже более полувека этот фестиваль открывает миру киноленты, которые отнюдь не всегда являются коммерческими проектами, рассчитанными на массового зрителя.

В этом году в основную программу фестиваля вошли 23 фильма из 25 стран. Среди них — два из России: военная драма Александра Золотухина «Мальчик русский» была показана в рамках программы авангардных и некоммерческих фильмов «Форум», а фильм режиссера Александра Горчилина (ученика Кирилла Серебренникова) «Кислота» включен в секцию независимого арт-хаусного кино «Панорама».

В рамках кинофестиваля традиционно проходит Европейский кинорынок (EFM), объединяющий на одной площадке более 9 000 заинтересованных посетителей: продюсеров, инвесторов, агентов, дистрибьюторов и других представителей киномира. Российские фильмы на EFM уже восьмой год подряд представляет «Роскино» при поддержке Министерства культуры РФ. На стенде Roskino — киностудии Central Partnership, Wizart, концерн «Мосфильм», онлайн-кинотеатр TVzavr и еще 20 компаний, представляющих более 40 новых проектов. «Берлин — первый рынок сезона, он служит центром притяжения новых проектов. Как правило, здесь начинаются все переговоры, которые затем продолжаются в Гонконге на Filmart и финализируются в Каннах на Marche du Film», — отмечает генеральный директор «Роскино» Екатерина Мцитуридзе. По ее словам, cегодня «Роскино» входит в топ-5 национальных компаний по продвижению кинопродукции. Опережают Россию только такие гиганты киноиндустрии, как США, Великобритания, Китай и Франция. «Нас сравнивают с UniFrance, что является комплиментом. У Франции на международное продвижение фильмов выделяется €15 млн в год. У нас же на девять рынков, организованных «Роскино», передается пока только 28 млн рублей, что составляет €400 тысяч», — говорит Екатерина Мцитуридзе, добавив, что расширение бюджета осуществляется за счет привлечения партнеров, таких как Российский экспортный центр (РЭЦ), «Аэрофлот» и других организаций, а также благодаря беспрецедентным скидкам, которые в результате переговоров России предоставляют кинорынки в Берлине и в Каннах.

 

Рост спроса и продаж

По словам участников кинорынка в Берлине, особый интерес к фильмам из России проявляют Китай и другие азиатские страны. Есть спрос и со стороны европейских закупщиков, латиноамериканских стран. Только в прошлом году «Роскино» было получено и переслано в производящие компании более 130 предложений из 37 стран мира о совместном производстве с Россией.

Чтобы продемонстрировать, насколько российская киноиндустрия продвинулась в направлении международной интеграции, достаточно взглянуть на цифры: если в 2010 году общая сумма проданных за рубеж российских фильмов едва достигала $1 млн, то по итогам прошлого года эта сумма составила примерно $27 млн. Увеличились и сборы российских фильмов в зарубежном прокате. По данным Фонда кино, за последние четыре года они выросли в четыре раза. В 2015 году доходы от продажи билетов составляли $11 млн, по итогам 2018 они достигли $41 млн.

 
Количество зрителей, посмотревших отечественные фильмы за рубежом, превысило 8,2 млн человек.

Лучший результат показал анимационный фильм «Снежная королева 3. Огонь и лед», собравший в общей сложности $14,2 млн и таким образом занявший шестую строку в рейтинге киносборов всех анимационных фильмов независимых студий мира, работавших в прокате в 2017-2018 гг. Четвертая часть франшизы — «Снежная королева: Зазеркалье» — стартовала в рождественские каникулы как в России, так и в Прибалтике, Польше, Чехии, Словакии, Хорватии и даже во Вьетнаме. До конца года фильм увидят в Германии, Франции, Сербии, Турции, Китае и на Ближнем Востоке. Мультфильм был представлен в Берлине вместе с другим фильмом — «Волки и овцы. Ход свиньей». Предыдущая часть картины в 2016 году стала первым в истории российской независимой анимации фильмом, вышедшем в кинопрокат Скандинавии. «Международный релиз продолжения подтвержден в Норвегии, Турции, странах Ближнего Востока, Восточной и Центральной Европы», — cообщил генеральный продюсер Wizart Юрий Москвин.

Продвижение арт-хауса

На развитии авторского кино фокусируется блокчейн-проект MoviesChain by Tvzavr, также представленный на стенде «Роскино». Платформа позволяет правообладателям самостоятельно распространять свой контент. «Сегодня доля артхаусного кино на российском онлайн-рынке составляет всего несколько процентов. Но опыт фильма «Кислота» показывает наличие талантливых режиссеров, испытывающих проблемы по причине непрозрачной системы распространения своих киноработ и высоких затрат на их продвижение. Идея MoviesChain как раз и состояла в том, чтобы позволить  такому глубокому независимому кино, как «Кислота», дойти до зрителя», — пояснила директор по контенту онлайн-кинотеатра Tvzavr Елена Хлебникова. Она также отметила, что фильм будет в ближайшее время загружен в систему.

Рынки традиционно предлагают покупателям широкий выбор инструментов для киноиндустрии и кинопроектов на разных стадиях готовности. Некоторые продюсеры приезжают сюда в надежде на покупку авторских прав. Например, продюсер Рой Ли, известный по фильмам «Звонок» и «Проклятие», сделал карьеру именно на том, что скупал азиатские картины и продавал их американским студиям для англоязычных ремейков. Однако российские кинокомпании, судя по всему, к экспорту уже полностью готовы. Так, ключевым проектом продаж кинокомпании «Марс Медиа» на EFM стал проект «Т-34», cобравший в российском прокате больше 2 млрд рублей. Специально для иностранной аудитории компания дублировала фильм на английский и показала ведущим зарубежным байерам.

 

Акцент на хорроры

Тем не менее, в этом году не блокбастеры стали наиболее часто встречающимися российскими фильмами на EFM. Подавляющее число лент, представленных на кинорынке в Берлине, было сделаны в жанре хоррора. Например, компания Central Partnership, презентующая проект «Яга. Кошмар темного леса», отметила, что  «после головокружительного успеха предыдущего хоррора «Русалка. Озеро Мертвых», который был продан в более, чем 150 стран мира, ожидает повышенный интерес к Яге в Берлине. «Мы планируем закрыть сделки на ключевые территории, представив международным байерам первый официальный трейлер фильма и постер», — заявила директор департамента международных продаж компании Катерина Пшеницына. Группа компаний «Планета Информ» показывает новый триллер под названием «Рассвет» с Оксаной Акиньшиной в главной роли. Надежда Михалкова представила свой первый фильм «Проигранное место», снятый в жанре молодежного фильма ужасов.

Екатерина Мцитуридзе объясняет тренд на хорроры прежде всего востребованностью этого направления именно внутри страны. «В последнее время в России популярен этот жанр. Он также позволяет выйти из некого тупика, когда есть только два направления: патриотические блокбастеры и авторское кино. Очень здорово, что у нас появляется жанровое кино. Надеюсь, что в ближайшие годы мы увидим больше качественных мелодрам и детективов уровня картины «Холодная война» Павла Павликовского, которая номинирована на «Оскар», — отметила Екатерина Мцитуридзе.

Кинорынок в Берлине продлиться до пятницы, а победители 69-й Берлинского Международного кинофестиваля будут объявлены 17-го февраля.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+