К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Новый «Титаник» отправится в плавание через три года

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Копия трансатлантического лайнера, бывшего в 1912 году самым большим и комфортабельным судном в мире, проследует из Саутгемптона в Нью-Йорк в 2022 году. На ее создание потребовалось больше десяти лет и $500 млн

Австралийский миллиардер Клайв Палмер обещает создать точную копию трансатлантического лайнера. «Титаник II» проследует по тому же маршруту, что и первый  лайнер сто с лишним лет назад. RMS Titanic столкнулся с айсбергом 15 апреля 1912 года, спустя пять дней после отплытия из порта Саутгемптон. На борту корабля находились более 2200 человек. Число погибших, по различным данным, составило от 1400 до 1517 человек.

Можно ли построить успешный бизнес на одной из величайших катастроф столетия?

Архитектура прошлого, технология настоящего

Инициатором строительства выступает австралийский угольный магнат, 20-й в списке богатейших людей своей страны по версии Forbes Клайв Палмер. Воссоздать «Титаник» — его голубая мечта. «Реконструкция — дань уважения духу мужчин и женщин, которые работали над оригинальным «Титаником». Даже век спустя судно поражает своими масштабами и красотой, и мы хотим, чтобы это ощущение сохранялось еще 100 лет», — сообщили корреспонденту Forbes Life  в круизной компании Blue Star Line, созданной для этого проекта. Свое название компания получила  по аналогии с судоходной компанией White Star Line, построившей оригинальный корабль сто с лишним лет назад.

 

Проверкой чертежей и инженерных расчетов занимается международная компания Lloyd's Register. Компания ничем, кроме омонимичного названия, не связана со страховым обществом Lloyd's of London, сыгравшим в истории «Титаника» одну из ключевых ролей.

Blue Star Line также привлекла к сотрудничеству финскую морскую инженерную компанию Deltamarin, бюро морской архитектуры и дизайна интерьера Tillberg Design of Sweden и британскую компанию по управлению морскими ресурсами V. Ships Leisure.

 

«Титаник II» последует по оригинальному маршруту своего оригинала, — Саутгемптон-Нью-Йорк, — а затем будет путешествовать по всему миру как обычный круизный лайнер.

Не обойдется и без знаменитой парадной лестницы, по которой герой Леонардо Ди Каприо  эффектно спускался в оскароносном «Титанике».

«Титаник» был самым большим пассажирским судном своего времени. Длина океанского лайнера составляла 269 м, ширина — 28 м. Габариты «Титаник II» будут соответствовать оригинальному кораблю, лишь ширина судна несущественно больше для дополнительной устойчивости на воде. На корабле будет 834 кабины, в которых смогут разместиться 2435 человек.

При этом параметры лучшего корабля 1900-х существенно проигрывают современным «плавучим отелям и курортам». Крупнейший на сегодняшний день корабль Sypmhony of the Seas компании Royal Caribbean обладает длинной 360 метра и простирается на 65 метров в ширину. На корабле 2775 кают, рассчитанных почти на 7 000 пассажиров.

 

Архитекторы обещают воссоздать легендарные интерьеры корабля, которые на сегодняшний день сохранились лишь на немногих фотографиях «Титаника» начала ХХ века. Корабль до сих пор считается символом роскоши и комфортабельности. Не обойдется и без знаменитой парадной лестницы, по которой герой Леонардо Ди Каприо Джек Доусон эффектно спускался в оскароносном «Титанике» Джеймса Кэмерона. Ширина дубовых ступеней почти 6 метров. Дизайнер White Star Line использовал для этого предмета интерьера сразу несколько стилей. Резная балясина перил выполнена в стиле Вильгельма III и Марии II, кованая балюстрада  — в стиле Людовика XIV.

Сохранится разделение палуб на три класса пассажиров. В Blue Star Line считают это важной частью концепции проекта. «Путешествие на корабле подарит пассажирам ощущение путешествия во времени», — уверены в компании.

C технологический точки зрения  «Титаник II» будет современным кораблем. Лайнер будет оснащен спутниковым контролем, цифровыми навигационными и радиолокационными средствами эвакуации, как полагается судну ХХI века. На корабле предусмотрены 18 спасательных моторных лодок вместимостью до 250 человек.

«Титаник» как туристический аттракцион

Даже спустя сто лет интерес к «Титанику» не утихает. Сегодня артефакты с корабля показывают два музея: интерактивный музей в Саутгемптоне и Морской музей в канадском Галифаксе. Участники круизов обязательно посещают эти экспозиции.

Интерес к «Титанику» возрастает по мере того, как остатки судна разрушаются на морском дне. По прогнозам, к 2030 корабль съедят бактерии. Кстати, 10-дневная экскурсия на затонувший «Титаник» под названием The Titanic Survey Expedition обойдется туристам в $105 129. Столько в пересчете на сегодняшний курс стоил самый дорогой билет первого класса на «Титаник» в 1912 году. Тур начинается из канадского города Сент-Джонс.

 

Оскароносный фильм Джеймса Кэмерона не только запечатлел в памяти сотен миллионов зрителей величие «Титаника», но и оказал медвежью услугу круизной индустрии, заложив ассоциативный ряд: «большой лайнер — большая катастрофа». «Титаник» — запретная для нас тема», — заявили Forbes в нескольких крупных круизных компаниях.

Blue Star Linе стоит пригласить на борт команду психотерапевтов во избежание неприятных ситуаций.

Сегодня путешествие от Саутгемптона до Нью-Йорка занимает семь дней. По мнению специалистов, проверить, как человек поведет себя, проведя неделю в открытом океане, не может предсказать никто. «С уверенностью можно сказать, что кому-то из пассажиров будет очень страшно, — отмечает психотерапевт, сертифицированный транзактный аналитик Игорь Гожий. — Внутри страха, как правило, заложен негативный детский опыт, причем совершенно не обязательно, чтобы он был пережит ребенком в реальности. Например, у меня был клиент, который боялся плавать на корабле, потому что в детстве присутствовал при рассказе выжившего при кораблекрушении человека». По мнению Игоря Гожего, наиболее восприимчивы и чувствительны дети от 4 до 7 лет: именно в этом возрасте появляющиеся у них страхи имеют тенденцию закрепляться и могут перерасти в фобию. «Фильм «Титаник» тоже мог бы произнести негативное впечатление на ребенка, особенно если во время просмотра родители не объясняли сыну или дочери, что на самом деле происходящее на экране исполнено профессиональными актерами. Страх всегда провоцируется триггерами. Например, если декорации из фильма совпадают с реальностью, то эти детали могут спровоцировать неприятные ощущения и даже панические атаки», — считает Игорь Гожий.

Считается, что именно страх будет мотивировать людей покупать билеты в круиз на «Титанике II». «Нас подсознательно всегда тянет к тому, чего мы боимся. По этой же причине люди смотрят фильмы ужасов. Кроме того, хорошая обстановка способствует переработке страха», — утверждает психотерапевт Гожий. Он считает, что Blue Star Linе стоит пригласить на борт команду психотерапевтов во избежание неприятных ситуаций.

Почетный секретарь British Titanic Society Дэвид Скотт-Беддард оценивает идею создания копии «Титаника» положительно: «Если этот проект когда-нибудь все-таки увенчается успехом, то стоимость билета будет выше средств большинства людей, а те, кто все-таки поплывет на нем, оценят каждую минуту».

 

Суеверия и этика

Этическая сторона вопроса участников не смущает рынка. «Титаник II» — это коммерческий проект, который не несет в себе ничего оскорбительного для морской индустрии. Кроме того, последний  уцелевший пассажир «Титаника» скончался десять лет назад, поэтому риски возникновения каких-либо судебных разбирательств минимальны», — отмечает руководитель направления по внешним коммуникациям компании «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук. Он также не видит причин для предъявления особых требований к проекту Клайва Палмера со стороны страховых брокеров. «Страхование — это не черная магия. Страховка зависит от технических показателей судна, истории его эксплуатации, наличия у других кораблей компании каких-либо поломок и прочих стандартных параметров. Имидж RMS Titanic на стоимость страховой защиты не окажет никакого влияния», — сообщил Юрий Нехайчук. «Основное значение будут иметь технические характеристики и уровень убыточности по круизным судам», — говорит начальник управления страхования судов и ответственности судовладельцев компании «Ингосстрах» Сергей Трубицын. Он также напоминает, что знаменитые суда часто давали свои имена новым поколениям лайнеров: Queen Mary 2, Queen Elizabeth.

Дэвид Скотт-Беддард называет суеверия уделом старых моряков, рудиментом ушедшей эпохи. «Большинство пожелавших отправиться в плавание на Титанике II наверняка знают о катастрофе лишь по фильму Джеймса Камерона. Они будут не танцевать на костях, а лишь играть роль в неком спектакле, участвовать в приключении, квесте, если хотите. Кстати, после объявления о постройке Титаника II наибольший интерес проявлялся именно к билетам третьего класса, видимо, чтобы полнее идентифицировать себя с героем фильма», — говорит генеральный директор круизной компании «Нептун», президент Ассоциации круизных операторов России Валентин Елисеев. «Титаник» считался вершиной великолепия золотого века океанских путешествий. Инвесторы  не жалеют средств, чтобы создать красивейший корабль. Реплика станет редкой возможностью прикоснуться к былому величию и прочувствовать дух эпохи,» — считает Дэвид Скотт-Беддард.

Рейсы из Великобритании в США на регулярной основе коммерческого успеха иметь не будут.

Саму Blue Star Lines трагический пример первого «Титаника» не пугает: «Мы не суеверны, мы горды тем, что воплощаем этот проект в жизнь». Согласно данным исследовательской компании YouGov, больше половины опрошенных американцев (59%) не верят в дурные знаки и отправились бы в плавание на «Титанике-2». Треть респондентов (35%) скептически относятся к затее. Дурной знак в поездке на корабле «Титаник-2» видят 49% людей 18–24 лет (против 27% лиц старше 55 лет).

Аналитики считают, что многое будет зависеть от цены за билет и набор услуг на борту. На настоящем «Титанике» стоимость билетов составляла $114-342 за койко-место в третьем классе, $550 до $2200 во втором классе, а стоимость люксов в первом классе достигала $ 30 000. Для сравнения, стоимость одного места в двухместной каюте на корабле Queen Mary 2 составляет в среднем $1500-2000 с человека, по набору удобств в номере каюта ближе ко второму классу.

 

Рейсы из Великобритании в США на регулярной основе коммерческого успеха иметь не будут. Сегодня лишь один корабль осуществляет регулярные безостановочные перевозки между двумя Великобританией и Северной Америкой — это лайнер компании Cunard Queen Mary 2. Некогда тоже крупнейший корабль в мире и единственный на сегодняшний день крупный пассажирский лайнер с титулом RMS (royal mail ship, то есть «судно королевской почты») проплывает расстояние в почти 6000 километров по трансатлантическому маршруту за семь дней.

«Бурное развитие гражданской авиации в 1960-70-е годы и появление дальнемагистральных самолетов практически похоронили пассажирские морские перевозки через океан», — говорит генеральный директор круизной компании «Нептун», президент Ассоциации круизных операторов России Валентин Елисеев. — А вот круизные «гастроли» по разным регионам еще могут быть несколько лет популярны, особенно на развивающихся рынках Китая и Индии. Но придется сильно вложиться в промоушен и проработку маршрутов».

Конкуренты нового «Титаника»

Несмотря на объявления о первом рейсе лайнера в 2022 году, представители Blue Star Line не спешат раскрывать точных дат круиза и открывать продажу билетов. «На сегодняшний день более 30000 человек выразили интерес к проекту, но процесс бронирования билетов еще не начался», — пояснили в компании Forbes Life.

Осторожность Палмера вполне понятна. Впервые он громогласно объявил о «Титанике II» еще в 2012 году. Планировалось, что строительство будет приурочено к 100-летию памяти погибших и выживших на судне. На воду лайнер намеревались спустить в 2016 году. По причине  финансовых трудностей эти планы не осуществились. Лишь в конце прошлого года, будто повторяя слов Селин Дион в песне My heart will go on and on, Палмер заверил всех, что работы будут продолжаться. Стоимость проекта составляет $500 млн. Для сравнения: на строительство RMS Titanic было выделено $190 млн.

 

Cколько времени потребуется, чтобы окупить затраты, в Blue Star Line не ответили. Пока в качестве возврата инвестиций компания получила только широкий PR-охват и более 16 000 подписчиков в Facebook и Twitter.

Конкурировать «Титанику» придется не только с ультрасовременным круизными судами, но и с тематическими отелями.

Скепсис вокруг того, что лайнер все-таки выйдет в море, не исчезает с момента объявления о запуске проекта. Не последнюю роль в этом сыграл неудачный опыт предшественника Клайва Палмера, южноафриканского бизнесмена Сарела Гуса, пытавшегося с 1998 по 2006 год безуспешно найти финансирование под аналогичный проект и совместить роскошь «Титаника» с экономической целесообразностью и надежностью. Усиливает предубеждение относительно проекта Палмера и результаты его предыдущей бизнес-инициативы — убыточного парка динозавров Palmersaurus. Проект, претендующий на то, чтобы стать настоящим «Парком Юрского периода», вызвал острый негатив у посетителей, которые посчитали цены на вход неоправданно высокими для просмотра ревущих статуй однотипных динозавров.

Конкурировать «Титанику» придется не только с ультрасовременным круизными судами и настоящим «Титаником», но и с тематическими отелями. В 2017 году на месте штаб-квартиры судостроительной компании Harland & Wolff, проектировавшей «Титаник», открылся Titanic Belfast Hotel. Общая стоимость реновации пространства составила $38 млн. Постояльцам открыт отреставрированный офис главного дизайнера «Титаника» Томаса Эндрюса с аутентичным интерьером. В Чертежном кабинете накрывают обед. Стены бара выложены плиткой той же серии Villeroy & Boch, которая использовалась для отделки бассейна и ванных комнат кают первого класс на «Титанике». Стоимость одной ночи в гостинице — от $167 до $515 в зависимости от типа номера.

Китайская компания Seven Star Energy Investment Group пошла дальше и в 2014 году анонсировала намерение построить копию «Титаника» в натуральную величину. Корабль будет находиться на территории курортного комплекса Romandisea Seven Star International, расположенного в провинции Сычуань. В отличие от проекта Клайва Палмера, Seven Star Energy Investment не планирует спускать судно на воду. Статичный корабль будет использован как отель.  Создатели копии корабля не ставят перед собой задачи в точности воспроизвести каждую каюту. На корабле воссоздадут несколько помещений для туристов, включая  парадную лестницу, бальный зал, театр, каюты трех классов и бассейн. Разработчики проекта также обещают воспроизвести для туристов столкновение «Титаника» с айсбергом и его последующее крушение. Над аттракционом работает голливудский продюсер и постановщик Кертис Шнель,  а British Titanic Society следит, чтобы плавучий отель был построен с максимальной точностью. Непотопляемый «Титаник II», будучи гораздо менее сложной конструкцией, чем полноценный корабль, обойдется в 3 раза дешевле ($145 млн), чем задумка австралийского бизнесмена. При этом сроки проекта также неоднократно сдвигались. Изначально заявлялось, что отель откроется в 2017 году. От комментариев представитель Seven Star Energy Investment Group отказался, а cудя по редким фотографиям из официального аккаунта компании в Twitter, за последние три года в Сынчуань даже не завершили установку железного каркаса «корабля».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+