К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Эти 9 месяцев как 20 лет жизни»: что обрел в кругосветном путешествии основатель Qiwi

Фото Sergey.Solonin / Facebook
Фото Sergey.Solonin / Facebook
Можно ли оставить бизнес стоимостью $1 млрд без присмотра и уехать в кругосветное путешествие? Основатель и совладелец Qiwi Сергей Солонин вернулся в Москву после девятимесячного путешествия и рассказал Forbes Life о том, что изменилось за время его отсутствия и как правильно расставлять приоритеты

Основной актив Сергея Солонина  компания Qiwi, в которой ему принадлежат 64,6% голосов, или 19,3% капитала компании. В мае 2013 года Qiwi вышла на биржу NASDAQ, в октябре 2013-го прошло вторичное размещение. На 3 июня капитализация компании составляет порядка $1056 млн. В группу Qiwi входят Qiwi-банк, провайдер платежных сервисов, электронная платежная система «Qiwi Кошелек», большей частью системы денежных переводов Contact. Сергей Солонин принял участие в ICO Telegram, вложив $17 млн личных средств. Также Солонин руководит ассоциацией «Финтех», учрежденной Центробанком, Сбербанком, ВТБ и рядом других банков. В августе прошлого года он отправился с семьей в путешествие на девять месяцев.

Чья идея была уехать в кругосветное путешествие: бизнесмена Сергея Солонина или человека, семьянина? 

Точно не бизнесмена: бизнесмен бы никогда не уехал так надолго. Это было семейное путешествие и личная история. И именно в сфере наших отношений инсайтов случилось больше всего. В смысле бизнеса у меня появилось новое ощущение — исчезло беспокойство, которое я вижу в Москве на лицах у всех. Бизнес — большая часть меня, но относительно нее я только сместил акценты и приоритеты.

 
Перед отъездом я проиграл у себя в голове самые страшные сценарии и заранее смирился с ними.

Вам не было страшно оставлять бизнес без присмотра на такое долгое время?

Было страшно уйти от привычного ритма. Я совершенно не понимал, как можно отказаться от нагрузки, к которой привык, и главное, перестать общаться с компанией. Перед отъездом я проиграл у себя в голове самые страшные сценарии и заранее смирился с ними.

 

Изменилась ли модель управления компанией из-за вашего отъезда, возможно, что-то удалось оптимизировать?

Мне не удалось делегировать все процессы, которые я изначально планировал. И в результате весь периметр дел, который был у меня до отъезда, так и сохранился: какие-то проекты встали на паузу, какие-то продолжали идти. В любом случае это хороший эксперимент — я увидел, что те, кто вел бизнес в мое отсутствие, возможно, делают это лучше, чем при моем участии. Хотя пока я был в путешествии, от меня ушел финансовый директор Александр Караваев, с которым мы работали вместе семь лет, и глава отдела персонала. Но это их выбор, и я принял его.

Посмотреть эту публикацию в Instagram           Публикация от Sergey Solonin (@sergey.solonin.qiwi) 25 Янв 2019 в 5:23 PST

В начале вашего путешествия вы говорили, что хотите научить себя работать с новой аудиторией, найти какие-то новые элементы, которые можно привнести в бизнес.

 

Это была ложная цель, которая шла от головы. Таких целей было несколько, и я похоронил их в первые два месяца. Решил не отвлекаться. Тогда же мы остались только своей семьей, отказались от сопровождающих нас людей, так как почувствовали, что с ними нарушается целостность семейного круга. Дети периодически приезжали к нам, но последний месяц мы путешествовали уже только вдвоем с женой. И с точки зрения насыщенности проведенного времени и концентрации событий эти девять месяцев можно приравнять к последним 20 годам жизни нашей семьи.

Вы ездили по маршруту или это была импровизация?

Первые два месяца был маршрут, но потом мы начали путешествовать «куда глаза глядят»: приезжали в аэропорт и смотрели, в какую точку ближайший вылет. Когда нет никаких ожиданий от места, в которое ты едешь, возникает больше сюрпризов, и за счет этой неопределенности путешествие получается более насыщенным. Но такая импровизация требует от тебя высокой концентрации на моменте, на людях и на том, что они говорят, и быстрой реакции на получаемую информацию. При этом мы все же старались готовиться к каждому новому месту, выбирали какую-то тему для изучения. Ездили в основном не по туристическим маршрутам, и много важных моментов было связано именно с людьми. Мы много общались с семейными парами, старались останавливаться в семьях, где это было возможно, хотели разгадать их секрет долгой совместной жизни. Но нам нужно совершить еще два таких же путешествия, чтобы охватить весь мир. Мы почти не посмотрели Северную Европу, например.

colspan="2" style="width:624px;">

Вы считали, во сколько вам обошлось путешествие?

Общую сумму — нет, но основные затраты, естественно, ушли на транспорт. На транспорт ушло больше $1 млн. Но внутри страны мы старались останавливаться в семьях и пользовались общественным транспортом, чтобы находиться в среде. Заметная часть бюджета ушла на то, чтобы посетить недоступные для массового туриста места. Также мы старались поддерживать людей вокруг.  

На старте вашей поездки вы встречались с молодыми предпринимателями в Якутске. Они чем-то отличаются от московских стартаперов?

До этого я вообще не очень себе представлял условия ведения бизнеса в регионах, где температура может опускаться до 45-50°C. Предприниматели из Якутска меня очень вдохновили: по сравнению с ними мы находимся в тепличных условиях и при этом часто жалуемся. На их примере я увидел, как работает естественный отбор: кто действительно хочет, тот и делает. И у них все получается.

В этом путешествии появились идеи новых проектов?

В поездке мы видели, как по-разному люди взаимодействуют со своей планетой. Мы встречались с людьми, которые занимаются очисткой рек и океанов от пластика. Теперь у нас есть идея объединить несколько программ и инициатив, направленных на улучшение общей ситуации в один проект, но это будет что-то из области lifestyle. И, конечно, сами мы планируем начать жить так, чтобы уменьшить негативное влияние на планету.

Год назад вы договорились о партнерстве с компанией Revolut, которая планировала выйти на российский рынок еще в прошлом году. Ваше сотрудничество с Николаем Сторонским, сооснователем Revolut, в силе? Если да, то почему сервис все еще не запущен у нас?

Наша работа с Revolut продолжается. Проблема в том, что, учитывая российские законы, в чистом виде Revolut сюда перенести нельзя. Перед тем как выйти на наш рынок, нужно проделать большую работу, но это Revolut делает в каждой стране. 

Изначально мы рассчитывали, что в Qiwi-банке мы будем открывать только рублевые счета клиентов Revolut. Но из-за поправок в закон «О национальной платежной системе», запрещающих иностранным финансовым компаниям напрямую обслуживать российских клиентов, нам пришлось переделать модель, чтобы банк мог открывать счета во всех 25 валютах, с которыми работает Revolut.

Также мы решили создать новый процессинг для обслуживания кошельков пользователей, хотя на старте планировали использовать готовое решение. И вначале Revolut хотел здесь использовать свою инфраструктуру в Лондоне и существующий штат сотрудников. Но затем стало ясно, что нужно собирать свою команду здесь и переносить часть разработки и инфраструктуры. Теперь у Revolut здесь свой операционный центр, своя юридическая служба, фронт- и бэк-офисы.

Но пока вы тщательно готовите инфраструктуру, такие, как Тинькофф Банк, уводят ваших потенциальных клиентов, предоставляя им тот же сервис.

Не буду спорить с тем, что в России высокая конкуренция. В ситуации с Revolut время уходит на поиск и запуск новых предложений для локального клиента. Если в Европе и UK текущий продукт Revolut очень популярен из-за отсутствия более привлекательных предложений, то в России приходится жестко конкурировать с банками и финтех-компаниями. И если сначала Revolut хотела запустить у нас только карту, то сейчас планы изменились, — это будет полноценный продукт: со страховкой, премиум-аккаунтами и другими опциями.

Как Qiwi стала работать со спортивными тотализаторами, насколько это крупная часть бизнеса?

В 2014–2015 году был принят закон о том, что все ставки на тотализаторах должны проходить через расчетные центры, и мы увидели для себя большой рынок в этом. Всего в стране два таких центра, один из них наш, то есть мы занимаем половину этого рынка. Если говорить о доле этого бизнеса в прибыли компании, то это порядка 10%.

Сбербанк покупает 46,5% Rambler, а именно онлайн-сервисы. Для рынка это скорее хорошо или нет?

Образование таких больших холдинговых структур, как Сбербанк, например, конкретно для нас неплохо с точки зрения бизнеса. Потому что мы можем работать со множеством сервисов и компаний, у которых при этом одна точка входа. Но концентрация государства во всех сферах уже очень большая, и отсутствие конкуренции или ее снижение, отсутствие развития плохо влияют на бизнес-среду.

Перед путешествием вы заявили, что в конце пробежите марафон, хотя до этого вы не бегали. Это была тренировка силы воли?

Это была сумасшедшая затея. Я не думал, что будет так тяжело. Мы думали, чем будем заниматься в путешествии, и мы объявили, что пробежим марафон в конце. К сожалению, сделали мы это до того, как пробежали свои первые километры в Москве, а они нам дались очень тяжело. Но отступать было некуда. Тренировались мы не так много, зато удалось побегать в самых необычных местах: с жирафами и антилопами в Африке, иногда не в самых безопасных местах, иногда даже с охраной.

Мы бежали марафон в Мадриде, где участвовали десятки тысяч людей всех возрастов и с разными физическими возможностями. Это было очень вдохновляющее.

 

 

 

 

 

 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости