К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Будущему — покажем: кому нужна научная фантастика в XXI веке

Universal Pictures
Universal Pictures
Считается, что научная фантастика умерла как жанр — вероятно потому, что самые смелые предположения фантастов уже сбылись. Но оказалось, что крупнейшие компании — от Microsoft до Apple — вкладываются в проекты, связанные с этой тематикой. Зачем они делают?

В России для поддержания новой научной фантастики благотворительный фонд «Система» (оператор социальных инвестиций АФК «Система») уже два года вручает премию «Будущее время». О состоянии научной фантастики в XXI веке рассказывает Анна Янчевская, президент фонда.

В последнее десятилетие инвестиции крупных корпораций в развитие научной фантастики или привлечение фантастов к совместным проектам стали международным трендом. Собственные инициативы в этой области запустили Intel, Apple, Google. Внимательно исследовав этот вопрос, благотворительный фонд «Система» создал проект «Будущее время», направленный на возрождение интереса молодых авторов к научной фантастике и на поиск новых идей.  Это первая литературная инициатива в истории благотворительного фонда «Система», сейчас она входит в просветительскую программу фонда, объем которой ежегодно составляет до 15 млн руб.  В 2019 году победителем премии стала биолог, научный журналист и писатель Елена Клещенко (рассказ «Веревка повешенного»). Кроме того, в этом году книга Клещенко  «ДНК и ее человек. Краткая история ДНК-идентификации» попала в шорт-лист премии «Просветитель».

Не хватает фантастов, которые придумывали бы для нас что-то совершенно новое. Возможно потому, что мы настолько увлечены и перенасыщены технологическим настоящим, что о будущем и подумать некогда

Несколько лет назад я общалась с Иваном Лаптевым, одним из самых известных экспертов в области компьютерного зрения (и одним из основателей VisionLabs), и когда разговор зашел о фантастике, он сказал, что текущий технологический прогресс догнал практически все предсказания, и мы живем в уникальное время, когда ты можешь что-то придумать и сразу это создать, а 20-30 лет можно было придумать все, что угодно, но не было инструментов, чтобы это создать. «Прогресс ускорился, и горизонты событий сильно приблизились за последние годы. Если бы кто-то пять лет назад сказал мне, что машины будут распознавать лица лучше людей, я был бы очень удивлен. Но сейчас это так. Не хватает фантастов, которые придумывали бы для нас что-то совершенно новое. Возможно потому, что мы настолько увлечены и перенасыщены технологическим настоящим, что о  будущем и подумать некогда», — говорил Лаптев.

 

Понимание, что фантастика способна подхлестывать изобретательское воображение и решать задачи, стоящие перед технологической индустрией, пришло  на западе. В период с 2011 по 2019 годы Microsoft, Google, Apple, XPrize Foundation и ряд других организаций финансировали проекты, связанные с научной фантастикой. Например, в 2011 году корпорация Intel запустила проект The Tomorrow Project в формате «дизайн-фикшн», в рамках которого фантастам предлагали написать истории, связанные с технологиями, разрабатываемыми в лабораториях Intel. В дальнейшем в штате корпорации появились визионеры-футуристы, которые работали над технологиями 2020-х.

В 2015 году компания Microsoft выпустила сборник научно-фантастических рассказов по результатам проекта Future Visions. Авторы-фантасты использовали доступ к работам Microsoft Research, создавая рассказы, где предсказывалось будущее технологий и исследовалось их влияние на человека.

 

В 2017 году XPrize Foundation Питера Диамандиса (некоммерческая организация, инвестирующая в создание прорывных технологий) сформировала консультативный совет из мировых фантастов. В него вошли такие звезды как Нил Гейман, Энди Вейер, Брюс Стерлинг, Паоло Бачигалупи и еще 60 других известных имен. Цель совета — совместно формировать образ будущего и связанные с ним технологические вызовы, которые могут лечь в основу новых конкурсов XPrize. Совет собирается для обсуждения как очно, так и онлайн. В июне 2019 года XPrize совместно с писателями и художниками выпустил иллюстрированную антологию научно-фантастических рассказов Current Futures: A Sci-Fi Ocean Anthology, чтобы «вдохновить будущих инженеров на преодоление вызовов, связанных с изучением мирового океана».

Известна история сотрудничества писателя-фантаста Нила Стивенсона и главы Amazon Джеффа Безоса. Безос обожает научную фантастику, с дества он зачитывался Азимовым и Хайнлайном. Нил Стивенсон присоединился к визионерскому подразделению Безоса Blue Operations (ставшим впоследствии аэрокосмической компанией Blue Origin) в 2007 году. Если Безоса интересовало как раз научно-фантастическое моделирование, то Стивенсон, наоборот, хотел максимально приблизить свои выдуманные вселенные к законам реальной физики. В Blue Origin его интересовало все, от решения простых инженерных задач до создания альтернативных способов отправки кораблей в космос. Его роман «Семиевие», вышедший в 2015 году, во многом отражает его работу в Blue Origin. Это одна из самых технически наполненных фантастических книг последнего времени по количеству специализированных терминов, инженерных описаний, расшифровок, как именно работает та или иная технология.

Литературные практики, которые так интересуют технологические компании, носят название «дизайн-фикшн» или «литературное моделирование». Одна из задач такого моделирования — нарисовать возможное будущее, опираясь на современные технологии и тенденции, включая как инженерные вопросы, так и вопросы влияния технологий на жизнь общества. По мнению многих экспертов, литературное моделирование позволяет вывести обсуждение будущего на принципиально новый уровень диалога, гораздо более структурированный и богатый в части возможных сценариев. Еще одна прикладная задача литературного моделирования — получить инсайты и более глубокое понимание, как общество может принять определенные технологии. Например, писатель Кори Доктороу, успевший поработать на Tesco, Disney, XPrize и другие компании, говорил в одном из интервью, что литературное моделирование может помочь в том числе в инженерных спорах, когда речь заходит о том, как инновационный продукт может в реальности восприниматься пользователем. По его словам, компании, чтобы понять, стоит ли им заниматься определенной технологией, могут заказывать писателям рассказы о людях, которые ей пользуются.

 
Китай много лет пристально изучал причины технологических прорывов других стран и нашел причины успеха в том, что ведущие специалисты технологических компаний были увлечены научной фантастикой

В части инвестиций в научную фантастику интересен опыт Китая. В отличие от США и СССР Китай никогда не был центром научной фантастики, но в 2015 году китайская фантастика неожиданно покорила вершины американской литературы. Роман «Задача трех тел» Лю Цысиня, написанный еще в 2008 году, получил премию «Хьюго». Успех Лю Цысиня открыл дорогу на западный книжный рынок другим китайским фантастам.

Как оказалось, поколение писателей-фантастов выросло там не случайно. Китай много лет пристально изучал причины технологических прорывов других стран и нашел причины успеха в том, что ведущие специалисты технологических компаний были увлечены научной фантастикой. Сегодня в стране создана инфраструктура, способствующая развитию инновационного мышления и появлению новых авторов в области sci-fi, от обязательного школьного эссе на тему будущего до фантастических журналов и конвентов. Китайские фантасты не только превзошли многих титулованных современников sci-fi, но и доказали, что когда, казалось бы, все уже придумано и описано, новые смыслы по-прежнему можно находить.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+