К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Преждевременные воды: как пандемия повлияла на путешествия по России и за ее пределы

Raffles Seychelles / DR
Raffles Seychelles / DR
Как бы коронавирус ни пытался лишить человечество главного удовольствия, люди находят способ сменить картинку и расширить горизонты. Forbes Life рассказывает, как пандемия повлияла на внутренний туризм России и в каких странах россияне изолировались на яхтах

Свободное падение

Когда в июне 2020 года стало понятно, что международное авиасообщение возобновится нескоро, россияне начали битву за курорты Краснодарского края и Крыма. И хотя пляжи были забиты настолько, что береговая линия Сочи, например, напоминала плакат советских времен о пользе отечественных здравниц, в отрасли все равно произошло мощное падение. «Прошлый год стал самым кризисным в истории не только мирового, но и российского туризма. Несмотря на то что мы завершили 2020-й с показателями более высокими, чем у большинства стран, благодаря внутреннему туризму, у нас все равно сильное падение год к году.

До пандемии коронавируса люди совершали 65 млн поездок, а в прошлом году — всего лишь 37 млн поездок по стране. Получается, что отрасль упала примерно на 40%. Сильнее всего пострадал городской туризм. В 2020 году культурно-познавательные поездки по России упали на 90%. Курортные территории все-таки пользовались большей популярностью. Людей тянет на природу, там больше возможностей для дистанцирования и изоляции. За год мы потеряли всего лишь 10% оборота. И в 2021-м мы всячески стараемся снизить этот разрыв. Россия вошла в топ-3 стран по темпам восстановления внутреннего туризма, но в деньгах мы по-прежнему в минусе. Все-таки почти $11 млрд ежегодно приносили путешественники из других стран, поэтому пока мы много теряем», — рассказывает Зарина Догузова, руководитель Федерального агентства по туризму. Безусловно, пандемия нанесла масштабный урон мировому туризму, который крайне сложно недооценить. Но есть и плюсы. Чиновники годами пытались привить россиянам любовь к родине, а коронавирус справился с этой задачей всего лишь за полгода.

Путешествуем дома: как государства сопротивляются краху туристической отрасли

По данным авиакомпании S7, увеличение спроса по направлениям внутреннего туризма четко прослеживается. Если сравнить динамику роста емкостей по рынку в целом от июля 2020-го к июлю 2019-го, то Геленджик стал популярнее на 100%, Анапа — на 83%, Калининград — на 75%, Сочи — на 60%, Минеральные Воды — на 42%, Симферополь и Краснодар — на 30%. Зарина Догузова подтверждает, что внезапная любовь к внутреннему туризму — это не рекламная уловка, а реально существующий тренд. «Многие из тех, кто отпуск всегда проводил за границей, поехали отдыхать внутри страны. Это новая аудитория, люди, которые практически не знали Россию, — говорит она. — Раньше наши соотечественники путешествовали только в Крым и Краснодарский край, а в прошлом году мы увидели рост популярности Алтайского края, Байкала, Карелии, Мурманской области, балтийских курортов Калининградской области. Поэтому внутренний туризм — это однозначно главный тренд 2020 и 2021 годов. Другая важная тенденция — люди стараются избегать больших скоплений людей, заботиться о здоровье и путешествовать изолированно. Поэтому многие едут на природу и предпочитают экотуризм или выбирают санаторно-лечебные курорты, где есть врачи и точно обеспечены все требования социальной дистанции. Учитывая, что большинство россиян хотят раз в год отдохнуть именно на море, мы видим и подрастающий интерес к яхтингу, но пока этот вариант отдыха ассоциируется с очень дорогим и мало доступным досугом. Тем не менее мы активно развиваем морские территории и будем создавать сеть марин на Крымском полуострове и вдоль побережья Краснодарского края».

 

Лечь в дрейф

Многие, кто в 2020 году отправился покорять Алтай, Байкал и Териберку, жаловались, что впечатления от роскошной природы портит плохо развитая инфраструктура и почти полное отсутствие приличных ресторанов и отелей. Но если на большой земле еще можно пойти на компромисс с собой и поселиться в деревянной хижине с туалетом на улице ради гармонии с природой, то любителям круизного отдыха гораздо труднее было начать освоение внутреннего туризма. Потому что как такового яхтинга в России до пандемии и не было. «Многие наши клиенты хотели и хотят арендовать лодку в России, но это довольно сложно. Культуры чартера в нашей стране просто нет. И, соответственно, чартерных яхт тоже нет. До пандемии запросы на лодку в России поступали крайне редко. Иногда кто-то хотел пару часов походить в московской акватории, провести день в Финском заливе или насладиться видом на Сочи с воды, но не более того. А в пандемию люди готовы были на чартерной яхте пройти от Москвы вниз до Казани или до Самары. Были и более экстравагантные запросы, например на круиз из Питера вниз до Перми длиной в месяц. Интерес к яхтингу в России очень сильно вырос. И я уверена, что это хорошо, ведь за этим последует развитие инфраструктуры», — считает Екатерина Павлова, руководитель чартерного направления Imperial Yachts.

«Надеюсь отправиться в большое путешествие по миру»: Рафаэль Надаль о том, зачем купил суперъяхту

 

Популяризацией яхтинга в 2020 году занимались не только крупные чартерные компании, но и амбассадоры доступного парусного спорта — школа «Сила ветра». По словам сооснователя и креативного директора компании Саши Соколова, до пандемии 80% дохода «Силы ветра» приходилось на регаты и чартеры за рубежом. Практически всю весну и лето инструкторы школы проводили в Турции, Греции, Хорватии и других средиземноморских странах, где обучали новоиспеченных шкиперов или просто катали любителей приключений и активного отдыха. «Яхтинг очень сильно страдает последний год из-за ограничений, — рассказал он. — Когда началась пандемия, почти весь флот чартерных компаний в Европе, а именно они, по сути, являются центральной частью яхтенной индустрии, был заранее забронирован. Но никто из клиентов, внесших предоплаты, не смог приехать. Вернуть деньги чартерные компании могут не всегда, потому что большая часть, скорее всего, уже потрачена или расписана. В итоге люди получили на руки сотни ваучеров, с которыми не могут разобраться уже больше года, потому что границы большинства европейских стран закрыты. Лодки стоят без дела и стареют. Помимо этого, все большие регаты отменили, кроме гонок-одиночек вроде Vendee Globe и кое-как прошедшего в пандемию Кубка Америки. Мы в «Силе ветра» просто сидеть и печалиться не могли, поэтому решили взглянуть на Россию с точки зрения и парусного спорта, и яхтенного туризма. У нас открылись филиалы в Сочи, Геленджике, Нижнем Новгороде. Мы устроили экспедиции на Камчатку, вышли в Белое море, создали базу на Курильских островах. И продолжаем открывать спортивные клубы в других городах России, чтобы зарабатывать все те же 80% теперь на внутреннем туризме. На мой взгляд, за последний год яхтинг в России стал альтернативой отпуску за рубежом, потому что это мир новых возможностей».

Курортный абордаж

И все же очевидно, что каждый в России с радостью бы променял лежак на пляже в Геленджике на шезлонг у побережья самого красивого километра в Реджо-ди-Калабрия. По данным Mail.ru, 34% жителей России даже после очередного ограничения авиасообщения с Турцией в апреле не теряют надежды на отдых за границей. Помимо стран СНГ, для российских туристов по-прежнему открыты Египет, Хорватия, Мексика, Куба и Греция, на которую стоит сделать ставку тем, кто жить не может без яхтинга. «Эгейское море и Восточное Средиземноморье неуклонно становятся все более популярными направлениями для яхтинга. Мы наблюдаем увеличение спроса, поскольку рынок чартера и возможности марин в Греции растут круглый год. Поэтому мы создали Sani Marina при отеле Sani Resort, чтобы учесть потребности владельцев яхт, независимо от того, планируют они пришвартовать свою лодку на несколько месяцев и остаться в отеле или насладиться кратковременным пребыванием на борту. Также у нас есть пять собственных роскошных лодок, отмеченных наградой «Голубой флаг». Яхтинг — это отличный и безопасный способ путешествовать, пассажиры наслаждаются побегом в море в своем защищенном пузыре», — делится наблюдениями Андреас Андреадис, президент и управляющий партнер Sani/Ikos Group.

Если в фильмах ужасов состоятельные люди обычно прячутся в бункерах, то в реальной жизни они предпочитают 100-метровые яхты

В период пандемии чартерные яхты действительно стали своего рода спасением от коронавируса для тех, у кого есть деньги. Если в фильмах ужасов состоятельные люди обычно прячутся в бункерах, то в реальной жизни они предпочитают 100-метровые яхты с собственным спа. «Когда прошлым летом авиасообщение с некоторыми странами начали возобновлять, индустрия стала резко расти. И запросы выросли не количественно, а качественно. Наши клиенты стали запрашивать более длинные чартеры. Средняя продолжительность аренды яхты до пандемии была неделя, максимум две. В прошлом году большая часть запросов была минимум на месяц, а некоторые запрашивали лодку даже на три месяца. Люди буквально прятались на яхтах от коронавируса. И в этом году тенденция сохраняется, потому что и COVID-19 никуда не делся и большинство границ не открылось, поэтому отельный отдых почти недоступен», — комментирует Екатерина Павлова. Сбежать от пандемии на 136-метровой яхте Flying Fox с двухэтажным спа, собственным вертолетом Airbus H175 и огромным дайвинг-центром куда приятнее, чем спрятаться в подвале с телевизором.

 

Бежать, кстати, нынче принято вовсе не на Сардинию, а в Норвегию, Исландию и даже Антарктику. По словам Павловой, в 2020 и 2021 годах клиенты Imperial Yachts впервые начали брать лодки в чартер, чтобы пойти именно на север, и компаниям приходится биться за свободные слоты для яхт и билеты на самолет, так как только один борт официально аккредитован для перелета на остров Кинг-Джордж в Антарктике. Ближайшей зимой такие суперъяхты, как Cloudbreak, La Datcha, Game Changer и Legend, планируют бороздить северные моря, а не огибать Сицилию и Сардинию.

Дачный сезон: как новая яхта Олега Тинькова открывает путешественникам Антарктику

И все же лидером по количеству чартеров по-прежнему остается Турция, куда россияне этим летом смогут попасть с пересадкой. Объездивший Турцию вдоль и поперек Саша Соколов считает, что это одна из самых развитых в плане яхтинга стран в Средиземноморье. «Эгейское и Средиземноморское побережье Турции и города Гёджек, Мармарис, Бодрум, Кушадасы, а также Чешме всегда были привлекательным маршрутом для любителей яхтинга. В настоящий момент мы наблюдаем растущий спрос на лодки класса люкс и суперъяхты, так как марина Чешме находится всего в трех километрах от нашего отеля. На мой взгляд, в пандемию в Турции еще сильнее вырос спрос на яхтинг», — подтверждает Йылдырай Алтын, генеральный менеджер отеля Reges, Luxury Collection Resort & Spa, Cesme, который входит в международную сеть Marriott.

Задраить люк

За год во всех российских и зарубежных отелях появились новые протоколы безопасности, принятые для того, чтобы оградить туристов от коронавирусной инфекции. Например, на Сейшелах, куда отправились 35% российских туристов в 2020 году, по словам Сальвы Раззук, генерального менеджера Raffl es Seychelles, в гостиницах действовали строгие правила изоляции: «Мы всегда осуществляли тщательную уборку вилл, но в пандемию ввели дополнительную программу ежедневной дезинфекции на всем курорте, пересмотрели всех поставщиков, ввели обязательное ношение масок для наших сотрудников, соблюдение установленных правил дистанцирования и сдачу ПЦР-теста при заселении. После отъезда гостей мы ждем 24 часа, прежде чем снова назначить виллу, на которой они жили, для новых постояльцев. У нас было несколько случаев, когда постояльцы приезжали в отель, сдавали тест на коронавирус и он оказывался положительным. Благодаря тому что каждая наша вилла существует совершенно автономно, мы успешно обеспечили изоляцию для таких гостей».

Чартерные компании пошли по пути отелей и ввели все те же обязательные правила для экипажа и гостей каждой яхты. Все участники круиза должны сдать ПЦР-тесты за 72 часа до начала аренды лодки, на борту есть система бесконтактной термометрии. Продукты, доставленные на борт, подвергаются тщательной дезинфицирующей обработке, а контакты с внешним миром минимизированы. Экипаж всегда должен носить маски и перчатки, если только по обоюдной договоренности с гостями они не откажутся от этого правила. Все поверхности на борту регулярно моют и обрабатывают антисептиком, а система кондиционирования подвергается дополнительной очистке специальными дезинфицирующими средствами. Разумеется, гости имеют полное право причалить к берегу и покинуть борт яхты, чтобы изучить новый город или поужинать в ресторане на суше, где они могут заразиться COVID-19. И как показал 2020 год, спасение путешествующих — дело рук самих путешествующих. Ну или вакцины «Спутник».

 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+