Как дизайн управляет человеком | Forbes.ru
сюжеты
$58.77
69.14
ММВБ2143.99
BRENT63.26
RTS1148.27
GOLD1256.54

Как дизайн управляет человеком

читайте также
+421 просмотров за сутки7 принципов идеального текста: уроки известных писателей +203 просмотров за суткиШесть ключей к сердцу клиента. Как стать хорошим продавцом +68 просмотров за суткиБедность в США и война во Вьетнаме. Билл Гейтс назвал лучшие книги 2017 года +102 просмотров за суткиКак иностранцу выжить в Китае и не съесть случайно змею +15 просмотров за суткиСтоун, Авен, Быков, Долин: кого слушать на книжной ярмарке non/fiction +126 просмотров за суткиЧто покупать на книжной ярмарке «Нон/Фикшн». Выбор Forbes +12 просмотров за суткиПромышленные романтики: чему молодые менеджеры могут научиться у руководителей из СССР +94 просмотров за суткиФилософ Хаим Шапира: «Если вы счастливы больше двух дней подряд, значит от вас что-то скрывают» +10 просмотров за суткиПочему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать. Книги декабря +98 просмотров за суткиНедетская литература: 10 книг для родителей по воспитанию себя +4 просмотров за суткиИнженер и эстет. Как Чубайс и Авен спорили о либеральных ценностях +3 просмотров за суткиИстинная история самого знаменитого в мире бриллианта. Книги ноября Кто и когда доказал, что Сахалин — остров +95 просмотров за суткиВеликая мысль: 10 главных бизнес-теоретиков мира 2017 +8 просмотров за суткиДетектор лжи: как критически интерпретировать публикуемую статистику +5 просмотров за суткиОксюморон власти: противоположные черты, которыми обладают лучшие начальники +9 просмотров за суткиКриптотехнологии и криминал вокруг них: как избежать мошенничества на блокчейне +5 просмотров за суткиТеория хаоса: почему безопасная среда не так уж полезна для детей +6 просмотров за суткиПолный беспорядок: почему онлайн-знакомства — пустая трата времени +61 просмотров за суткиПрирода богатства и причины бедности: как ограбить неимущих или очерк о приватизации +97 просмотров за суткиВремя Березовского. Отрывок из книги Петра Авена
ForbesLife #книги 03.06.2013 02:23

Как дизайн управляет человеком

Анна Трапкова Forbes Contributor
Рецензия на книгу «Язык вещей» директора лондонского Музея дизайна Деяна Суджича

Мир переполнен вещами. Их становится все больше с каждым днем. Мы как будто участвуем в потребительской гонке — покупаем бытовую технику, которой никогда не воспользуемся, одежду, которую не наденем, книги и диски, которые останутся стоять на полке нераспечатанными. Книга «Язык вещей» директора лондонского Музея дизайна Деяна Суджича, краткий путеводитель по окружающему нас рукотворному миру, рассказывает о том, как вещи взаимодействуют со своими владельцами и между собой и о чем они нам сообщают.

Было время, когда мебель, домашняя утварь и даже одежда передавались из поколения в поколение. Ритм жизни вещи был соразмерен человеческому, вещи и их обладатели проживали вместе всю жизнь, старели и умирали. Промышленная революция и эпоха технического воспроизводства сделали вещи одновременно и доступнее, и притягательнее. Постоянное развитие технологий приводит к тому, что новейший телефон устаревает, прежде чем его извлекут из фабричной упаковки. Дизайнеры всего мира до мелочей продумывают, как превратить привычный предмет в объект желания. В самой профессии дизайнера заключено стремление к созданию архетипа, поиск платоновского идеала каждой вещи. Лампа Anglepoise, печатная машинка Olivetti, первый автомобиль Mini Cooper и, конечно же, iPhone — все эти безупречные объекты дизайна гонятся за недостижимым идеалом.

История дизайна как самостоятельного вида деятельности берет отсчет с середины XVIII века. Два столетия спустя дизайн стал ДНК индустриального и постиндустриального мира, а дизайнеры из скромных ремесленников превратились в новых инженеров человеческих душ. Некоторые из них, такие как Филипп Старк или Рон Арад, приобретают звездный статус. А объекты дизайна приравниваются к произведениям искусства, занимая заметные места в музеях и галереях.

В мире, утопающем в вещах, язык дизайна стал языком коммуникации. Мебель от IKEA или от Филиппа Старка, кеды Converse или туфли Prada, автомобиль Ford или Bentley — это сообщения, которые мы хотим транслировать окружающим. Вещи являются частью идентичности человека, средством ее выражения. Если в XIX веке «демонстративное потребление» (термин, предложенный философом Торнстейном Вебленом и используемый Суджичем) было уделом элит, то в начале XXI века оно приобрело тотальный характер.

Раньше покупка произведений искусства или изысканных предметов быта демонстрировала способность аристократии владеть такими вещами. Сегодня выбор тех или иных вещей декларирует принадлежность к определенной субкультуре, позволяя «посвященным» считывать зашифрованные знаки. А новой роскошью фактически становится отказ от выбора.

На первый взгляд «Язык вещей» продолжает традицию деконструкции общества потребления, начатую философами-постструктуралистами еще в 1950-е годы. Но не стоит искать в «Языке вещей» разоблачающей критики и неожиданных интерпретаций в духе Ролана Барта и Жана Бодрийяра. Постструктуралистов интересовали не предметы как таковые, а связанные с ними мифы и идеология. В фокусе внимания Суджича — вещи и только вещи, их облик и инженерия. Он дает читателям ключ к пониманию языка вещей, а следовательно, и самих себя.

Внешний облик объектов материального мира красноречиво свидетельствует о состоянии умов и господствующих в обществе стереотипов. Наглядный пример — стыковка космических кораблей «Союз» и «Аполлон», в облике которых воплотились десятилетия противостояния коммунистической и капиталистической систем. Для того чтобы лучше понять, в каком мире мы живем, достаточно на секунду отложить журнал и внимательно посмотреть на вещи, которые нас окружают. 

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться