К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Свобода на глубине: зачем бизнесмены погружаются в бездну

фото Corbis / All Over Press
фото Corbis / All Over Press
Предприниматели, увлекающиеся фридайвингом, рассказали Forbes, какие уроки для бизнеса можно извлечь из погружений на самое дно

Арман Зограбян, гендиректор Williams Lea Tag

Каждый приходит во фридайвинг своим путем. Что касается меня, я с детства обожал нырять. Я помню мои первые советские ласты «Дельфин» и маску из магазина «Турист». Но еще ярче помню опыт первых погружений и безудержную страсть нырнуть до дна. Слава богу, я тогда не умел продуваться (выравнивать внутреннее давление относительно давления окружающей среды. — Forbes). Иначе я сейчас все это не рассказывал бы.

Но после первого серьезного погружения 10 лет назад я понял главное: дна нет, если только ты сам его не придумал.

 

Конечно, это метафора, но она очень хорошо передает суть фридайвинга и ее можно соотнести с любой сферой нашей жизни, тем более с бизнесом.

Во фридайвинге самое важное — умение справляться с давлением и управлять им. Тем, что снаружи, и тем, что внутри тебя, — страхи, сомнения, азарт. Когда ныряешь на глубину, сталкиваешься с пределом возможностей — эмоциональных и психических. И здесь важны не столько физические данные и техника, сколько психологическая подготовка, то есть умение расслабляться и эмоциональный контроль. Я это понял в своей первой поездке в Дахаб, в Египет. Мне было очень страшно нырять. Ощущения такие, как будто прыгаешь с крыши во сне. Добавляет ужаса еще и то, что после 25–30 м отрицательная плавучесть усиливается: человек просто начинает падать вниз. Сознание не было готово к такой глубине и поэтому сопротивлялось. Рациональная часть тебя говорит: это непривычная для меня среда, я не могу это перенести, давай развернемся обратно. И она таки развернет тебя, если ты не расслабишься и не успокоишься. Например, ты просто внезапно перестаешь продувать уши или пазухи. Вдруг заболит зуб или проглотишь оставшийся во рту для продувки воздух.

 

В процессе тренировок ты учишься справляться с давлением — выравнивать его внутри себя, адаптируешь тело к глубине. Фридайверы погружаются под воду вдоль троса, который используется для контроля траектории и страховки, к нему пристегивается карабин с лайнером, чтобы ныряльщика можно было достать. И вот этот трос стал для меня связью с реальностью. Он помог преодолеть страх. Каково же было мое удивление, когда я однажды пошел чуть ниже, где нет троса. Как будто прыгнул с крыши не во сне, а наяву.

На глубине все когнитивные функции сведены к нулю. Мы не думаем в привычном для нас смысле. Я даже ставил такой эксперимент — нырял с огромным пластиковым боксом, в котором был спрятан плеер. На глубине 20–25 м я переставал слышать музыку, точнее воспринимать ее. В целях экономии кислорода обычные функции мозга отключаются, зато включаются инстинкты, которые позволяют минимизировать расходы кислорода и не допустить блэкаута (это когда из-за нехватки кислорода отключается мозг и ты теряешь сознание).

Ты перестаешь думать, но начинаешь ощущать реальность по-особому, такой, как она есть.

 

На суше мы даже яркие события воспринимаем рутинно. Шлейфом тянется предыдущий опыт, усталость, раздражение, и мы не можем в полной мере переживать каждый момент. Мы слишком устали для эмоций. На глубине этого нет. Эти несколько секунд абсолютной реальности, полного контакта с миром очень сильно нас притягивают. И ты ныряешь не за рекордом или достижениями, а за этим восприятием. Где-то на краю сознания ты ощущаешь температуру и понимаешь, что попал в термоклин. Видишь темные силуэты, и тебя это не пугает. Все эти категории — свет, звук, температура — там не работают. Все сливается в одно ощущение. Ты ведь ныряешь в себя, а внутри тебя нет понятия холода, нет понятия света.

Мне раньше казалось, что лучше высокого уровня гемоглобина в крови может быть лишь горячий душ после длительного восхождения в горы. Но поднимаясь со своей максимальной глубины, ты понимаешь, что нет ничего важнее, лучше и вкуснее на свете, чем просто свежий воздух, наполняющий твои легкие, которые готовы были разорваться еще несколько секунд назад.

Уроки бездны

Опыт, который я приобрел во фридайвинге, универсален. Умение справляться с давлением и управлять им крайне важно и для бизнеса. От чего во многом зависит успех в бизнесе? От того, насколько эффективно бизнес может справляться с давлением и создавать его в нужном месте и в нужное время. Ведь чем я занимаюсь? Наша компания предоставляет аутсорсинговые маркетинговые услуги.

Мы создаем различные решения для маркетинга, сами же их внедряем и управляем ими. Моя основная задача — не только развивать бизнес, но и быть все время в поле, создавая и поддерживая давление внутри компании, чтобы люди, работающие в команде, были сконцентрированы на конкретных целях и могли преодолевать инерцию рынка, сомнения вендоров и клиентов и быстро принимать верные решения. Одновременно с этим важно создать и поддерживать определенное давление вовне, среди агентств и клиентов, убеждая их в том, что партнерство с тобой — это наиболее эффективный путь развития их бизнеса.

 

Во фридайвинге то же самое. Мы справляемся с внешним давлением, создаем внутреннее и действуем по определенному алгоритму (он у нас называется протоколом).

И все для того, чтобы погрузиться на определенную глубину и успешно, без травм всплыть.

Второй важный аспект во фридайвинге — это внимание и трепетное отношение к деталям.

Во фридайвинге нет мелочей. Все имеет значение, и от любой мелочи может зависеть не только успешное погружение и подъем, но и твоя жизнь и жизнь твоего напарника, который тебя страхует.

 

На грани возможностей

Несколько лет назад на одной из тренировок я собирался нырнуть на 70 м, предельную для меня глубину. После разминки я решил снять один килограмм груза с ремня, который позволяет выровнять плавучесть гидрокостюма, чтобы легче всплывать. Этого делать было нельзя. Плюс не придал большого значения тому, что трос подо мной выгнулся из-за внезапного подводного течения. «Да ладно! — говоришь себе. — Подумаешь, плюс-минус килограмм, ну еще и течение». Мелочь здесь, мелочь там. И вообще — у меня скоро отпуск заканчивается, поэтому нет времени на это все…

Как всегда на 25 м, я расслабился и стал падать вниз. Но вместо того чтобы идти вертикально головой вниз, из-за течения я стал падать плашмя и очень медленно. И вот уже на отметке 70 м я понимаю, что нырок получился дольше, чем я планировал. Обычно путь туда и обратно занимает 2 минуты 30 секунд. А тут в итоге получилось 2 минуты 56 секунд. Для меня на тот момент это было серьезным перерасходом времени. И уже внизу я понимаю: что-то пошло не так. Я стал спокойно подниматься, понимая, что уже опоздал и у меня будет блэкаут. Значит, надо подняться как можно выше, чтобы спасатели смогли тебя как можно раньше достать. Не оставаться же на глубине просто потому, что ты проигнорировал некоторые важные детали и протокол. И вот идешь вверх по тросу, зная, что ты сейчас немножко утонешь… Говоришь себе: «Да, у тебя сейчас будет блэкаут, ничего страшного, наверху друзья, они спустятся и поднимут тебя. Поэтому будь добр, постарайся себя как можно выше поднять, чтобы друзьям не надо было глубоко спускаться за тобой. А то неудобно перед ребятами». Очнулся я в нежных объятиях друзей. Как и думал, «блэканулся» на 10 м. Если в альпинизме подъем труден, а спуск опасен, то во фридайвинге наоборот: спуск труден, а подъем опасен.

Но зато ты усваиваешь простую истину: там, где ты на пределе своих возможностей, мелочей не бывает.

 

Детали важны, и цель твоих сознательных усилий — это учесть по максимуму все детали, следовать процессам и поступать правильно.

Подобные случаи происходили и в бизнесе. Давление времени, угроза не выполнить KPI — это тоже может привести к блэкауту. Мне часто звонят коллеги: «Арман, у нас проблема, мы пропали». Я им отвечаю: «Просто расслабьтесь. Скоро буду».

Что делает фридайвер, когда ему тяжело, когда на него давит восемь атмосфер? Он расслабляется. Это не значит, что ему все равно, нет, это не игнорирование ситуации. Ты просто отгораживаешься от шума, от паники, от стресса, который мешает тебе взвешенно принимать решения и трезво оценить ситуацию. И когда мне сотрудники говорят: «Все пропало, Арман, у нас проблема. Нас подвел поставщик, у нас будет срыв поставки, не сдадим кампанию вовремя», — я спокоен и расслаблен. Если я буду бегать и кричать, мы проблему точно не решим.

Приезжаю. Все плохо. Давайте разбираться вместе, что именно плохо. У субподрядчика нашего поставщика сломалась машина, дизайнер внезапно улетел на Гоа, машина с продукцией перевернулась по дороге. Так, говорю я, давайте примем за данность, что срыв недопустим и как опция не рассматривается. Остаться на глубине 70 м и умереть там — такой вариант не рассматриваем. И первое, что ты делаешь, — это ныряешь глубоко вместе с ними, помогая им решить проблему. Давайте сейчас посмотрим, что мы будем вместе делать, чтобы выполнить наши обязательства. Все пути пройдем, все варианты рассмотрим — мы ныряем вместе.

 

Процесс для бизнеса, а не бизнес для процессов. Поэтому быть партнером для своих клиентов и вендоров означает не только выполнение своих KPI, но и готовность нырнуть за ними на предельную глубину и помочь им всплыть.

Вспоминается мистер Вульф из «Криминального чтива». Он типичный фридайвер.

Ну да, у него на заднем сиденье разбрызганы чьи-то мозги, ну и что? Достаточно взять шланг, губку и средства для уборки, а потом укрыть все одеялами. И проблема решена. Фридайверский подход. «Я запутался, мне страшно!» — говорит мне коллега. Не бойся, мы нырнем вместе, я буду рядом с тобой. Надо показать, что человек не одинок на глубине. Это ведь особенно остро ощущается — и на глубине, и в бизнесе. Я твой партнер, сейчас вместе нырнем и поднимемся назад. А если начать кричать «Как ты мог допустить такой срыв?», ты точно потеряешь контроль над ситуацией и запорешь проект. Плюс получишь демотивированного коллегу.

Можно нырять за новыми метрами (еще глубже, еще дальше) или к новой цветной резинке для волос, которыми фридайверы отмеряют глубину на тросе. А можно нырять за чем-то большим.

 

Опускаясь на глубину, ты приближаешься к грани собственных физических и эмоциональных возможностей и стремишься отодвинуть пределы своих возможностей еще дальше и таким образом завоевать новое пространство внутри себя. Главное, зачем тебе это новое пространство и каким содержанием ты собираешься его заполнить?

И здесь мы подходим к третьему, пожалуй, самому важному аспекту искусства фридайвинга — отношению к предыдущему опыту.

Мало просто нырять, управлять проектами. Важно, чтобы опыт, который ты получаешь, был осознанным, чтобы ты сделал этот опыт частью себя, а потом успешно проецировал вовне. По мере того как ты расширяешь свое внутреннее пространство и заполняешь его содержанием — и сам наполняешься тем, что называют харизмой. Тогда, как говорят фридайверы, «глубина тебя не только пустит, но и отпустит»…

Спайка знаний и умений и их осознанное применение — непременное условие развития в бизнесе и в спорте.

 

Я фридайвер не только и не столько потому, что тренируюсь и регулярно ныряю. А прежде всего потому, что опыт, который я приобрел во фридайвинге, я смог сделать частью себя и применяю его в жизни — на суше.

В этом смысле не так важно, в каком экстремальном виде спорта ты познаешь грани своих способностей. Главное — насколько осознанным становится опыт, который ты приобретаешь. И стал ли этот спорт или бизнес для тебя искусством.

Виктор Стрелкин, директор Санкт-Петербургского центра НЛП

Во фридайвинг приходят люди с внутренним зовом, которые тянутся к чему-то большему.

У нас в НЛП принято, что любой опыт индивидуален, этим он и ценен. Любое обобщение может быть неправильным. Во фридайвинге у каждого свой путь. Кто-то хочет охотиться на глубине, кто-то мечтает наблюдать за морскими животными (с аквалангом это сложно — он очень шумный). Кому-то интересно это движение в глубину, познание.

 

Я шел за технологией и увлечением, которое меня бы продвигало к чему-то большему, мне важно было развитие. В дайвинге в какой-то момент развитие останавливается, как и в кайтинге, которым я тоже занимаюсь.

Для меня фридайвинг — это тотальная встреча с собой. Другой мир в этот момент перестает существовать, а ты остаешься наедине с собой, со своими желаниями, страхами, мыслями. Ты лучше узнаешь себя. Тотальная эта встреча потому, что тут и психология, и ментальность, и эмоции включаются.

Бизнесмен должен время от времени «обновляться», иначе начинаешь слишком ценить свой достаток.

Мы ценим деньги, время, еду сон, но не воздух. Когда ныряешь, ты все готов отдать за глоток воздуха. Иногда полезно вернуться к себе — и пойти дальше. У меня так: если глубины долго нет, то мне нужна перезагрузка.

 

Мои успехи во фридайвинге трансформируются в успехи бизнесмена. После того как достиг глубины 26 м, многое изменилось. Начал строить новые бизнесы. Например, у нас нет глубоководного бассейна. Их и в Европе всего два. А все потому, что срок окупаемости такого объекта — лет 30–40. Я знаю, как уменьшить его до 5–7 лет. И решил построить бассейн глубиной 42 м. И все складывается словно само собой: тут же нашелся человек, который поставляет оборудование. Я знаю, как получить землю и привлечь инвестора. И понимаю, как ускорить окупаемость проекта. Плюс у меня появилось несколько новых идей, которые воплотятся в виде высокодоходных бизнесов.

Увлечение не дешевое: чтобы нырять, надо ездить за границу. Само снаряжение стоит не дешево: $50 000–100 000 можно потратить на экипировку (костюм, ласты, компьютеры), да и путешествия тоже требуют средств.

Две трети подготовки фридайвера — это психология, и только треть — это техника. Настройка на погружение занимает до пяти минут. Мне, для того чтобы прийти в нужное состояние, надо произнести несколько фраз, это своего рода лингвистический код. Первая фраза: «Все важно, и все не важно». У меня есть любимый человек, я привязан к жизни и поэтому боюсь рисковать. И я говорю себе: «Эта любовь важна и не важна. Мы все умрем, а сейчас я могу сделать что-то удивительное». И вот когда я это знание пропускаю через сознание, через тело, все страхи уходят и я начинаю расслабляться.

Раньше я с трудом принимал решения. Бывало, думал несколько месяцев. А сейчас делаю это за час.

 

Ответы словно сами приходят ко мне. Это потому, что контакт с реальностью стал более сильным. Уходят барьеры между тобой и жизнью.

Раньше я был больше погружен в себя, мне были интересны технологии, а после занятий фридайвингом я стал больше обращать внимания на людей.

На глубине тело становится прозрачным — границы между мной и морем как бы размываются. Я соединяюсь с миром. В сознании тишина, я одновременно наблюдаю за собой со стороны и при этом все осознаю... Наверх возвращаюсь очищенным и словно обновленным. Усиливается восприятие красок, звуков, и ты с новой силой начинаешь любить жизнь.

То, что я получаю от фридайвинга, — увеличение жизненной энергии, сил, потока. Не вижу пока никаких ограничений.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+