Быть в духе: как направить свои лучшие качества на достижение успеха - ForbesLife
$56.01
60.9
ММВБ1989.45
BRENT51.78
RTS1119.06
GOLD1271.09

Быть в духе: как направить свои лучшие качества на достижение успеха

читайте также
+248 просмотров за суткиМолодо-зелено: в «МИФ» вышла книга про особенности подросткового возраста +30 просмотров за суткиШекспир: и чат-бот, и романтик, и тролль в интернете +40 просмотров за суткиМосковские ювелиры утерли нос питерским: новые факты в истории дома Фаберже +96 просмотров за суткиЕсли партнер не бьет, но лишает воли. 7 способов распознать психологическое насилие +22 просмотров за суткиСогласиться нельзя подчиниться: принятие как залог счастливой жизни +6 просмотров за суткиБиография богатейшего человека в истории и другие книги апреля. Выбор Forbes +45 просмотров за суткиИгра в сорок восемь рук: фильм недели «Сплит» +8 просмотров за суткиКниги марта. Выбор Forbes +8 просмотров за суткиКниги знаний: советы по менеджменту, маркетингу и продажам +4 просмотров за сутки«Услышь меня»: как преодолеть барьеры в общении и улучшить свою жизнь +1 просмотров за суткиГордость без предубеждения: 10 современных романов, написанных женщинами +7 просмотров за суткиСамые ожидаемые художественные книги 2017 года +12 просмотров за суткиПисать, чтобы богатеть: истории самых состоятельных литераторов мира +50 просмотров за суткиКниги февраля. Выбор Forbes +204 просмотров за сутки15 самых ожидаемых новинок нон-фикшн 2017 года +4 просмотров за суткиРабота мечты или «просто работа»? Профессиональные советы по поиску призвания. +6 просмотров за суткиОткрытая книга: как книжный сервис завлекает читателей Особые мнения: как отличать дискуссии от споров и почему участие в последних бессмысленно 15 детских книг для холодной зимы Книги января. Выбор Forbes Самые продаваемые нехудожественные книги 2016 года

Быть в духе: как направить свои лучшие качества на достижение успеха

Фото REUTERS / Gonzalo Fuentes
Желание чувствовать искренне и не выглядеть фальшивкой в чужих глазах — одна из базовых потребностей человека

Forbes публикует отрывок из книги социопсихолога Эми Кадди «Присутствие [духа]: Как направить силы своей личности на достижение успеха», выходящей в издательстве «Азбука Бизнес». В 2015 годe американский Forbes включил ее в список 15 лучших бизнес-книг, а портал Business Insider включил Кадди в список 50 женщин, которые меняют мир.

«Эта книга о том, как перестать зависеть от чужого мнения и, оставаясь самим собой, владеть языком тела и сохранять уверенность в себе, что бы ни случилось. Она о том, как установить подлинную, глубокую связь с другими людьми, ощутить себя всесильным и начать радоваться жизни в полной мере. Помните, что мы стремимся не к власти над другими, а к власти над собой, то есть свободе от чужой власти».

Эми Кадди

 

По-видимому, желание чувствовать искренне и не выглядеть фальшивкой в чужих глазах — одна из базовых потребностей человека. Может быть, именно поэтому термин «подлинное “я”» сейчас так популярен. Правду сказать, иногда мне кажется, что его разбрасывают горстями, как конфетти на Новый год.

Но вот вопрос: что такое «подлинное “я”»? То, что имеют в виду ваши друзья, когда говорят: «Просто будь собой»? Может быть, это ощущение, которое мы переживаем, когда «заземлены в реальности»? Возможно ли быть одним и тем же человеком в любых обстоятельствах, в любой момент? Сколько у нас «я» и как определить, какое именно из них нами сейчас управляет?

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте сначала рассмотрим его в более широкой перспективе: что такое вообще «я»?

Этим вопросом занимались десятки психологов, набрав в общей сложности больше ста лет исследований и построения теорий. Прибавьте сюда философов, которые ищут ответ на него уже тысячи лет. Я не смогу в нескольких словах подытожить все их труды, но вот три, по моему мнению, наиболее важные вещи, которые нужно знать о понятии «я», особенно в аспекте присутствия.

Наше «я»: 1. Не едино, а многогранно. 2. Выражается и отражается через наши мысли, чувства, систему ценностей и поведение. 3. Динамично и гибко, а не статично и ригидно. Оно приспосабливается и реагирует на ситуацию — не как хамелеон, но таким образом, что мы способны откликаться на происходящее и в то же время открыты для роста. Это не значит, что меняются наши базовые ценности, но иногда наше подлинное «я» приспосабливается к ситуации или роли, в которой мы находимся, проявляя лишь определенные базовые ценности и черты и скрывая другие.

Но если наше «я» многогранно и динамично, есть ли у нас вообще определенное, стабильное, настоящее «я»? В былые времена ученые держались романтического мнения — да, есть. Но большинство современных психологов и философов согласны, что мы не обладаем полностью интегрированным, постоянным и подлинным «я».

Я же придерживаюсь прагматического взгляда на этот вопрос: подлинное «я» — это состояние, а не черта личности. Это временное явление, описанное психологом Элисон Лентон как «субъективное чувство, что человек является подлинно собой» или «преходящее ощущение, что человек живет и действует в соответствии со своим подлинным “я”». Я считаю, что это — ощущение, когда человек знает и чувствует, что сейчас он наиболее искренен и отважен. Это момент, когда мы независимо и честно выражаем свою систему ценностей в своих действиях. Это состояние приходит и уходит, но мы его узнаем, потому что в нем чувствуем себя «правильно». Практически любой припомнит моменты, когда был верен себе и знал это, но мало кто может сказать, что всегда действует и чувствует себя подобным образом. Наше восприятие себя тоже меняется в зависимости от роли, которую мы играем в тот или иной момент, и от контекста, в котором мы находимся (родитель, супруг, учитель). Так что, даже когда мы чувствуем, что верны себе, конкретные проявления этого «себя» — те части его, которые в данный момент активированы, — меняются от одной ситуации к другой.

А наше подлинное лучшее «я» и наше подлинное истинное «я» — это одно и то же или нет? Конечно, у каждого человека есть черты, которыми он не слишком доволен (и окружающие — тоже); кое-какие из них можно даже назвать деструктивными. Многие работают над собой, чтобы избавиться от нежелательных черт — иррациональных страхов или вспыльчивости. Кроме этого, у каждого человека есть глубоко личные аспекты, которые он не демонстрирует всему миру.

А еще бывают черты личности, которые безвредны для окружающих, но которые мы все же пытаемся изменить или спрятать, поскольку стыдимся их. Как, например, в этом письме:

«Я студент-медик, живу в Турции. Я хорошо учусь, мне очень нравится изучать медицину, обдумывать научные вопросы, искать новые идеи. Я сознаю свои способности и знаю, что во мне таится большой потенциал. Но вот в чем беда: ...я заикаюсь... Из-за этого я не могу участвовать в дискуссии на занятиях, не могу обсуждать материал и, что еще хуже, не могу задавать вопросы... Уже четыре года я вынужден молчать».

Я получаю много писем от людей, борющихся с препятствиями, которые мешают им полностью поверить в себя и отважиться жить в соответствии со своим подлинным «я». У каждого из нас есть черты, которые, как нам кажется, нужно уничтожить или спрятать, — мы считаем, что эти черты не могут принадлежать человеку, которым мы хотим быть.

Эти препятствия вполне реальны. Они причиняют боль. Действительно ли нам лучше было бы жить без них? Зачастую ответ — «да». Но вот что я хочу сказать: возможно, представляя себе свое идеальное «я», мы не включили бы в него эти качества. Но тем не менее они — важная часть нашего подлинного лучшего «я»: они осложняют нам жизнь, но, несомненно, являются неотъемлемым компонентом личности. Мозговая травма, которую я пережила в студенческие годы, сегодня не слишком мешает мне жить, но она всегда будет важной составляющей моей личности — не только потому, что физически подействовала на мой мозг и нервную систему, но и потому, что ее последствия разбежались по моей жизни, как волны в пруду, влияя на все, что я пережила потом: мои отношения с людьми; мои решения; то, как я думаю, учусь, чувствую; мой взгляд на мир. Очень долго я стыдилась этой части своей личности. Очень долго она держала меня в плену.

Физические и психологические препятствия, которые мы преодолеваем, оставляют на нас след. Преодоление дает нам опыт и новые знания, которых нет ни у кого, кроме нас. Я не хочу изрекать пошло многозначительную «мудрость», но мы должны не просто принимать все жизненные препятствия — мы должны радоваться им и видеть их преодоление как источник новой силы. Возможно, мы бы предпочли не включать свои слабости в свое идеальное «я», но они уже являются его частью. Что же нам остается делать? Только признать их существование и завладеть ими.