К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Кино под запретом: патриотическое пуританство

Фото REUTERS / Danish Siddiqui
Фото REUTERS / Danish Siddiqui
Почему в России министерство культуры запрещает смотреть байопик про Стива Джобса и все оскаровские фильмы 2016 года тем, кто моложе 18

В развитых странах мира, в том числе в Штатах – с давних пор – и России – с недавних – существует система возрастных ограничений в кинопрокате: из-за того, что некоторые несознательные режиссеры дозволяют себе сцены секса, насилия, употребления наркотиков и даже разрешают персонажам браниться: «Ф*к ю! – Ф*к йоселф!!!». О, этот милый невариативный американский мат!

Система ограничений особенно актуальна и иногда болезненна для кинорынка, поскольку еще в начале 90-х на Западе осознали, что возраст новой основной киноаудитории не 30-40 лет, как в киноманские 1960-70-е, а от 14 до 25. От наших прокатчиков я слышал, что в России границы массового кинозрительского возраста еще ниже: от 12 до 21. То есть возрастные ограничения способны бить по киносборам.

В Америке система возрастных ограничений была введена в 1968-м, а окончательный вид обрела в 1990-м. Сейчас она такова: G – General Audiences – фильм для всех возрастов. PG – рекомендуется (но лишь рекомендуется!) родительское сопровождение на просмотр, если маму с папой что-то смутит. PG-13 – детям до 13-ти просмотр не желателен, но опять же на усмотрение родителей. R – зрителям до 17-ти обязательно сопровождение старших. Наконец NC-17 – дети до 18-ти (тут нет путаницы: именно до 18-ти, по 17-ть включительно) не допускаются. Рейтинг NC-17 сменил в 1990-м более известный миру рейтинг X, поскольку тот используется и для маркировки мягкой порнографии. А NC-17 не для порнографии. Он для серьезного, в том числе классического кино со взрослыми сценами.

 

Во-первых, любой фильм может выйти в прокат, если кто-то приобрел права на его распространение в США и Канаде. Во-вторых, возрастные рейтинги присваивает не государство, а общественная организация MPAA – Американская киноассоциация (активно привлекающая к вердикту родителей). Другое дело, что MPAA – очень влиятельная ассоциация. Именно она, в частности, присваивает рейтинги кинофестивалям.

Продюсеры фильма могут опротестовать решение MPAA. В этом случае создается конфликтная комиссия из более десятка личностей, фамилии которых известны. Если комиссия подтверждает вердикт MPAA, то у продюсеров есть две возможности: выпустить фильм с убойным рейтингом, который ударит по сборам, либо вырезать откровенные сцены.

 

У нас систему возрастных ограничений в культуре и искусстве сформировали в 2012-м. Все определяют не общественность, а главенствующее в России государство в лице госчиновников. В кино – в виде представителей министерства культуры. Это акция, связанная с цензурой. Потому что изначально фильм должно разрешить государство. А может и запретить. У нас запретили злой и честный сербский «Клип», британо-американскую антиутопию «Номер 44», хотя там демонстрировался явно вымышленный и смешной (для любого сколько-нибудь развитого зрителя) СССР начала 1950-х, а весь остальной мир все равно этот фильм увидел и распропагандировался, а также французскую откровенную «Любовь».

Только вместе с официальным прокатным разрешением фильму выдают возрастной рейтинг, который присуждают анонимы. Под разрешением и возрастным рейтингом стоит лишь подпись главы кинодепартамента министерства культуры. Все! Чистой воды чиновный произвол.

Насколько я знаю, никто из прокатчиков, не рискуя осложнять ситуацию, никогда не опротестовывал возрастной вердикт российских киночиновников.

 

Наш возрастной рейтинг в кино и искусстве таков: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+. Как топором, как сплеча, заметьте, рубили.

Что же, поглядим, какая из возрастных систем – американская либо наша – смелее, демократичнее, либеральнее (прости господи за употребление этого самого бранного определения в политических дискуссиях на российских телеканалах). А какая – трусливее, чиновнее, тоталитарнее.

Ах, вы уже знаете ответ? Да неужели? А я вам сейчас еще и фактики подброшу.

В Штатах, при всех их обязательных семейных воскресных провинциальных походах в церковь, при всем развитом пуританстве, при всей силе злобных общественных организаций, которые следят за строгим соблюдением закона и норм морали, за 16 лет существования убийственного рейтинга NC-17 его удостоились немногим больше 130 картин. В 2016-м по ситуации на сей момент — на начало июня — ни одна. Рейтинг NC-17 считается в Америке гробовым. Если фильм удостаивается такого рейтинга, его не возьмется показывать, чтобы не терять зрителей, ни один кинотеатр.

В России, по моим подсчетам, из фильмов, вышедших в прокат с 1 января по начало июня 2016-го, аналогичного NC-17 рейтинга 18+ удостоились, не поверите, 34 (тридцать четыре) картины.

 

В Америке, повторю, ни одна. Всего за пять месяцев – что же случится до конца года?

А сколько получили второй по значимости рейтинг 16+ — и сосчитать сложно. 16+ — это в СССР «дети до 16-ти не допускаются». В СССР подобная подпись под киноафишей была редкостью, сразу привлекавшей к фильму дополнительный интерес подростков. Теперь, в свободной, как нас заверяют гостелеканалы, России, только за первые пять месяцев 2016-го сто с лишним фильмов обрели карающие рейтинги 16+ и 18+. Это более половины всех фильмов проката со сколько-нибудь массовым тиражом!

Это вообще-то кошмар, ребята.

Результат иногда анекдотичен. В этом году рейтингом «18+» наше министерство культуры пометило и убило главные оскаровские хиты, хотя многие из них критиковали Америку и фактически работали на Кремль. Рейтинга 18+ у нас удостоились даже «Выживший» (за что? За сцену Ди Каприо с медведем?) и абсолютный оскаровский триумфатор «В центре внимания» (за что? За критику католической церкви? Или у нас теперь в принципе нельзя говорить о церковных грехах?)

 

18+ получают фильмы с лучшими актерами мира, которые никогда не согласились бы сняться в плохом кино. Список, если потребуется, приведу отдельно. 18+ отхватил фильм «Стив Джобс» — кинобиография величайшего компьютерного продюсера, в которой вообще нет ничего, что может нарушить психику подростков, если не считать длинных умных монологов героя. Рейтингом 18+ наше киночиновничество снабдило комедию великолепных и остроумных братьев Коэнов «Да здравствует Цезарь!» о парадоксах Голливуда рубежа 1950-х, которой в Америке присвоили PG-13 – дети до 13-ти на усмотрение папы с мамой.

Они что, в этом министерстве культуры, над нами издеваются?

Россия, как известно, страна загадок. Законы у нас зачастую принимаются только для того, чтобы их потом не исполняли. Но в случае прокатных ограничений кинотеатры все-таки рискуют редко. Я опросил ряд знакомых, кому по 18-20. Бывает, они загодя достают паспорт у кассы на фильм 18+, а паспорт не спрашивают. Но случается, что у них требуют ID и на фильм с рейтингом 16+ — на очередную серию бондианы.

При этом вы ошибетесь, сочтя, будто у нас из военно-патриотических соображений гнобят только американское кино. Среди фильмов, получивших с начала 2016-го эти самые 18+, сразу три российских. Наибольший смех вызывает 18+, присужденный фильму «Тряпичный союз», поскольку в феврале эта российская картина была включена на фестивале в Берлине (№2 в мировом рейтинге после Каннского) в детский конкурс 14+.

 

Короче. Лицам до 16-ти и 18-ти предназначены в России, в основном, только самые детские либо наиболее стерильные и бессмысленные картины, которые многие из школьников не станут смотреть из-за естественной тошноты. Государство уверено, что подростки станут хавать лишь то, что оно им предназначит. Киночиновники рапортуют вышестоящему начальству, будто акция проходит успешно. Но подростки хавают совсем иное, далеко не всегда кино, и когда государство в этом убедится, ему будет уже поздно. А работать с реально серьезной культурой, которая и влияет на умонастроения и 16-ти, и 18-летних, наше государство не обучено и не умеет.

Оно ведь пыталось пропагандировать отстойное, но патриотическое, по его мнению, национальное кино. Михалковский «Солнечный удар» получил возрастной рейтинг 12+ для пятиклашек. Хотя в нем есть длинная сцена откровенного секса с каплями воды из крана, символизирующими… не могу сказать, завершение какого именно акта, не желая попасть под цензуру. За подобную сцену любой американский фильм удостоился бы у нас 18+. Но «Солнечному удару» расчистили пространство, заставив прокатчиков отложить все иноземные фильмы-конкуренты на три недели вперед. И что? А пшик.

У нас до 18-ти предполагается детская жизнь. Они там вместо того, чтобы пойти в кино, будут в подворотнях кирять? Но это неплохо! Ведь именно в подворотнях можно набраться того истерического патриотизма, который гуляет по нашим гостелеканалам.

Зато в 18 гражданин обретает право не только вступить в брак и отдать жизнь за родину, пойдя на службу в армию и исполнив свой гражданский долг, но и наконец-то посмотреть кино с рейтингом 18+. Жениться, умирать за родину и смотреть кино я начал одновременно.

 

Что происходит в некоторых фильмах киномэтров, снятых для серьезной взрослой аудитории — тест Forbes.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+