Лидеры Рунета: как изменился российский интернет-рынок в 2013 году | Forbes.ru
$58.41
69.29
ММВБ2159.12
BRENT63.53
RTS1164.62
GOLD1290.36

Лидеры Рунета: как изменился российский интернет-рынок в 2013 году

читайте также
+5 просмотров за сутки20 директоров-капиталистов. Новый рейтинг Forbes +3525 просмотров за суткиОвдовевшие, богатые и щедрые: принципиальная девственница Оливия Сейдж и ее $60 млн +1076 просмотров за суткиУкраина обогнала Россию по ценовой доступности Интернета +8161 просмотров за суткиНа вкус и цвет: самые высокооплачиваемые модели. Рейтинг Forbes — 2017 +2542 просмотров за суткиСтолешников переулок признан самой дорогой улицей России +3788 просмотров за суткиГолосовой набор: самые высокооплачиваемые певицы мира. Рейтинг Forbes — 2017 +264 просмотров за суткиСоздатель Всемирной паутины Бернерс-Ли рассказал о главной угрозе для интернета +98 просмотров за суткиНайти $1 млрд. Mozilla меняет поисковик Yahoo на Google +49 просмотров за суткиS&P признало дефолт Венесуэлы в валюте. Что это значит для «Роснефти» +8 просмотров за суткиЭволюция браузера. Как Apple обидела рекламную индустрию и усложнила жизнь партнерам +13 просмотров за суткиОпасный Wi-Fi. Как защитить компьютеры и телефоны от взлома +51 просмотров за суткиБлестящее предложение: 10 лучших работодателей 2017 по версии Forbes +3 просмотров за суткиЕдинственное и дорогое. Как оценить стоимость доменного имени +495 просмотров за суткиПять генеральных: женщины-СЕО крупнейших частных компаний России +172 просмотров за суткиЛюбви все рейтинги покорны: одно личное мнение +5 просмотров за суткиРождение Forbes 400: история создания рейтинга богатейших людей +4 просмотров за суткиТемный лабиринт, полный программистов. Что нужно преодолеть Интернету на этапе становления +11 просмотров за суткиВсе в плюсе: восемь богатейших людей мира разбогатели на $8 млрд +4 просмотров за суткиОбогнать инфляцию: сколько заработали НПФ для будущих пенсионеров за последние 8 лет? +10 просмотров за сутки«То, что мы называли книжным рынком, больше не существует». Линор Горалик о писательском бренде и гендерном равноправии +1 просмотров за суткиВышел сентябрьский номер Forbes

Лидеры Рунета: как изменился российский интернет-рынок в 2013 году

Экономика крупнейших игроков отрасли продолжает расти бешеными темпами

С тех пор как в российском интернете завелись первые по-настоящему серьезные деньги — а случилось это всего-то лет пять-шесть назад, — экономика лидеров Рунета растет бешеными темпами, которые не сильно зависят от происходящего в других отраслях. Первую попытку сделать рейтинг крупнейших отечественных интернет-компаний мы предприняли в феврале 2011 года, решив ограничиться списком «хозяев виртуальной реальности» — инвесторов, менеджеров и стартаперов, которые определяют лицо русского интернета. Сейчас можем признаться: мы просто побоялись, что финансовые показатели главных компаний Рунета будут выглядеть бледно на фоне лидеров традиционной экономики.

Правда, для интернета 5–6 лет — огромный срок, и картина рынка за эти годы изменилась очень сильно. В первую очередь с точки зрения масштаба: лидеры уже зарабатывают более $1 млрд в год. Капитализация многолетнего лидера рейтинга «Яндекса» в прошлом году выросла почти вдвое. По темпам роста рыночной стоимости «Яндекс» обогнал все публичные компании России: на начало февраля поисковик стоил на бирже $12,8 млрд — почти вдвое больше, например, чем «Северсталь», у которой EBITDA выше всей выручки «Яндекса».

Но главная неожиданность 2013 года — «Яндекс», похоже, скоро может потерять свое первое место. Если верить отчетности интернет-магазина «Юлмарт», предоставленной Forbes, в 2013 году его выручка составила $1,02 млрд против $1,22 млрд прогнозной выручки у «Яндекса». При этом рост выручки «Юлмарт» в 2013 году составил почти 60%,  а у «Яндекса» прогнозный рост выручки — 29%.

О бурном росте интернет-торговли мы писали еще в прошлом году, и результаты видны: если взять 20 крупнейших по выручке интернет-магазинов и 20 прочих крупнейших интернет-компаний, первые будут лидировать с приличным отрывом. При этом бизнес-модели магазина и, например, холдинга Mail.ru Group различаются так сильно, что мы решили сделать этот рейтинг в новом формате: 10 главных интернет-компаний плюс 20 главных интернет-магазинов.

Крупнейшие российские онлайн-магазины «Юлмарт» и «Ситилинк» (последний, правда, зарабатывает часть выручки благодаря корпоративным клиентам материнского холдинга Merlion) в каком-то смысле заменили две крупные компании, торговавшие компьютерной техникой и электроникой, — Ultra Electronics и «Санрайз», не пережившие кризис 2008 года. Информационная система «Ультры» была выкуплена небольшой питерской компанией-дистрибьютором «Комбриг», владельцы которой пытались развивать сеть магазинов в формате кибермаркета. Для экспансии им не хватало денег, но помогло случайное знакомство, завязавшееся в классе йоги. Как за пять лет «Юлмарт» почти с нуля преодолел отметку выручки $1 млрд — читайте в мартовском номере.

Совокупная выручка 30 участников рейтинга в 2013 году выросла на 31% (в 2012-м — на 40%), при этом на долю интернет-магазинов приходится около 65% этой выручки. Высокие темпы роста — у «Юлмарт», Wildberries, Lamoda и Enter. Почти с нуля вырос дальневосточный «Технопоинт», ему помогли инвестиции владельцев региональной сети электроники DNS. Медленнее росли столичные магазины электроники и строительных инструментов, а также продажи игрового контента.

На фоне роста продаж убыточность и закредитованность онлайн-торговли пока не очень тревожит владельцев этих бизнесов, но некоторые из них стали уделять больше внимания эффективности. Так, выручка самой динамичной в прошлом году компании «Сотмаркет» снизилась из-за сокращения расходов. Лидером падения стала продуктовая сеть «Утконос» — минус 30% к 2012 году. Наконец, из рейтинга исчезли многие сервисы, за комиссию продававшие купоны со скидками до 70%, остался лишь Biglion, который вовремя диверсифицировался в торговлю. Купонная лихорадка, вспыхнувшая в 2011 году, начала спадать уже через год, в 2013-м компании получали стабильный, но сравнительно небольшой заработок: самая крупная из них — «КупиКупон» с выручкой $49 млн.

За пределами рейтинга оказались и популярные сайты по продаже авиа- и железнодорожных билетов. Их общие продажи огромны, но компании могут записать себе в плюс лишь небольшую комиссию от операций. Возможно, в будущем у них появятся шансы: например, выручка One Two Trip за год выросла почти вдвое, приблизившись к нижней границе рейтинга.

По данным компании W3Techs, русский язык в марте 2013 года стал вторым по популярности в интернете после английского, обогнав немецкий. Постоянный рост пользователей делает интернет привлекательным для любой компании. Но участники рейтинга уверены, что все идет «рабочими темпами», а ожидания от отрасли завышены: в перспективе российский рынок онлайн-торговли будет прирастать примерно на 10% в год (а не минимум 25–30%, как раньше) и укрупняться.

Эксперты тоже ожидают волны слияний и поглощений. Одно из них идет полным ходом — инвестор Ульви Касимов и другие владельцы магазинов «Ютинет», «Сотмаркет» и «Е96» обещают объединить их уже в 2014 году.

Рост интернет-торговли дает и неожиданные эффекты: именно отечественные онлайн-магазины считаются главными инициаторами обсуждающихся в правительстве ограничительных мер в отношении деятельности зарубежных интернет-магазинов в России. Их введение сулит проблемы зарубежным игрокам, но они  же — золотое дно для компаний-посредников, которые уже сейчас предлагают свои услуги в получении посылок из иностранных онлайн-магазинов. Forbes постарался выяснить, кто эти люди, как работает их бизнес, стоит ли вообще платить деньги за их услуги и как на такого рода бизнес реагирует российская таможня. Подробности — в мартовском номере журнала.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться